=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

* 14 марта 2022 г. ст.ст.,
  воскресенье 3-е Великого поста, Крестопоклонное.
  литургические чтения: Евр.4:14-5:6; Мк.8:34-9:1.

 

 

 

 

3-е воскресенье Великого поста:
свящщ. Александр Мень, Яков Кротов:
  о проведении Великого Поста

 

к апостольскому чтению:
 + "Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости"
                  messia.ru/rasylka/010/2533.htm (+ссылки)

 

 

 

 

 

> Постмортальная молитва

> Весь мир, каждое дерево, плесень и трава – часть нашей формы существования. «Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветёт» (Пс.102,15). «Что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота её – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава» (Ис.40,6-7). Ощущение себя причастным этой мимолётности есть лучшая платформа самосознания. На этой основе остро встаёт вопрос о себе самом/ой: кто «Я» есть? <Как> я буду идти к Богу и дышать вечностью с Ним одним дыханьем?

> Мы стои́м пред Богом, обняв свою проблему, спрятавшись за ней, заслонившись темой, прикрывшись эмоцией. Вместо себя мы вручаем Богу задачу, которую Он может решить для нас. Сам Бог в этом конструкте существует по поводу содержания молитв. Вот почему они так многословны.

> Наше пугливое «Я» всегда направлено на предмет заботы. Чтобы выйти к Богу, надо выйти из любого контекста так, чтобы у предстоящего пред Богом не было: проблем, событий, задач, пола, возраста, грехов и планов. «Я» сам по себе, как бы уже проживший свой срок, уже забывший вместе со всеми все дела своей давно прошедшей жизни. «Я», предстоящий пред Богом после жизни, вне её.

> Как-то пройдёт этот день, в который мы читаем эти строки, как прошёл вчерашний день и прошлый год, которые тоже были нашим настоящим. Неважно чем он закончится, он всё равно пройдёт.

> Мы стои́м пред Богом, Который есть свидетель того, что всё уже прошло. Он вне времени. Он уже это видит. Ты прожил праведно/грешно, был героем/подонком, известным/неизвестным, неважно. Всё как-то уже прошло. Вот мы стои́м с Богом как два сознания. И то, что между нами, – странная молитва. «Странная» потому, что мы чувствуем, насколько не о чём нам говорить с Ним. Потому что мы привыкли вращаться вокруг наших денег, здоровья, грехов и т.д. А когда всё это ушло (а это точно уйдёт), появляется естественная растерянность.

> Так нужно <представать> пред Богом хоть раз в день. Иначе мы до конца дней как зонтиком будем закрыты от Него поводом <для> молитвы, прячась, скрывая себя за этим поводом. Повод – начало веры. Но он же – конец её, если хотя бы к середине пути не откинуть от себя эту грубую предметность богообщения «по поводу…».

> Назовём это «постмортальной молитвой». Её суть  в отделении себя от своих функциональных задач. Молящийся не задействует факт своей греховности или праведности для общения с Богом. Это – отдельные темы.

> Если нам удастся предстать пред Богом в этом предельном состоянии спокойствия, тогда Бог перестаёт быть функцией. Он (уже) ничего не должен делать по поводу моих событий, и я ничего не должен делать. Всё уже прошло. И мы направляем внимание друг ко другу вне временны́х забот и происшествий. Тогда человек духовно освобождается. Он воспринимает Бога по-иному. Сама ситуация рождает необходимость измерить Его иначе. Никто из нас не беден, не богат, не  винит и не виноват. Постмортальная молитва освобождает от прагматизма в отношениях с Богом.

> Для этого жизнь надо отличать от событий жизни. События будут идти и без нас так, словно нас и не было. Когда человека связывают с каким-то событием (посадил дерево, построил мост), это закрывает личность самого человека, потому что событие безлично. Не он, так другой бы построил, посадил и т.п. Человек не может до конца проявиться в событии, он всегда больше, личностнее события, каким бы значимым оно ни было.

> В отличие от величавого язычества, христианство проповедует голого Бога, раздевшегося перед нами и ради нас на Кресте. Нам осталось только выйти из своих коконов навстречу Ему! Не нужно смущаться наготы, ни своей, ни Его. Под грохотом богословских панегириков Иисус всё равно остаётся раздетым. Полагаю, минута такого предстояния откроет больше многих часов эгоцентрических жалоб и стенаний. Кто не задумывается о том, как поживает Бог, каково Ему, когда <Его дети одиноки>, тот так и не начал искать Личность Бога, <довольствуясь Его божественными функциями>.

[ свящ. Вячеслав Рубский. Из книги "Православная духовность: перезагрузка",
из гл. «Православная молитва нашего времени»
. Тест приводится по "рукописному" варианту. Выделение цветом — редактора рассылки.  ]

 

 

 

 + + + еще 1 фрагмент из этой книги, где упомянут Крест Христов

 + + + протопресвитер Александр Шмеман: ...пока ждем мы от Бога только чуда, которое удалило бы из нашей жизни страдание...
 + + + он же: вспомним о кресте как о выборе, без которого всё в мiре – торжество тьмы и зла
 + + + он же: Крест Христов. Грех как потребительство
        messia.ru/rasylka/007/1790.htm (+ссылки)
 + + + митр. Антоний (Блум):
       
как бы напрасным не оказался для нас Крест Христов (+ссылки)
 + + + С.С.Аверинцев: Что значит “отречься себя”? (+ссылки)
 + + + свящ. Александр Мень: Память о Боге
(+ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов: уметь умирать
        messia.ru/rasylka/010/2534.htm (+ссылки)
 + + + М.Завалов: свой крест
        messia.ru/rasylka/009/2390.htm (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Не Премудрость ли это зовет,
                             не ее ли разумный голос слышен?
 На вершине холма над дорогой,
                                     на перепутье она стои́т;
 у ворот городских взывает,
                           при входе в город восклицает: ...
 - А теперь послушайте меня, дети:
                            блажен, кто держится моих путей!
   Слушайте наставление - и будете мудры,
                                          не отвергайте его.
   Блажен, кто слушает меня,
                у порога моего днюет и ночует,
                                с двери моей глаз не сводит.
   Кто обрел меня - обрел жизнь
                             и снискал благоволение у ГОСПОДА.
   А кто против меня, сам себя губит:
                     ненавидеть меня - значит любить смерть.
*Премудрость построила себе дом,
                             семь столпов поставила тесаных,
 приготовила мяса и пряных вин,      /      накрыла на стол.
 И послала служанок возглашать
                          с высот городских во всеуслышанье:
                - Простаки, обратитесь ко мне!
 Несмышленым она сказала:
 - Приходите, ешьте мои яства,    /   пейте пряные мои вина!
   Распрощайтесь с невежеством – и будете жить,
                                        и идти путем разума.
   Поправишь наглеца – не миновать оскорбления,
                  упрекнешь нечестивца – лишь себе на позор.
   Не упрекай наглеца, а не то возненавидит тебя,
                         упрекай мудреца, и он тебя полюбит.
   Мудрого наставь – он станет еще мудрее,
                      научи праведного – еще разумнее будет.
   ГОСПОДА бояться – вот начало мудрости,
                   Его святость познавать – вот в чём разум!
   Со мной, Премудростью, продлятся твои дни
                                     и умножатся годы жизни.
*Если ты мудр, твоя мудрость служит тебе,
                           если нагл – сам же и пострадаешь.*
                                         (Пр.8:1-3,32-9:11/&/)

* * *

*Мудрый сын – на радость отцу,
                              а сын глупый – матери на го́ре.
 Прока нет в неправедном богатстве,
                            а праведность спасает от смерти.
 Не оставит Господь праведника голодным,
                           но отвергнет алчущего нечестивца.
 От ленивых рук – разорение,  /  а от прилежных – богатство.
 Кто потрудится летом – молодец,
                            а кто жатву проспит, тому позор.
 Благословениями праведник увенчан,
                            а на устах нечестивых – насилие.
 Память о праведнике благословенна,
                             но даже имя нечестивого сгинет.
 В сердце мудреца хранятся заповеди,
                              а уста глупца доведут до беды.
 Кто идет прямой дорогой, тот спокоен,
                            а кто петляет – тот и попадется.
 Перемигивания вызовут обиду,
                              а уста глупца доведут до беды.
 Уста праведника – живительный родник,
                            а на устах нечестивых – насилие.
 Ненависть раздоры раздувает, / а любовь загладит все грехи.
 На устах разумных обретается премудрость,
                     а для спины несмышленых найдется розга.
 Мудрецы берегут познание,
                            а речи глупца ведут к разорению.
 Для богатого достаток – словно крепость,
                         а для бедных нищета – как пепелище.
 Труды праведного – ради жизни,
                           но нажива нечестивца – для греха.
 Следовать наставлениям – вот путь жизни,
                     а если презираешь упреки – заблудишься.
 Лживые уста таят вражду,    /     разносчик сплетен – глуп.
 При многословии не миновать греха,
                           а кто скуп на слова, тот разумен.
 Язык праведника – что отборное серебро,
                          а много ль сто́ит сердце нечестивца?
 Слова́ праведного оберегают многих,
                        а глупцов губит собственная дурость.
 Благословение Господне тебя обогатит,
                         ты с ним горя знать уже не будешь.*
                                              (Пр.10:1-22/&&/)

* * *

*Уста праведника источают мудрость,
                            а зловредный язык будет отрезан.
 Устам праведника ведомо пригодное,
                            а устам нечестивых – превратное.
 Лживые весы мерзки ГОСПОДУ,    /    а верные гири Ему угодны.
 За дерзостью по пятам идет позор,
                            а за смирением следует мудрость.
 Прямодушных ведет их непорочность,
                            а вероломных губит их коварство.
 Не поможет богатство в День Гнева,
                           но праведность избавит от смерти.
 Праведность и непорочность ведут прямой дорогой,
                      а нечестивец падет в своем злодействе.
 Праведность спасает прямодушных,
                      а вероломные – в силках своих желаний.
 Вместе с нечестивцем умрет его надежда,
                             ожидания людей недобрых сгинут.
 Праведник избежит беды,   /    а попадает в нее нечестивец.
 Уста безбожника погубят ближнего,
                               а праведных избавит познание.
 Хорошо праведнику – и радуется город,
                                погибли нечестивцы – ликует.
 Благословениями честных возводится город
                               и рушится речами нечестивцев.
 Глупец бесчестит ближнего,  /   а кто понимает – промолчит.
 Сплетник раскрывает чужие секреты,
                    а верный человек и словом не обмолвится.
 Без наставления народ погибнет,
                   а если советников достаточно – спасется.*
                                          (Пр.10:31-11:14/&&&/)

 

* * *

*Когда Господь окончит то,
 что Он свершает Он на горе́ Сион и в Иерусалиме,
 Он воздаст царю ассирийскому за гордость сердца его,
 за надменность его очей.
*Ибо думает царь:
 "Своею силой я сделал всё это,
  своим умом - вот как я мудр!
  Я стирал границы стран, / грабил сокровищницы их,
   властителей низвергал, как дикий бык!
 Богатствами народов овладел я, будто гнездо разорил.
  Как яйца из покинутого гнезда собрал я все страны земли.
 Никто и крылом не шевельнул,
 клюва не открыл, не пискнул!"
*Но может ли топор возгордиться перед тем, кто им рубит?
  Может ли пила возвеличиться над тем, кто пилит ею?
 Взмахнёт ли палка человеком, который держит ее?
  Поднимет ли дубинка того, кто живой, не из дерева?
*За это Владыка, Господь Воинств,
  слабыми сделает богатырей его,
  сожжёт его славу, как на костре!
 И Сам Он, Свет Израиля, станет тогда огнём,
  Он Сам, Святой Бог Израиля, сделается пламенем -
 и в один день сожжёт, истребит его,
 истребит колючки и тернии!
 Лучшие леса и сады его будут опустошены,
  ничего живого не останется там -
  так жизнь покидает больного.
 Мало там уцелеет деревьев:
 переписать их сумеет и ребёнок.
*И будет в тот день:
 остаток Израиля, / остаток сынов Иакова,
 не станет опираться на того, кто нанёс ему удар,
 а будет опираться на Господа, / на Святого Бога Израиля,
 и будет верен Ему.
 Остаток вернётся,
 остаток сынов Иакова вернётся к Могучему Богу!*
                                 (Ис.10:12-21/*/)

* * *

*Раз у нас есть великий Первосвященник,
поднявшийся выше небес,
 Иисус, Сын Бога,
 давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем.
 Ведь у нас не тот первосвященник,
 который неспособен посочувствовать нашим слабостям,
 нет, наш испытан, подобно нам,
всеми испытаниями, кроме греха.
 Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости,
 чтобы обрести доброту и милость именно тогда,
 когда мы нуждаемся в помощи.
 Ведь всякий первосвященник выбирается из людей
 и для людей как их представитель перед Богом,
 чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи.
 Он способен посочувствовать тем,
кто невежествен и заблуждается,
 потому что и сам подвержен слабостям,
 из-за этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа,
 так и за свои собственные.
 И никому не занять такого почетного места
по собственной воле –
 первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон.
 Так и Христос.
 Не сам Он прославил себя, став Первосвященником,
 но Тот, кто сказал Ему:
 'Ты – Мой Сын, / сегодня Я стал Отцом Тебе'
 И в другом месте Бог говорит:
 'Ты – Священник вовеки, / подобно Мельхиседеку'
 В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем,
 просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти,
 и был услышан за Свое благоговение.
 Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию
 и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен,
 причиной их вечного спасения.
 И Бог назначил Его Первосвященником,
точно так же, как Мельхиседека.*
(Евр.4:14-5:10/**/)

*********************************************

/&/ новый перевод РБО, 2000 г.; содержит часть паремии понедельника и паремию вторника.
/&&/ новый перевод РБО; содержит чтения четверга.
/&&&/ новый перевод РБО; содержит чтения пятницы.
/*/ перевод: А.Графов; включает чтение среды.

/**/ включает апост. чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4160.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»