=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

* 28 апреля 2022 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого поста.
  {память прп. Марии Египетской}
  литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45.

 

 

о прп. Марии Египетской:
+ протопр. Александр Шмеман: значение великопостных воскресений

+ митрополит Антоний о прп. Марии Египетской
  mitras.ru/inname/in_9.htm#01 = mitras.ru/archive/090404.htm
    = mitras.ru/archive/020422.htm
     ("В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого поста...")
  mitras.ru/sermons/serm2.htm#15 = mitras.ru/archive/060408.htm
    ("Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую...")
+ свящ. Сергий Ганьковский: Оправдание через грех...

 

 

 

К апост. чтению:
+++
В.Н.Кузнецова: Жертва, открывающая путь в Святилище (+ссылки)
+++ она же: Жертва Христа удаляет грехи

 

 

 

> 13. Мк 10:32–34{} начинает один из самых полных и лучших изложений христологии Страстей. Этот текст содержит третье предсказание о жертвенной смерти Христа.

> Предсказанию предшествует ряд сведений, создающих атмосферу торжественности и страха.{} Прежде всего, это географическое указание: «Были они на пути, восходя в Иерусалим» (10:32). Путь к Иерусалиму отражает в Евангелии от Марка исключительно тему Страстей,{} а значит, мы видим, что конец приближается. Затем идея близости конца появляется на другом уровне: «Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (10:32). Использованные здесь глаголы указывают на предчувствие учениками необычных событий.{} Наконец, из Мк 10:32 видно, что пророчество о Страстях было сказано только двенадцати ученикам. Это добавляет ситуации торжественности и серьёзности.

> Само предсказание (10:33–34) – третье по счёту в общем разделе (8:27–10:52). Предыдущие два (8:31 и 9:31) были короче, а здесь содержание более развёрнуто, оно освещает все аспекты Страстей.

> (А). Начало Страстей описано словами: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан{} будет первосвященникам и книжникам» (10:33). Обозначены место и конкретные люди, которым будет предан Иисус. Впервые глагол παϱαδίδομαι («быть преданным») связывается с первосвященниками и книжниками.{}

> (Б). Слова «и осудят Его на смерть» (10:33) коротко описывают вторую фазу событий. Опять же впервые чётко показаны роли духовных вождей иудаизма, а об осуждении Мессии упомянуто особо. Осуждение Иисуса на смерть – дело исключительно первосвященников и книжников.{}

> (В). Их деяние отражает и третью фазу Страстей: «...и предадут Его язычникам» (10:33). Именно на первосвященниках лежит ответственность за осуждение Христа на смерть, а также за выдачу Его «язычникам», что усиливает степень Его унижения. Мессию безжалостно отдадут в руки язычников. Это добавляет к Его страданиям ещё и оскорбление.

> (Г). Четвёртая фаза Страстей – страдания Христа от римских солдат: «...и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его...» (10:34). Здесь перечисляются конкретные пытки, что отсутствовало в более ранних предсказаниях.{} Страсти Христовы – это не только ужасная смерть. Его смерти предшествуют мучительные, унизительные и злые издевательства. Три глагола в данном отрывке касаются последовательных форм издевательства, от глумления до телесных пыток.

> (Д). Пятая фаза Страстей описана коротко: «...и убьют его» (10:34). Здесь третье предсказание сходно с двумя предыдущими («и быть убиту», 8:31; «и убьют Его» 9:31). Одно-единственное слово,{} максимальная лаконичность, – и круг страшной жертвы замкнулся. Неумолимость смерти накладывает отпечаток на сжатость этой фразы, особенно после предыдущих тяжёлых подробностей о Страстях.

> Очевидно, что Мк 10:33–34 в сжатом виде показывает всю христологию Страстей. Удивительно ясным и четким языком{} Иисус раскрывает реальность смерти своим удивлённым и перепуганным ученикам.

> Однако, как это постоянно бывает в Евангелии от Марка, христология Страстей – не единственная линия. За «убьют Его» следует уверенное: «...и в третий день воскреснет» (10:34).{} Воскресение предсказывается с неменьшей несомненностью, чем Страсти. Христология высшей Власти Мессии ограничивает интенсивность и силу христологии Страстей, хотя последняя и доминирует в Мк 10:33–34. Здесь слово Иисуса, главным образом, показывает реальность Страстей.{}

> 14. Похожие вещи мы наблюдаем в сложной перикопе Мк 10:35–45.{} Христология Страстей остро чувствуется в действиях учеников. Они показывают глубочайшее непонимание происходящего. Едва смолкли слова Иисуса о Его близкой и жестокой смерти, как ученики просят о почётных местах для себя (10:37) и спорят о них (10:41). Их духовная слепота и неспособность понимать Учителя даже в самых элементарных вопросах кажутся неисцелимыми.{} Слепота и некомпетентность учеников – один из основных источников скорби для Иисуса, а потому относятся, как мы уже отмечали, к христологии Страстей.

> Однако глубже всего выражают эту христологию слова́ Иисуса, формирующие содержание Мк 10:35–45. Их можно разделить на четыре взаимосвязанные части.

> Во-первых, вопрос: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (10:38). Экзегеты отмечают, что ветхозаветные тексты связывают «чашу» и «крещение/омовение» со страданиями и смертью.{} Марк и сам при описании гефсиманской молитвы приводит просьбу Иисуса: «Пронеси чашу сию мимо Меня» (14:36; ср. Мф 26:39; Лк 22:42), где «чаша» обозначает смерть мученика. В новозаветных текстах мы также находим места, которые показывают, что уже на очень раннем этапе стала проводиться связь между крещением и смертью.{} Соответственно, слова Мессии в Мк 10:38 – несомненное указание на предстоящую казнь. Интересно использование настоящего времени для глаголов. Оно показывает, что Иисус уже вошёл в область Страстей.{} Эта черта была перейдена, когда Иисус стал держать путь в Иерусалим.

> Во-вторых, ответ Иисуса Иакову и Иоанну: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (10:39). Здесь Мессия опять же ясно говорит о своей жертвенной смерти. Не менее ясно Он даёт понять, что такая же судьба уготована Его ученикам.{} Ведь формулировки схожи: «Я пью, будете пить», «Я крещусь, будете креститься». Хронологическая разница не уменьшает несомненности, но подчёркивает её, ибо здесь связь между настоящим и будущим непосредственна. В Мк 10:39 область христологии Страстей, средоточием которой является Иисус, расширяется, включая Его народ.

> В-третьих, слова Христа в Мк 10:42–44. Здесь изложено учение о начальниках и великих людях, которые «господствуют над народами», а также заповедь ученикам: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою» (10:43–44). Похожую тему мы видели в Мк 9:34–35. В данном случае, однако, формулировки более разработаны и предполагают суровое обличение «князей» и «вельмож» также и среди язычников.{} Фразы «господствуют над ними» и «властвуют ими» предполагают тяжёлое, невыносимое бремя угнетения, совершенно противное воле Мессии. Ученики призваны к радикально иному подходу, который определяется словами «служители», «рабы».{} Это отказ от господства, это боль, унижение и тяжёлый труд, а, в конечном счете, страдание. Здесь христология Страстей учит людей такому образу поведения, который в корне отличается от обычного.

> В-четвёртых, объяснение предыдущей позиции: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (10:45).{} Мессия хочет, чтобы Его ученики были «служителями», «рабами», потому что и сам Он пришёл послужить и отдать жизнь за человечество. Страдание и смерть Мессии ради спасения людей обозначены здесь предельно ясно. Христология Страстей пропитана духом любви и жертвы,{} которые в свою очередь становятся единственным кодексом поведения учеников Иисуса.{}

> Четыре блока учений Мессии в Мк 10:35–45 – важная часть христологии Страстей. Среди особенностей отрывка следует отметить то, какое значение для антропологии и сотериологии придаётся этой христологии.

> Присутствуют, однако, и элементы христологии Власти. Просьба сынов Зеведеевых (10:35) предполагает, что они имеют в виду возможность её исполнения, то есть понимают высшую власть Иисуса. Более того, они говорят о «славе» Мессии (10:37).{} Слова же самого Иисуса в Мк 10:35–45 буквально дышат божественной властью и прерогативами. Мк 10:35–45 являет образы Страстей Мессии, но также и Его «славы».

Димитрий Тракателлис.
Из кн. "Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка"
из гл. II. (Стр. 105-111 печатной версии, М.: 2012) ]

 

 

 

к еванг. чтению см. тж.:
+++ Марк Мур: Иисус Христос как политический деятель (1) (2) (3)
+++ Н.Т.Райт:
     политический смысл служения Иисуса
+++ В.Н.Кузнецова:
     Третье предсказание о смерти (+ссылки)
+++ Яков Кротов: Мы живем в перевернутом мире, а Спаситель – в нормальном

        (+ ссылки о евангельском и апостольском
чтениях и о Марии Египетской)

+++ прот. Вячеслав Рубский:
     проповедь в Неделю 5-ю Великого поста, 2021 г. (видео)

+++ он же: сегодняшний фрагмент в бесседах на Мк (видео)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Слушай советы, принимай наставления,
                               и станешь со временем мудрее.
 Много замыслов в человеческом сердце,
                          но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ.
 В людях ценится верность,      /      и бедняк милей лжеца.
 Люди живы страхом ГОСПОДНИМ –
               кто исполнен им, спит спокойно,
                                    и беда его не постигнет.
 Запустит лодырь руку в блюдо,     /    а до рта не донесет.*
                                              (Пр.19:20-24/&&/)

* * *

*Иисус пошел с учениками в селения близ Кесарии Филипповой.
 По дороге Он спросил учеников:
 - Кем считают Меня люди?
 - Одни говорят, что Ты - Иоанн Креститель,
    другие - что Илья,
   а некоторые - что один из пророков, - ответили они.
 - А вы кем считаете Меня? - спросил Он их.
 - Ты - Помазанник Божий, - ответил Петр.
 Иисус строго наказал им никому о Нём не говорить.*
                                    (Мк.8.27-30/#/)

* * *

*...первый договор имел свои правила богослужения,
 а также земное святилище. ...
...в первое помещение постоянно входили священники,
  исполнявшие службу,
 а во второе – один только первосвященник, раз в год,
 и всегда с кровью, которую он приносил в жертву
 за свои грехи и грехи народа, совершенные по неведению.
 Этим Святой Дух указывал на то,
  что пока существует первый Шатер,
 путь в святилище еще не открыт.
 Всё это символ настоящего времени,
 означающий, что ни дары, ни жертвы
  не в состоянии очистить совесть
 и привести к совершенству тех, кто поклоняется Богу.
 Они касаются только еды, питья,
  разных очистительных обрядов,
 а это внешние правила,
 имевшие силу лишь до установления нового порядка вещей.
 Но когда явился Христос
  как Первосвященник уже свершившихся благ,
 Он прошел через большее и еще более совершенное святилище,
 нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным.
 И вошел в Святое Святых раз и навсегда,
 и не с жертвенной кровью козлов и телят,
  но с собственной кровью,
 снискав для нас вечное искупление.
 Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки
 освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту,
 то насколько больше силы имеет кровь Христа,
 который с помощью вечного Духа принес себя Богу
  в непорочную жертву!
 Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти,
 чтобы мы могли служить Живому Богу.* (Евр.9:1,6-14/&/)

*********************************************

/&/ включает апост. чтение воскресенья.

/&&/ включает стихи из чтения понедельника; новый перевод РБО.
/#/ евангельское чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4164.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»