=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

/см. начало в вып. #4133, #4140./

 

 

Один из аргументов, который я приведу в этой книге, состоит в том, что само представление о том, что разумный человек, полностью владеющий своими умственными способностями, может свободно полностью и навсегда отвергнуть Бога, является логически непоследовательным. Другой аргумент — это что окончательное состояние вечного мучения не может, по этой и другим причинам, быть ни справедливым приговором, ни справедливой участью, постигшей конечное существо, каким бы порочным оно ни было. Еще один аргумент заключается в том, что даже если бы эта участь была в некотором чисто абстрактном смысле "справедлива", Бог, который позволил бы ей стать чьей-либо действительной судьбой, никогда не мог бы быть совершенно благим /.../. И еще один — это что традиционное учение о вечности ада делает другие аспекты традиции, такие как ортодоксальная христология или эсхатологические утверждения апостола Павла, в конечном счете бессмысленными. Если всё это кажется туманным, а на данный момент так и должно быть, я надеюсь, что к концу книги это станет более понятно. Однако я не могу быть до конца уверен, что это произойдет, поскольку христианам многие века внушалась вера, что идея вечного ада есть ясная и необходимая составляющая их веры и что, следовательно, у этой идеи должен иметься безупречный моральный смысл. /.../ Самый эффективный способ подавить моральное чувство — научить его принимать противоречивое за парадоксальное и тем самым принимать непоследовательность за глубину, а моральный идиотизм — за духовную утонченность. Если это можно сделать достаточно искусно и деликатно, то даже очень мощный интеллект может сохраниться такие идеи на всю жизнь. В конце концов, при достаточной практике человек действительно может, подобно Белой Королеве, еще до завтрака научиться верить в десяток невозможных вещей. {Отсылка к персонажу из "Алисы в Зазеркалье" Л.Кэролла; соответствующую цитату из этой книги автор сделал эпиграфом к данной главе. — Здесь и далее — прим. ред. рассылки.}

Не то чтобы я обвинял кого-то в сознательном или циничном стремлении манипулировать умами верных христиан. /.../ Я рассматриваю этот процесс как непреднамеренный результат долгой традиции заблуждения, когда ряд неверных толкований Писания привел к разнообразным искажениям в богословском мышлении, которые затем были сохраняемы как древние богооткровенные истины, и, наконец, благодаря утвердившимся во многих поколениях умственным привычкам, сделались неуязвимым для любой критики — несмотря на логические и концептуальные несообразности, на которые верующие должны были закрывать глаза на протяжении веков. /.../ Например, я думаю, что томисты {томизм — совокупность философских и теологических концепций, восходящих к идеям Фомы Аквинского} совершенно искренни, когда утверждают, что Бог не мог бы создать ду́ши, которые он предназначил для вечных мук, и, конечно, никогда не мог бы позволить им мирно снова кануть в небытие, поскольку /.../ это было бы с его стороны своего рода скупостью или завистью. Для томиста бытие есть первое из благ, высшее всякого иного, поскольку сам Бог есть сущее Бытие, и поэтому небытие — даже для души в аду — было бы бо́льшим злом, чем вечная агония. Разумеется, это нелепость, но она помогает заполнить лакуны в повествовании. Дар, от которого невозможно отказаться и который в то же время является для его получателя источником непрекращающегося страдания, — это вовсе не дар, даже в самом слабом аналогическом смысле. /.../ Бытие само по себе есть благо. Но для существ, которые существуют только благодаря ограниченному участию в даре существования, только благополучие является даром в истинном и значимом смысле; простое голое существование есть нечто грубое и убогое, и принимать его за высшую ценность — идолопоклонство (...).

Конечно, всё это открыто для обсуждения. Но, с другой стороны, именно в этом и кроется проблема: вопрос спорен с какой стороны не посмотри. В этой томистской идее мне представляется захватывающим {"любопытным"} не то, что она "неверная" — она не поднимается до уровня правильного или неправильного, — но что она совершенно лишена даже следа серьезного логического содержания. Она предлагает свои предпосылки не как логически установленные или аналитические истины, а просто как необходимые корреляты предрешенных выводов. Этот аргумент есть не что иное как голословное утверждение, прельститься которым может только ум, которому уже был внушен гораздо больший и более пагубный набор исходных допущений и который был подготовлен долгой психологической и догматической формацией {"воспитанием"}, чтобы безропотно принимать нелепые предложения /.../. Что может быть более абсурдным, чем утверждение, что Божьи пути настолько превосходят наше понимание, что мы не смеем даже отличить благо от зла, поскольку и то и другое может привести к одному и тому же бесконечному мучительному отчаянию? Здесь послушному верующему просто приказывают кивнуть в знак согласия, тихо и покорно принять это /.../. Однако разумный человек /.../ в состоянии распознать некоторые очень простые истины: например, истину о том, что его учили одобрять божественные деяния, которые, если их перевести в человеческий масштаб, немедленно были бы распознаны как выражение чистой злобы.

Впрочем, полагаю, все мы можем однажды подпасть под риторические чары такого рода. <...>

[ Дэвид Бентли Харт.
Из книги "That All Shall Be Saved. Heaven, Hell, and Universal Salvation", из гл. I.1.II. 
Компиляция из двух переводов на русский: а) за основу взят "сокращенный перевод" "Все будут спасены. Рай, ад и всеобщее спасение", доступный в эл. виде;
б) "Чтобы все спаслись. Рай, ад и всеобщее спасение" / М.: Эксмо, 2020.
 
Перевод (а) очень далек от совершенства в плане использования русского языка. Некоторые смысловые разночтения двух переводов представлены в фигурных скобках. Выделенный синеватым цветом текст опущен в "сокращенном переводе". Увеличенный шрифт отражает содержание "врезки" в (б).
  ]

 

 

см. также:
+++ Д.Б.Харт: милостивцы

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Вы же приблизились к горе Сион:
 к городу Живого Бога, небесному Иерусалиму,
  к мириадам ангелов,
 к праздничному собранию Божьих первенцев,
  чьи имена записаны на небесах,
 к Богу, Судье всех людей, к духам совершенных праведников,
 к посреднику Договора с Богом — Иисусу,
 чья окропляющая кровь обещает лучшее, чем кровь Авеля.
 Так смотри́те, не отказывайтесь слушать,
  когда Он говорит!
 Ведь если не избежали кары те,
 кто отказался услышать голос, предупреждавший на земле,
 то тем более не избежим ее и мы,
  если отвернемся от голоса, что с небес.
 Тогда голос Бога поколебал землю, теперь же Он обещает:
 "Я поколеблю еще раз, и не только землю, но и небо".*
                                     (Евр.12:22-26/*/)

* * *

*...пришли к <Иисусу> фарисеи
  и задали вопрос, желая испытать Его:
 – Может ли по Закону мужчина развестись с женой?
 – А что вам заповедал Моисей? — спросил Иисус.
 – Моисей позволил развестись с женою,
  дав ей разводное свидетельство, —
 ответили они.
 – Моисей написал вам такую заповедь,
  потому что сердца у вас черствы и упрямы, —
   возразил Иисус. —
  Но с самого начала, со времен сотворения мира,
  Бог "создал мужчину и женщину.
  Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене,
  и станут двое одной плотью".
  Итак, их уже не два человека, а одно существо.
  То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает.
 А в доме ученики спросили Его о том же.
 – Кто разведется с женой и женится на другой,
 тот согрешит, нарушив супружескую верность, —
  ответил Иисус. —
 И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого,
 то она совершит тот же грех.* (Мк.10:2-12/&/)

*********************************************

/*/ содержит стихи из апост. чтения вторника.
/&/ еванг. чтение вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4144.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»