=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

* 7 марта 2022 г. ст.ст., воскресенье 2-е Великого Поста.

  /память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского/

  литургические чтения: Евр.1:10-2:3; Мк.2:1-12.

 

 

к апостольскому чтению:

 * Мессия и ангелы      messia.ru/rasylka/010/2528.htm

 * Быть христианином... messia.ru/rasylka/005/1103.htm

 * сворачиваемые небеса messia.ru/rasylka/009/2388.htm

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + протоиерей Алексий Уминский: Путь любви
 + + + другая проповедь о. Алексия

 + + + Теодор Стилианопулос: обновление и завершение Ветхого Завета
        messia.ru/rasylka/011/2663.htm (+ ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов: До чего  же  мы неисцеленные!
              messia.ru/rasylka/007/1784.htm (+ ссылки)
 + + + он же: иногда нормально делать ненормальное & над всякой вершиной есть еще небо (+ ссылки)
 + + + архим. Ианнуарий (Ивлиев).
        5-я беседа на Мк (см. в конце);
        аудиоверсия (см. беседа №5, с 30-й минуты)

 

 

 

Продолжим разговор о молитве. Одна из частей этого миницикла была связана с темой свт. Григория Паламы.

/предыдущие части: Признать и осознать абсурдность молитвы;
 вырваться из кокона страха и вины; выйти из кустов к Богу;
  молитва и жизнь в миру; Молитва и развлечение;
   Не может быть рецепта правильной молитвы/

 

> Молитва и эмоция

> Чтобы молитва всегда была искренней, она не должна ориентироваться на эмоции, иначе на волнах этих эмоций она будет либо наверху, либо внизу. Эмоциональность безлика, мир эмоциональности — море психических реакций, в которое мы вброшены как бумажные кораблики. Все эмоции слишком укоренены в биологии, чтобы по ним идентифицировать качество молитвы; они зависят от темперамента, культурной эпохи и даже моды на определенные переживания. Если мы уже погружены в какую-то эмоцию, искренняя молитва будет окрашена ею, если нет — это не хуже и не лучше и ничего не говорит о молитве.

> Неискренней будет молитва, когда мы считаем своим долгом нарочито входить в какое-то особое состояние. Но как бы мы ни старались, сильное молитвенное чувство есть далеко не всегда. Если к моменту чтения девятой вечерней молитвы нет чувства покаянного трепета («аз окаянный припадая молюся... и каюся трепеща»), значит ли это, что я должен из себя его непременно выдавить? Нет, не значит.

> Необходимо освободить молитву от эмоциональной директивы. Человеку тяжело молиться не потому, что он ленив, бездуховен и у него нет времени, а потому, что наши молитвенные тексты чрезвычайно перегружены эмоционально. Они предполагают шквал мощнейших эмоций, и молитвенник тужится, пытаясь их из себя извлечь. Например, в вечерних молитвах мы читаем: «…согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота». «Помилуй мя... унылаго и недостойнаго раба Твоего... блудный, грешный и окаянный аз» (Молитва 3-я); «возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениих» (Молитва 4-я); «достоин есмь всякаго осуждения и муки» (Молитва св. Иоанна Дамаскина).

> Задача эмоциональной напряженности как обязательной части молитвы должна быть снята; нужно сделать молитву независимой от эмоций — что не значит «бесчувственной».

> Предстояние перед Богом есть обращенность к Нему, направленность на Него, эмоция — только волна, колеблющая фон этого предстояния. Средневековая мистика высоко ценила состояния, но современность твердо усвоила, что в анализе переживания обнаруживается не человек, а его аффект. Эмоции, как поток, захватывают личность, и она почти неразличима в этом потоке. Поэтому в православной аскетической традиции есть направления как поощряющие, так и аннигилирующие всякую эмоциональность.

> Из-за эмоциональной предзаданности молитва становится громоздкой, трудновыполнимой и часто искусственной, так как не само моление, а предполагаемое в традиционном молитвословии настроение насилует предписыванием определенных эмоций. Мы читаем молитву, видим, что в ней прописана благочестивая эмоция, и, чтобы соблюсти требование текста, манипулируем сознанием, вызывая в себе эту эмоцию. Такая работа над собой вытесняет Бога.

> Из-за этой практики контрастных самонастроек (то радость, то печаль) в нас постепенно накапливается бессознательное сопротивление молитве — главным образом потому, что это сопряжено с эмоциональным насилием над собой.

> Чтобы не устраивать перед Богом театр, мы должны отвязать эмоцию от молитвы. Тогда будет легче молиться в любом положении. Эмоциональный молитвенный всплеск может и должен быть только по ситуации: кто-то нас обидел или обрадовал, тогда мы молимся радостно или обижено, злобно или покаянно. Эмоциональная естественность даст молитве дополнительный импульс.

[ свящ. Вячеслав Рубский. Из книги "Православная духовность: перезагрузка"
(сс. 177–184 печатной версии)
  ]

 

 

 

см. тж.:
+ + + о. Вячеслав Рубский. Григорий Палама (беседа, 2016 г., аудио)
+ + + его же проповедь о том, чего не понял свт. Григорий (аудио)
+ + + прот. Алексий Уминский: смысл и основа христианства
+ + + о. Александр Мень: из суток хотя бы несколько минут урвать для тишины, чтобы обрести покой внутри своего сердца (+ ссылки)
+ + + еще ссылки

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Пей из своего водоема,            черпай из своего колодца.
 Зачем твоим водам проливаться на улицах,
                                    растекаться по площадям?
 Оставь их себе одному,                    не дели с чужими.
 Да будет благословен твой родник,
                       да будет в радость жена юности твоей.
 Лань любимая, козочка милая -
                       ее грудь утолит тебя во всякое время,
           любовь к ней пьянит тебя непрестанно.
 И зачем, сын мой, опьяняться чужой женой,
                                     обнимать стан замужней?
 Ведь открыты ГОСПОДУ все пути человека,
                               все дороги людские Он ведает.
 Нечестивый попадет в сети зла своего,
                            запутается в собственных грехах.
 Погубит его недостаток воспитания,
                             избыток глупости с пути собьет.
 Сын мой! Если ты поручился за другого,
                                      за чужого поруку дал –
 то на собственном слове ты попался,
                              собственным словом был пленен.
 Что угодно делай, сын, но избавься,
                               ибо ты теперь в чужой власти.
               Падай в ноги, умоляй, не отставай,
 гони от себя сон,                           глаз не смыкай,
 спасайся, как газель от погони,         как птица от ловца.
 Лентяй! Ступай к муравью,          поучись у него мудрости:
 нет над ним ни начальника,     ни смотрителя, ни правителя;
 а он с лета запасается пищей       и в жатву копит припасы.
 Сколько можно лежать, лентяй,   не пора ли от сна очнуться?
 Еще чуть поспишь, подремлешь,     еще посидишь сложа руки -
 и придет к тебе бедность, как бродяга,
                              нагрянет нужда, как грабитель.
 У негодяя и злодея                    ложь с уст не сходит:
 то он подмигнет, то ногой притопнет,
                                    то пальцами знак подаст.
 В его сердце - порок,
                     в его мыслях - зло,
                                       раздоры он разжигает.
 За это нагрянет к нему беда,
                            погубит нежданно и безвозвратно.
 Шесть вещей ненавидит ГОСПОДЬ,
                              и седьмая для Него - мерзость:
 заносчивый взгляд, лживый язык,
                           руки, проливающие невинную кровь,
 сердце, что замышляет злодейство,
                                ноги, спешно бегущие ко злу,
 лжесвидетель, дышащий ложью,
                       и тот, кто сеет раздоры меж братьями.
 Сын! Храни отцовский завет
                          и не отвергай материнского наказа.
 Носи их всегда в своем сердце,
                               надень, как ожерелье, на шею.
 Пойдешь - они поведут тебя,
                          ляжешь спать - будут хранить тебя,
                 проснешься - заговорят с тобой.
 Ибо заповедь - светильник,                   учение - свет,
               а строгое наставление - путь жизни.
 Они уберегут тебя от дурной женщины,
                               от льстивых речей чужой жены.
 Не тревожь сердце ее красотой,
                              не пленяйся взмахом ее ресниц.
 Ведь блуднице цена - ломоть хлеба,
                           а за чужую жену заплатишь жизнью.
 Можно ли скрыть огонь за пазухой     и не подпалить одежду?
 Можно ль пройти по горящим угольям         и не обжечь ног?
 Так и с тем, кто ходит к чужой жене:
                не останется безнаказанным, кто ее коснулся.
 Не строго судят вора, что украл
                              с голоду, чтобы только поесть;
 а всё ж поймают - возместит всемеро,
                                  всё свое достояние отдаст.
 Недостает ума прелюбодею -   готовит он собственную гибель.
 Побои и бесчестье ожидают его,         и позор несмываемый.
 Ибо ревность сжигает мужа,    и он не пощадит в день мести,
 не согласится ни на какой выкуп,
                         не смягчится, сколько ему ни сули.*
                                               (Пр.5:15-6:35/&/)

* * *

*Когда Бог приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит:
 "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!" ...
 Разве кому-нибудь из ангелов Он сказал когда-либо:
 "Сиди по правую руку Мою,
   пока не повергну Твоих врагов Тебе под ноги"?!
 Разве все они не более, чем служебные ду́хи,
 посланные служить тем, кто обретет спасение?
 Поэтому нам следует
 еще усерднее и крепче держаться того, что услышали,
 не то нас снесет течением.
 Ведь если весть, которую некогда возвестили ангелы,
 была столь непреложна,
 что любое отступление или ослушание
 влекло за собой заслуженную кару,
 то разве избежим ее мы,
 если станем пренебрежительно относиться
 к столь великой вещи, как спасение?
 Начало ве́сти о спасении
  было положено словами самого Господа,
 и те, кто услышали Его, подтвердили нам его истинность.*
                                      (Евр.1:6,13-2:3/&&/)

* * *

*Рано утром, еще до света, Он вышел из дому,
 отправился в уединенное место и там молился.
 Но Симон с товарищами бросились за Ним вдогонку
  и нашли Его.
 Они сказали: "Все Тебя ищут".
 Иисус говорит им:
 "Пойдем в другое место, в соседние селения,
  возвещать и там Радостную Весть.
  Ведь Я ради этого пришел".
 Так ходил Он по всей Галилее,
 возвещая Радостную Весть в синагогах и изгоняя бесов.
 Однажды приходит к Нему прокаженный
 и, упав перед Ним на колени, с мольбой говорит:
 "Ты ведь можешь меня очистить, стоит Тебе только захотеть!"
 Иисус, сжалившись над ним, протянул руку,
  прикоснулся к нему
 и говорит: "Да, хочу, очистись".
 Проказа тут же сошла с него, и он стал здоров.
 Иисус тут же отослал его прочь, сурово сказав:
 "Смотри, никому ничего не говори,
  а пойди к священнику, пусть он тебя осмотрит,
  и принеси за исцеление жертву, какую повелел Моисей,
  чтобы всё это видели".
 Но тот, уйдя, без умолку рассказывал о случившемся
 и говорил об этом повсюду,
 так что Иисус уже не мог открыто появляться в городе.
 Он находился за городом в безлюдных местах,
 но и туда к Нему отовсюду приходили.* (Мк.1:35-45/*/)

*********************************************

/&/ нов. пер. РБО, 2000г., содержит чтения среды, четверга (кр. 1 стиха), пятницы.

/&&/ содержит часть воскресного апостольского чтения.
/*/ включает чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4159.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»