=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

> Прощение невозможно и не нужно

> Понятие «прощение» также, <как и "покаяние">, претерпело значительные смысловые сдвиги. При современном понимании духовности оно становится совершенно излишним. В современном пространстве критериев духовности простить человека невозможно, а духовному — и не нужно.

> Если мы прощаем из снисхождения, это чревато возвышением себя над тем, кого мы великодушно прощаем.

> Если мы прощаем — в смысле перекрываем чью-то грязь своей благостью, это не делает нас лучше: черный поступок, который мы простили, так и остался для нас черным. Мы продолжаем жить в мире черных пятен, усилием воли перенесенных в прошедшее время.

> Ресурс прощения как нарочитого способа забвения, в силу своей биологической подоплеки, небезграничен. Прощение греха таким способом сжимает пружину нашего терпения. Например, мы простили человека, который трижды пролил на нас кофе. Но когда он прольет в четвертый раз, мы будем раздосадованы вчетверо сильнее! Сколько ни старайся забыть, реальные обиды просто так из памяти не уходят. К тому же, как известно, забытое быстро вспоминается при повторении. Рано или поздно такой «прощатель» возмутится: «Да сколько можно?!» Неслучайно апостолы спрашивали Учителя: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?  (Мф.18:21). Иисус ответил, что прощать надо до бесконечности. Если считать разы, это невозможно. Необходимо другое основание прощения, кроме терпения и снисхождения.

> Нередко мы прощаем, чтобы избавиться от внутреннего дискомфорта, вызванного продолжением конфликтной ситуации. В таком случае это нельзя назвать прощением обидчика, ведь речь не о нём, а о нашем внутреннем дискомфорте. Мы улучшаем свое самочувствие, избавляясь от неприятного состояния напряженности. Это слепое прощение, не видящее самого человека; хотя, конечно, оно сопровождается благородными фразами вроде «Я всё понимаю», «Бог велел прощать» и т.п.

> Еще один способ расточать повсюду прощение — это презрение. У аввы Дорофея есть показательный рассказ на эту тему: «В общежитии, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся, или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил оскорбления от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрел сию добродетель. Однажды отвел я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно без всякого смущения: „Мне ли обращать внимание на их недостатки, или принимать от них обиды как от людей? Это — лающие псы“. Услышав это, я преклонил голову и сказал себе: нашел путь брат сей, и, перекрестясь, удалился от него, моля Бога, чтобы Он покрыл меня и его. Итак, случается, как я сказал, что кто-либо не приходит в смущение и от презрения ближнего, а это явная погибель» (Душеполезные поучения и послания. § 7).

> Итак, все три популярных метода прощения несовершенны. Их оборотная сторона есть отложенная агрессия и скрытое высокомерие. Иисус таким не был. Значит, нужно найти четвертый метод прощения ближнего, при котором не будет страдать ни прощающий, ни прощаемый, даже в самой дальней перспективе.

> Простить по-настоящему значит понять грешника настолько, чтобы его действие в наших глазах перестало быть преступлением. Простить — не значит потакать или не считать преступным, это значит кривизну всякого поведения и мышления видеть с точки зрения самого грешника.

> И Господь являет нам этот путь! О распинавших Его Он сказал: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Казалось бы, какой еще худший грех они могли сотворить? Но Он видел их как соблюдавших порядок в стране, то есть делавших доброе, они просто не знали, что делают зло. Он и апостолам заповедал это проницательное понимание, призывая рассматривать грехи против них с точки зрения убийц — наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин.16:2), — тех, кто внутри своего смыслового континуума были праведными служителями благочестия, борцами с вредоносным движением. Простить — значит увидеть темное как светлое, то есть в темном результате видеть светлое намерение. Блуднице Иисус сказал: Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин.8:11). Для того чтобы по-настоящему не осуждать, нужно предельно понимать грешника, в восприятии которого поступок не был грехом или был грехом иного порядка.

> В мире никто не творит зла ради зла, писал Пьер Абеляр (Познай самого себя). Это действительно так: даже самый последний злодей, мстящий обществу, делает это ради восстановления какой-то справедливости. Надо, восходя к намерению (интенционально), понять чужое дурное поведение как доброе. Звучит абсурдно? Не абсурднее, чем: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф.5:44). Это один из важных смыслов заповеди.

> Святитель Григорий Богослов эту мысль излагал так: «Если хочешь быть богом, показывай свою деятельность не в том, чтобы выискивать нечестивцев, ибо этим отделяешь себя от Оправдывающего нечестивого, но в том, чтобы выискивать хорошее даже там, где вроде бы его и не видно» (Мысли, написанные четверостишьями. § 56). Таким образом, понятию «прощения» как некоему специальному акту аннигиляции чужого греха не остается места. Мы не обижаемся на человека, который случайно наступил нам на ногу, понимая, что он хотел этого не больше, чем мы. Мы не вменяем грешнику наше сознание, чтобы интерпретировать его поведение, как свое собственное. В его мире эти поступки выглядят иначе.

> Место понятия «прощение» в сознании человека во многом зависит от актуальной для него формулы христианства. Отсюда и множество моделей прощения на страницах христианской письменности. Например, прагматически мыслящим иудеям Иисус говорил: …если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:15). А сообразуясь с образом мышления горячих римских братьев, апостол Павел писал: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим.12:19). Зрелым христианином является тот, кто освобожден от необходимости подсчитывать свои прощения, перелагать свою месть на Бога или полагать, что прощением он зарабатывает себе входные баллы в Царство Небесное. Если духовный не понимает грешного вполне, то невелика цена такой духовности, ибо и грешник не понимает и не любит себе подобных.

> Если мы прощаем человека, не понимая его, правильнее было бы назвать это терпением: мы не простили, а стерпели. Если же мы понимаем поступок, то здесь уже нет пространства для прощения. Важно не то, прощаем мы ближнего или нет, а то, из каких предпосылок исходим, как приходим к прощению или осуждению.

> Если некто прощает потому, что так велел Бог, поступать благодушно его вынуждает это повеление; он подобен уставшему коню, которого плеть заставляет идти дальше. А кто-то не прощает потому, что не желает сдерживать эмоции (гнева, возмущения, презрения), не намерен кашлять вовнутрь, чихать шепотом и глотать весь свой негатив; такой скорее узна́ет в поступке другого свое недержание эмоций и желаний, и это непрощение ближе к приятию.

> Если же человек не прощает другого, потому что тот нарушил закон благочестия, то в этой модели (не)прощения личности вообще не существует. Есть только закон и его исполнители/нарушители. Чем более мы внимательны к ближнему, тем ближе к тому, чтобы понять его. Если быть внимательным к человеку, то не надо будет его с натугой прощать.

[ протоиерей Вячеслав Рубский. 
Из кн. "Православная духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы"@
стр. 158–63. Подчеркивание — ред. рассылки. ]

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Но Господь снова говорит:
                "Вернитесь ко Мне всем сердцем,
                поститесь, плачьте, рыдайте!"
                       Разорвите свои сердца, а не одежды,
                       вернитесь к Господу, Богу вашему!
                Ведь Он милостив и милосерден,
                терпелив, Своей любви верен,
                и о зле сожалеет Он.
                       Как знать: может, Он и пожалеет,
                       оставит после Себя благословение -
                       хлебные приношения и возлияния
                       Господу, Богу вашему?
                Трубите в рог на Сионе
                и объявите пост,
                запретите всякую работу!
                       Соберите народ,
                       назначьте священное собрание:
                       созовите стариков,
                       соберите детей, младенцев!
                Пусть приходит жених,
                оставив комнату свою,
                пусть невеста скорее
                покинет брачный чертог.
                       Пусть священники плачут
                       между Храмом и жертвенником.
                       Пусть они, служители Господа,
                       взывают: "О Господь!
                       Смилуйся над Своим народом!
                       Тех, кто принадлежит Тебе,
                       не отдавай на поругание,
                       другим племенам во власть!
                       Не то иноплеменники скажут:
                       "Ну и где же их Бог?"
                И разгорелась у Господа
                любовь к Его стране,
                и Он сжалился над Своим народом.
                       И Господь сказал народу:
                       "Вот, посылаю вам
                       зерно, молодое вино,
                       посылаю масло олив -
                       вы получите всё в избытке.
                       И уже не отдам вас
                       на поругание другим племенам.
                                 (Иоиль 2:12-19/++/)

* * *

*Так сказал Господь Воинств: ...
 Вот что вы должны делать:
 говорите друг другу правду,
 к правде и миру стремитесь в суде.
 Не замышляйте зла друг на друга
 и ложных клятв избегайте:
 всё это Я ненавижу»,
                  — говорит Господь. ...
 Так сказал Господь Воинств:
 посты ... станут для дома Иуды праздниками,
 днями радости и веселья;
 только любите правду и мир.
 Так сказал Господь Воинств:
 снова придут народы,
 из многих городов соберутся,
 жители одного города
 пойдут в другой со словами:
 «Пойдем помолимся Господу,
 воззовем к Господу Воинств!»
 И услышат:
 «Я с вами! Я тоже пойду!»
 И много племен
 и могучих народов придет в Иерусалим
 взывать к Господу Воинств,
 Господу помолиться.
 Так сказал Господь Воинств:
 в те дни десять человек
 из народов разноязычных,
 ловя за полу иудея,
 скажут: «Мы пойдем с вами:
 мы слышали: с вами — Бог».* (Зах.8:14,16-17,19-23/&/)

* * *

*А вы, любимые мои, созидайте себя святейшей вашей верой,
 моли́тесь в единении со Святым Духом,
 храните себя в любви Бога,
 дожидаясь, когда Господь наш Иисус Христос в Своей милости
 дарует нам вечную жизнь. (Иуд.20-21/#/)

* * *

*За Иисусом шла большая толпа народа,
 и среди них женщины,
 которые били себя в грудь, оплакивая Его.
 Иисус, повернувшись к ним, сказал:
 — Не плачьте обо Мне, женщины Иерусалима!
  О себе плачьте и о детях своих!
  Вот наступают дни, когда будут говорить:
  "Счастливы бесплодные, нерожавшие
   и не кормившие грудью!"
  Тогда будут говорить горам:
  "Обрушьтесь на нас!" —
  и холмам: "Скройте нас!"
  Если с деревом, полным соков, так поступают,
  что же будет с сухим?
 Вместе с Ним на казнь вели еще двух преступников.
 И когда пришли на место, называемое "Череп",
 распяли там Иисуса и преступников —
 одного справа, а другого слева от Него.
 Иисус говорил:
 — Отец! Прости им, они не понимают, что делают!*
                                (Лк.23:27-34/##/)

********************************************* 

/++/ перевод: А.Графов. Паремия, читаемая на 6-м часе в среду.
/#/ из апост. чтения четверга.
/##/ из еванг. чтения четверга.
/&/ из богослужебных чтений пятницы, перевод из "Современного русского перевода" Библии.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4155.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»