=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 7 февраля 2022 г. ст.ст.,

  воскресенье, посвященное притче о беспутном сыне.
  литургические чтения: 1Кор.6:12-20; Лк.15:11-32.

 

 

 

 

 

> <...> в центре проповеди Иисуса стоял призыв к покаянию в преддверии скорого Царства (Мк 1:15). Неудивительно поэтому, что притчи о покаянии занимают важное место в евангельской традиции. Одна из таких притч являет собой квинтэссенцию того, как Иисус представлял себе покаяние. Это знаменитая притча о блудном сыне.

> У одного человека было два сына. И сказал младший отцу: «Отец! Дай мне полагающуюся мне часть имущества». И отец разделил им имущество. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имущество свое, живя распутно. Когда же он промотал всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей той страны, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю с голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отец! Я согрешил против Неба и пред тобою и уже недостоин называться твоим сыном. Прими меня в число наемников твоих»». Встал и пошел к отцу своему.
> И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отец! Я согрешил против Неба и пред тобою и уже недостоин называться твоим сыном». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его. И дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколи́те. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
> Старший же сын его был на поле. Возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Тот рассердился и не захотел войти. Отец же, выйдя, звал его. Но он сказал отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имущество свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка!» Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое — твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мертв — и ожил, пропадал — и нашелся». (Лк 15:11-32)

> Хотя эта притча содержится лишь в одном позднем источнике (Евангелие от Луки), она явно принадлежит Иисусу. Сюжет ее в отличие от <притч о горчичном зерне и о закваске> прост и понятен. (Не исключено, кстати, что он не выдуман Иисусом, а взят из реальной жизни.) Один из двух сыновей потребовал свою часть наследства еще при жизни отца: в подтексте стои́т, что отец ему только мешает (дескать, «ты зажился»), что он желает отцу смерти. Такое поведение даже по нашим меркам ни в какие ворота не лезет, а в патриархальном иудейском обществе I века оно воспринималось как ужасный грех, вопиющее попрание базовых моральных устоев и заповеди о почтении к родителям. Затем, усугубляя свою вину, младший сын покидает родину и отправляется на языческую чужбину, где живет подобно язычникам, причем худшим из язычников (транжирит имущество с проститутками). Его постигает заслуженная расплата, которая, впрочем, делает его вину еще более глубокой: денег больше нет, и ему приходится работать у язычников нищим свинопасом. (Свинья — самое презираемое животное для израильтян. Свиноводство было запрещено в Иудее, но культивировалось в Греции и Риме.) Вконец отчаявшись и даже раскаявшись («придя в себя»), он набирается смелости вернуться домой, рассчитывая быть принятым хотя бы на правах раба. Он добредает до дому, но отец кидается ему навстречу и даже не дает договорить до конца заготовленную мольбу о прощении: блудного сына ждет богатая одежда и роскошный ужин. Тем временем возвращается старший сын. Он возмущен и обижен: неужели его послушание ничего не стоило, что отец оказывает невиданные почести другому сыну, столь сильно его оскорбившему? Он не хочет даже войти в дом, и отец, выйдя, уговаривает его принять участие в радостном пиршестве о спасении сына...

> Эта притча бессчетное число раз использовалась в христианской, да и не только христианской, проповеди. Зададимся, однако, вопросом: зачем ее рассказал Иисус? Ясно, что подобные сюжеты не могут быть сведены к однозначным расшифровкам, но всё же: кого Иисус имел в виду в первую очередь под старшим и младшим братом? (Отец в притче, конечно, изображает самого Бога.) Контекст Луки и переклички с другими материалами традиции, видимо, позволяют дать ответ на этот вопрос. Проповедь Иисуса была обращена в первую очередь не к праведникам Израиля, которые соблюдали заповеди Торы, а к грешникам: людям, которые, подобно блудному сыну в притче, нарушали простейшие заповеди (не почитали родителей, пьянствовали, ходили к проституткам, распутничали и т.д.). Именно эти люди вызывали у него наибольшую боль и тревогу. Именно с ними он старался больше всего общаться, рассчитывая привести их к покаянию. Это вызывало непонимание и даже неприязнь у таких чистоплюев, как фарисеи, которые считали делом ниже своего достоинства якшаться с сомнительными личностями. Вот типичный случай:

> Книжники и фарисеи, увидев, что он ест с мытарями и грешниками, говорили его ученикам: «Как это он ест и пьет с мытарями и грешниками?» Услышав, Иисус говорит им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мк 2:16-17)

> Евангельские инвективы в адрес грешной части фарисейства способствовали в последующем христианстве популярному представлению о фарисеях как о людях, погрязших в разного рода грехах, чуть ли не худших, чем мытарей и проституток. Поэтому значительная часть пафоса Мк 2:16-17 проходит мимо внимания многих читателей. Отнюдь не считая, что все фарисеи суть «лицедеи», Иисус принимает как само собой разумеющееся, что лучшей части фарисейства многие его поучения не нужны. Скажем, он призывал людей не гневаться — а многие фарисеи и сами пытались подражать великому учителю Гиллелю в долготерпении и кротости (). Он призывал людей следить за чистотой сердца в вопросах сексуальной морали, а фарисеи и сами боялись подобных грехов пуще огня. Он призывал руководствоваться в этике «золотым правилом»: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7:12 / Лк 6:31), — но в разных формулировках «золотое правило» утверждалось и Гиллелем, и другими учителями иудаизма... Притча о блудном сыне прежде всего обращена к фарисеям и вообще людям, соблюдающим заповеди Торы. Иисус предлагает им не хулить его за небрезгливость, но самим преисполниться жалости к тем, кто вот-вот погибнет при наступлении апокалиптического Суда, — к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф 10:6).

> Сразу оговоримся: не надо думать, что подобная логика была чужда иудаизму. В главе 7 мы уже цитировали призывы к милосердию и прощению в еврейских текстах. Находим мы (правда, чуть в более поздний период) даже раввинистическую притчу, напоминающую притчу о блудном сыне. Она принадлежит рабби Меиру, который с ее помощью изъяснял библейский стих Втор 4:30 («когда ты будешь в скорби, и когда всё это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему»). Притча такая: «С чем это можно сравнить? С тем, как один царский сын ступил на путь нечестия. Царь послал наставника его просить, чтобы тот вернулся домой. Сын ответил, что чувствует себя недостойным и глубоко смущенным, а потому вернуться не может. Но тогда педагог передал следующую весть: «Сын мой! Может ли сын стыдиться возвращения к отцу своему? И если ты возвращаешься, то не к отцу ли возвращаешься?» (Деварим Рабба 2:3). Как и в притче Иисуса, отец здесь обозначает Бога, а сын со своими блужданиями — грешного человека.

[ Глеб Ястребов. Из книги "Кем был Иисус из Назарета?",
из гл. 8.2
(сс. 215–9 печатной версии)  ]

 

 

 

 

см. тж. к евангельскому чтению:
+++ Дария Сивашенкова: плач о Небесной отчизне
+++ священник Феодор Людоговский: «Объятия отча» (+ссылки!)
+++ митрополит Сурожский Антоний: ...согрешили против Неба...
                    messia.ru/rasylka/010/2516.htm (+ссылки!)
+++ свящ. Яков Кротов: "Всё мое -  твое"
     messia.ru/rasylka/007/1756.htm (+ссылки!)

 

 

к апостольскому и евангельскому чтениям:
+++ архим. Ианнуарий (Ивлиев): мнимая свобода часто оказывается рабством

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Вот та Весть,
 что мы от Него услыхали и вам возвещаем:
 Бог есть свет
 и нет в Нём тьмы никакой!
 Если скажем: "Мы сопричастны Ему", –
 но живем, как и прежде, во тьме,
 значит, мы лжем
 и живем не по правде.
 Но если живем мы в свете,
 как и сам Он – в свете,
 значит, мы сопричастны друг другу
 и кровь Сына Его, Иисуса,
 очищает нас от любого греха.
 Если скажем, что мы безгрешны,
 значит, мы вводим себя в заблуждение
 и истины нет в нас.
 Если признаем наши грехи,
 Он, справедливый и верный,
 простит нам грехи
 и очистит от всякого зла.
 Если скажем: "Мы не грешили", –
 значит, Его выставляем лжецом
 и нет в нас Слова Его.
 Детки, я пишу это вам, чтобы вы не грешили.
 Если же кто согрешит, у нас есть перед Отцом Заступник –
 Иисус Христос, Он праведен.
 И Он сам – искупительная жертва за наши грехи,
 и не только за наши, но и за грехи всего мира.
 Вот как мы можем узнать, знаем ли мы Его –
 мы знаем Его, если исполняем Его заповеди.
 Кто говорит: "Я знаю Его", но не исполняет Его заповедей,
 тот лжец, в нём нет истины!
 А кто исполняет слово Его,
 в том Божья любовь воистину достигла совершенства.
 Так мы можем узнать, в Нём ли мы.
 Кто говорит, что он в Нём,
  тот должен и жить так, как жил Он.* (1Ин.1:5-2:6/+/)

* * *

*Вы говорите: "Мне всё позволено!" - Но не всё мне на пользу!
 "Мне всё позволено!" - Но ничто не должно завладеть мной!
 "Пища для брюха и брюхо для пищи!" -
 Да, Бог уничтожит и то, и другое.
 Но тело не для разврата, а для Господа! И Господь для тела.
 Бог воскресил Господа, и нас воскресит Своей силой.
 Разве вы не знаете, что ваши тела - части тела Христа?
 И ты часть тела Христа хочешь превратить в тело проститутки?
 Боже упаси!
 А разве вам неизвестно, что тот, кто соединился с проституткой,
 стал одним с ней телом? Ведь "двое станут одной плотью".
 А тот, кто соединился с Господом, один дух с Ним.
 Бегите от разврата!
 Какой бы грех ни совершил человек, грех не касается тела.
 Но развратник грешит против собственного тела!
 Разве вам неизвестно, что ваше тело - храм,
 в котором живет Святой Дух, полученный вами от Бога,
 и вы не принадлежите себе?
 Вас купили за большую цену. Так славьте Бога своими телами!*
                                                   (1Кор.6:12-20/&/)

* * *

*В то время, когда весь народ слушал Его,
  Иисус сказал Своим ученикам:
 — Остерегайтесь учителей Закона,
  которые расхаживают в длинных одеждах;
 любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях;
 любят сидеть в синагогах в первом ряду
  и на почетных местах – на пиру.
 Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся.
 Этих ждет самый суровый приговор.
 Иисус, взглянув, увидел богачей,
  клавших дары в сокровищницу.
 Он увидел и нищую вдову,
  опускавшую туда две медные монетки,
  и сказал:
 — Верно вам говорю, эта бедная вдова больше всех положила.
 Все клали в дар излишек, а она, такая нищая,
  положила всё, на что жила.*(Лк.20:45-21:4/++/)

             ********************************************* 

/+/ включает апостольское чтение четверга.
/++/ рядовое евангельское чтение субботы.
/&/ апостольское  чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4152.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»