=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

* 21 марта 2022 г. ст.ст., 4-е воскресенье Великого Поста -
  Память прп. Иоанна Лествичника, †649.
  Литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31.

 

 

к апостольскому чтению 4-го вс Поста:
 + В.Н.Кузнецова: Божье обещание и клятва
 + свящ. Александр Мень: Вера и верность Авраама. Мелхиседек
                              messia.ru/rasylka/010/2536.htm
 + неизменные обещания Бога
    messia.ru/rasylka/009/2392.htm
 + Д.Бонхёффер об отмене клятв 

 

 

 

к евангельскому чтению 4-го вс Поста:
+ свящ. Яков Кротов: какой веры не хватает людям? (+ссылки)
+ Юрий Черноморец:
   Вера - личное отношение к Богу. Если есть любовь, она научит всему...

 

 

 

 

/предыдущие части книги:
 Непригодность духовных установок древности (1) (2)/

> Неоформленный развод: интуитивный отказ от опыта святых

> Святые православные миряне стараются ориентироваться на великие сочинения аскетов. У того же Иоанна Лествичника представлены многие предельные состояния подвижников: например, в 5-й главе «Лествицы» описаны крайние формы самобичевания «блаженных осужденников», которые «всю ночь, до самого утра, стояли на открытом воздухе, не передвигая ног, и жалким образом колебались, одолеваемые сном по нужде естества; но они не давали себе ни мало покоя, а укоряли сами себя и бесчестиями и поношениями возбуждали себя. Другие умиленно взирали на небо и с рыданием и воплем призывали оттуда помощь. Иные стояли на молитве, связавши себе руки назади, как преступники; печальные лица их были преклонены к земле; они считали себя недостойными взирать на небо; от недостоинства помыслов и от угрызения совести не знали, что сказать, и как проговорить, какие молитвы вознести к Богу, как и откуда начать моление; но только душу немотствующую и ум безгласный представляли Богу и были исполнены мрака и как бы тонкого отчаяния. Другие сидели на земле во вретище и пепле, лицо скрывали между коленями и челом ударяли о землю. Иные непрестанно били себя в грудь, воззывая прежнее состояние души своей и невинность своей жизни. Иные из них омочали землю слезами; а другие, не имея слёз, били сами себя. Иные рыдали о душах своих, как о мертвецах, будучи не в силах переносить сердечной туги; другие же, рыдая в сердце, глас рыдания удерживали в устах; а иногда, когда уже не могли терпеть, внезапно вопияли» (Лествица. § 5–9).

> Сегодня подобные синдромы трактовались бы иначе даже церковными людьми. Важно то, что сам преподобный Иоанн Лествичник этим восторгается, то есть этот путь проторенный и одобренный. Православная душа знает этот путь, знает, чем там всё закончится, — и не идет туда. Внутреннее несогласие с результатами такого подвига, часто скрытое от сознания, вполне проявляется в поведении. Православная душа более свята, чем многие наши сочинения, написанные теми, «иже во святых». И мы не всегда стремимся туда, куда нас ведут эти тексты. Это сопротивление было бы опрометчиво просто шельмовать как проявление нашей лености, грехолюбия и т.п. — в нём есть духовная истина неприятия.

> Сегодня в полном послушании духовному отцу нам всё больше видится «гуруизм», трепетное ожидание надвигающегося конца времен обзывается «алармизмом», а гипертрофированное чувство вины, которое служило индикатором праведности для древних монахов и мирян, ощущается и классифицируется как невротическое состояние. Равнодушие большинства православных христиан к аскетическим трактатам лучше расценивать как защитную реакцию сознания против вовлечения в неврастенический круг православной палеодуховности.

> Для того чтобы хоть как-то сохранить великую традицию для современников, ортодоксальным христианам приходится тратить много усилий на историческую реконструкцию той эпохи, ее знаковой системы и структуры мышления. Это и косплей (сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра») подрясников, ряс и облачений, и древний слог, и весь церковный антураж, который кажется совершенно излишним, но без этой громоздкой театральности современному подвижнику едва ли удалось бы принять аскетические книги древности в качестве руководства к жизни, всё это — необходимые детали воссоздания контекста.

> Например, если мы внимательно вслушаемся в любимую многими подвижниками молитву преподобного Ефрема Сирина, то легко обнаружим глубинные расхождения между подвижниками IV и XXI веков. «Господи и Владыко живота моего, дух праздности... не даждь ми».

> Преподобный стремится избежать праздности; но современность красочно являет нам, что бегство от праздности есть способ бегства от себя, которое всегда обставляется занятостью, всегда непраздно. Преподобный боится праздности, а наш современник переполнен событийностью, беготней. В современной интерпретации максимальное заполнение себя событиями и переживаниями ведет к внутреннему опустошению. Праздность как потеря себя, которой опасается преподобный, достигается именно тогда, когда наше внимание предельно занято, а интеллект и чувства полностью подчинены этому занятию. И наоборот: когда человек максимально отстранен от суеты, он может вынырнуть к Богу и к себе, человеку, без всякой задачи, которая заслоняет того, с кем мы общаемся. ХХІ веку нужен Бог Сам по Себе и человек сам по себе, безотносительно к их спасительности для нас.

> «Господи... дух уныния не даждь ми»: уныние есть финальный симптом, к нему ведут множество причин. Чтобы это прошение не звучало как тост, необходим более глубокий взгляд на уныние. Противостоять нужно не симптомам, а их исходным причинам. От духовных лиц, проведших в подвиге десятки лет, мы могли бы ожидать более внимательного подхода. Чтобы излишне не придираться, предположим, что эта молитва была составлена для начинающих.

> «Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Если для того, чтобы не осуждать брата, мы должны отыскивать в себе прегрешения, то это неверная стратегия. Во-первых, мои прегрешения могут быть не такими, какие я осуждаю в брате по качеству и значению. Тогда осуждение сохранит свое основание. Во-вторых, когда я фокусирую внимание на своих прегрешениях, то не смотрю на брата глазами Господа, я его вообще не вижу и не стремлюсь понять, я поглощен собой. В-третьих, путь зрения своих грехов бесконечен и требует все большей мелочности, самоунижения и постоянного нагнетания чувства вины для любви к брату. В результате эта «любовь» будет патологически асимметрична (с точки зрения субъекта, «зрящего свои прегрешения»), ведь степень расположенности к ближнему здесь напрямую связана со степенью личного ничтожества. В-четвертых, такая стратегия любви к брату требует бесконечного сравнения себя с ним в его пользу. В современной культуре, наоборот, настоящая любовь мыслится как любовь равных, свободно избирающих безусловно принадлежать друг другу людей, безо всякой оглядки, кто лучше, а кто хуже.

> Скромность духовного делания XXI века состоит в снятии пафоса и внутреннего напряжения, вызванного космической важностью моих грехов и добродетелей.

> Христианин N осудил соседа — Небеса содрогаются, Бог негодует: «Как ты его осудил, так и Я тебя осужу!» Бесы радуются, готовят уголья, сатана ликует, что приобрел нового раба, ад содрогается от предвкушения, ангелы и святые молят Бога о пощаде... Вся эта традиционная гигантомания выявляет наше стремление повысить статус своих пороков и добродетелей (позитивный или негативный вектор здесь не имеет значения). Сегодня это не выглядит духовно. Нам бы поменьше апломба от несъеденного хот-дога, поменьше трубить о том, как велики дела нашего нечестия и благочестия.

> Ибо от принятия идеи собственного великого нечестия, что выглядит благочестиво, до обвинения в великом нечестии других — всего лишь шаг. Ведь если мои грехи делают меня великим грешником, мне сложно оценивать иначе грехи других. Для строгого самоосуждения нужна только одна правильная шкала ценностей, конкретная и жесткая, как семь смертных грехов в книжке про исповедь. И самые истовые православные покаянцы уже на следующий день превращаются в гонителей (об этом притча Христа о немилосердном должнике, см.  Мф.18:23–35).

> Нам потребуется вся рассудительность, чтобы романтика самоосуждения не закрыла собой Бога. Меньше пафоса, православные! И тогда, возможно, ни наше благочестие, ни чужие грехи не будут иметь такого всепоглощающего значения.

[ свящ. Вячеслав Рубский. Из книги "Православная духовность: перезагрузка",
из гл. «Обратная сторона нимба», сс. 114-118 печатного издания
.   ]

 

 

 

 * о св. Иоанне Лествичнике - свящ. Александр Мень
    messia.ru/rasylka/010/2537.htm (+ссылки)
   здесь же - фрагмент из "Лествицы" о боязливости
 * свящ. Александр Шмеман:
    Воскресенья Великого Поста (+ссылки)
 * о. Яков Кротов: Как подниматься к небу, не задирая носа

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*О Господь, Ты – мой Бог!
 Превозношу Тебя, / славлю имя Твое!
 Ты небывалое сотворил –
        то был древний замысел Твой,
               и теперь Ты явил Свою верность.
 В груду камней обратил Ты город,
              укрепленный город – в развалины!
 Твердыня чужеземцев повержена – / не отстроят ее вовеки.
 Теперь могучий народ чтить будет Тебя,
          города народов жестоких станут Тебя страшиться.
 Ты – прибежище для бедных
                   обездоленным прибежище в тяжкое время,
 Ты – кров, что спасает от бури,
                           Ты – тень, что укроет от зноя.
 Дыхание угнетателей – словно буря холодной порой,
                            словно зной в пустыне!
 Но утих по воле Твоей шум чужеземных полчищ.
 Как спадает зной, когда туча набежит,
               так песни угнетателей смолкли.
*На этой горе Господь Воинств устроит для всех народов
               пир обильный, со старым вином!
 Там будут сытные, жирные яства
               и старые, процеженные вина.
 На этой горе Господь уничтожит
               покрывало, накрывшее все народы,
               завесу, окутавшую все племена, –
               уничтожит смерть навеки!
 Тогда Владыка Господь утрет слезы со всех лиц,
              на всей земле Он избавит Свой народ от позора.
 Это сказал Господь.
*Будут говорить в тот день:
 'Это наш Бог!
  Мы надеялись на Него – и Он даровал нам спасенье.
              Это Господь, на Него надеялись мы!
  Будем же радоваться, ликовать, ибо мы спасены'.*
                                   (Ис.25:1-9/**/)

* * *

*Воистину, праведность - это жизнь,
                  а кто гонится за злом, стремится к смерти.
 Мерзки ГОСПОДУ люди криводушные
                            и угодны те, чей путь непорочен.
 Будь уверен: злодею не оправдаться,
                                  но род праведных спасется.
 Что золотое кольцо в свином рыле,
                            то и краса женщины безрассудной.
 Чаяния праведных обернутся добром,
                       а надежды нечестивых - гневом Божьим.
 Один раздает - и у него прибавляется,
                    а другой жадничает - и у него недостает.
 Кто щедр, тот будет в достатке,
                     кто дал другому пить, не будет жаждать.
 Кто припрячет зерно, того проклянут,
                             но благословен будет продающий.
 Кто ищет добра, найдет благоволение,
                а кто стремится к злу, на себя его накличет.
 Кто полагается на свое богатство - падет,
                   а праведники будут как зеленеющее дерево.
 Кто на свой дом навлекает беду, тому удел - ветер,
                             и станет глупец слугой мудрому.
 От плода праведности вырастает древо жизни,
                             и мудрец покоряет сердца людей.
 Если праведнику на земле воздастся,
                        то нечестивцу, грешнику - и подавно.
 Кто любит познание - любит и наставление,
                         а кто отвергает упреки - скудоумен.
 Добрый стяжает у ГОСПОДА благоволение,
                          а коварного постигнет злая участь.
 Злодею на земле не устоять,  /   а праведники неискоренимы.
 Достойная жена - венец для супруга,
                        а бесстыжая - словно гниль в костях.
 Праведник помышляет о справедливости,
                            а нечестивец затевает коварство.
 За словами нечестивца - жажда крови,
                               а правдивые речи спасительны.
 ...
 Речь разумная прославит человека,
                                а порочные замыслы опозорят.
 Лучше в простоте, да со слугой,
                         чем со спесью, да без крошки хлеба.
 Праведник и скотину пожалеет,
                    но милость нечестивца – хуже жестокости.
 Кто возделывает землю, будет сыт,
                              а глупец за пустотой гоняется.
 Нечестивец изощряется в коварстве,
                            но корень праведных дает побеги.
 Нечестивец в лживых речах запутается,
                                   а праведник избежит беды.
 Человек пожнет добрый плод своих речей,
                          возвратятся труды к нему наградой.
 Глупец считает свой путь правильным,
                          а мудрый прислушивается к советам.
 Глупец выставляет свой гнев напоказ,
                          а разумный не слушает оскорблений.
 Слова честного человека правдивы,
                             а слова лжесвидетеля – коварны.
 Болтовня может ранить, как меч,
                                а слова мудрецов – исцеляют.
 Правдивые слова останутся навеки,
                                 а лживый язык недолговечен.
 У злокозненных на сердце коварство,
                                  а у миротворцев – радость.
 Не приключится с праведником несчастья,
                               а нечестивых зло переполняет.
 Лживые уста – мерзость для ГОСПОДА,
                    но угоден Ему тот, кто поступает честно.
 Проницательный таит свое знание,
                      а глупцы выставляют свою дурь напоказ.
 Прилежной руке – править,
                            ленивой руке – нести повинность.
 Беспокойство изнуряет сердце человека,
                                   а доброе слово – веселит.
 Праведник укажет путь ближнему,
                        а на стезях нечестивцев заблудишься.
 Лодырю добычи не видать,
                      а у прилежного – богатство и достаток.
 Стезя правды – к жизни,     /     а кривые пути – к смерти.
 Мудрость сына – от отцовских наставлений,
                                 а наглец упреков не слышит.
 Человек вкусит добрый плод своих речей,
                                  а коварные живут насилием.
 Кто свои уста стережет – жизнь сбережет,
                     а кто несдержан на язык – себя погубит.
 Лентяй всё ждет, да не дождется,
                                   зато прилежный насытится.
 Ненавидит праведник любую ложь,
                         а нечестивец осрамится, опозорится.
 Праведность выведет на прямую дорогу,
                          а нечестие грешника с пути собьет.
 Один, ничего не имея, притворится богачом,
                а другой, при богатстве немалом, – бедняком.
 Богатство сохранит человеку жизнь,
                              зато бедный упрека не услышит.
 Свет праведных радостно горит,
                            а светильник нечестивых гаснет.*
                                     (Пр.11:19-12:6,8-13:9/*/)

* * *

*<Обещание Бога и Его клятва>
 служат для нас, бежавших под Его покров,
 источником великой бодрости
 и побуждают крепко держаться той надежды,
  что у нас перед глазами.
 Надежда эта  –  словно якорь для души, крепкий и надежный,
 который входит внутрь святилища, за завесу,
 куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас,
 став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.*
                                      (Евр.6:18-20/+/)

         *********************************************

/*/ чтение понедельника, вторника и среды, пер. РБО, 2000 г.
/**/ чтение вторника, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов.
/+/ из апостольского чтения воскр.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4161.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»