=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 

 

Поздравляю с Воскресением Христовым
христиан, следующих западной пасхалии!

Христос воскрес!!!


 

 

* 4 апреля 2022 г. ст.ст.,
  Вербное (пальмовое) воскресенье, Вход Господень в Иерусалим.
  литургические чтения: Флп.4:4-9; Ин.12:1-18.

 

 

С праздником!

 

 

 

 

<.....>

> 2. Вход в Иерусалим в четырех Евангелиях

> Прежде чем обратиться к вопросу об историчности данного эпизода, уместно рассмотреть, как он представлен в каждом из четырех Евангелий.

> 2.1. Евангелие от Марка. Как недавно подтвердил Дж.Д.Кингсбери, читателю Мк очевидно, что Иисус входит в Иерусалим как <победитель — помазанник Божий> (Мессия), готовый предъявить притязание на роль давидического {Плохопереводимое слово (davidic). Здесь имеется в виду: по образу правления царя Давида, согласно обетованию, которое Бог дал Давиду; "мессианское". – Прим. ред. рассылки.} царя над Израилем. В марковском повествовании об «Иисусе, Мессии, Сыне Божьем» (Мк 1:1 ...) Иисус получает свое божественное помазание во время омовения у Иоанна Крестителя (), когда раскрываются небеса и на Иисуса спускается, как голубь, Дух (Мк 1:10; ср. Ис 61:1; 64:1 ...). В том, что говорит голос с небес («Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение», Мк 1:11), слышны аллюзии на различные тексты ВЗ. Это, в частности, аллюзия на 2-й Псалом, где Бог возвещает «царю над Сионом»: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс 2:2,6-7). Возможно, есть аллюзия и на Быт 22, где Бог говорит о «сыне единственном» и любимом (Быт 22:2). В Ис 42:1 Служитель Господень назван Его «избранником, к которому благоволит душа» Его ().

> После омовения у Иоанна Иисус неоднократно обнаруживает связанную с Его мессианством власть. Он борется с сатаной в пустыне и выходит из этой схватки победителем (Мк 1:12-13; ср. Ис 11:1-9 ...), связав «сильного» (Мк 3:27 ...). Придя в Галилею, Он проповедует, призывает учеников, учит, исцеляет () и изгоняет бесов. Все эти дела свидетельствуют о данной Ему власти (Мк 1:22,27; 2:10; 3:15; 6:7; ср. Мк 11:27-33; Ис 61:1-3). Хотя люди, встречающиеся с Иисусом, далеко не сразу понимают, кто Он, — мотив тайны также не облегчает понимание — откровения свыше (Мк 1:24-25,34; 3:11-12; 5:7) подтверждают, что Иисус — <помазанник>, Сын Божий, борющийся за свое положение правителя в Божьем Царстве (). Поэтому исповедание Петра («Ты — Мессия», Мк 8:29) в ответ на вопрос Иисуса о том, кем Его считают, — правильное, хоть и не исчерпывает значение Иисуса. Правильность его подтверждается откровением при Преображении (Мк 9:2-8). В конце пути в Иерусалим (Мк 8:27-10:52) — во время этого пути Иисус объясняет, какова цена ученичества и что Сын Человеческий должен пострадать (Мк 8:31; 9:31; 10:33-34, 45), — Иисус исцеляет слепого Вартимея, который просит Его: «Сын Давидов, помилуй меня!» (Мк 10:47-48; ср. ПсСол 17:21). Этот эпизод также подчеркивает мессианство Иисуса.

> Т.о., Иисус входит в Иерусалим как тот, кто предъявляет права на трон Давидов, причем в марковском описании этого входа есть ряд аллюзий на образы царского триумфа (Мк 11:1-11). В начале этой сцены Иисус находится у Елеонской горы (Мк 11:1), ме́ста эсхатологического прихода Господа (Зах 14:4; ср. Иос. Флав. Война 2.13.5 §262; Древности 20.8.6 §169 ...). Затем Иисус проявляет царскую власть, требуя себе для передвижения животное словами: «Он надобен Господу» {Греческую фразу в этом месте можно понять и как «он надобен Господу», и как «он надобен хозяину» (т.е. хозяину животного). – Прим. ред. <рус. пер.>} (Мк 11:1-3; ср. 1Цар 8:10-11,17).

> Согласно Мк, этим животным был «осленок» (Мк 11:2,4-5,7). В LXX {Римским числом 70 традиционно обозначают 1-й перевод евр. Библии на греч. язык — Септуагинту, выполненный, по преданию, 70-ью переводчиками. – Прим. ред. рассылки.} этим же словом обозначается молодой осёл, на котором вступает в Иерусалим царь из Зах 9:9 (ср. Берешит Рабба 75 [48с]; 98 [62а]; В.Т. Санхедрин 98а, 99а; В.Т. Берахот 566; ср. 3Цар 1:35), и осёл Грядущего из пророчества о судьбе колена Иуды в Быт 49:10-11 (где осёл «привязан» к виноградной лозе; ср. 4QPB; Иуст. An 32.6). Иисус берет осленка, на которого еще никто не садился (Мк 11:2). Это означает отделение животного для сакральных нужд (М. Санхедрин 2:5; ср. 1Цар 6:7; или, возможно, аллюзия на Зах 9:9 LXX).

> Иисус садится на осленка и начинает вход в Иерусалим. Многие из сопровождавших Его воздают Ему <почести> словами и делами. Например, некоторые стелят на дороге свою одежду, что напоминает почет, оказанный царю Иную (Мк 11:8; ср. 4Цар 9:13; Иос. Флав. Древности 9.6.2 §111; ср. Ялкут Шемот 2:15 [1.168]; Деяния Пилата 2). Стелят перед Ним и срезанные в поле ветви (ср. Таргум Есф 8:15; этот термин — hapax legomenon {слово, встретившееся в некотором корпусе текстов только один раз – Прим. ред. рассылки.} и может обозначать тюфячки как подстилку при крутом спуске [РОху 3.520.10] или праздничный «лулав» праздника Кущей [М. Сукка 3:8-9,11-15; 4:1-2,4], использовавшийся также на Хануку [1Макк 13:51; 2Макк 10:6-7] ...).

> По мере того как процессия (Мк 11:9а; ср. Иос. Флав. Война 1.33.9 §673; Древности 7.1.6 §40) продвигается вперед, люди восклицают: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» (Мк 11:96-10). Словами из Халлеля («Благословен грядущий во имя Господне!»), примененными здесь к Иисусу, приветствовались входящие в город паломники (Пс 117:25-26; ср. Мидраш Пс 118 §22; М. Сукка 3:9; 4:1, 5, 8; В.Т. Сукка 276; В.Т. Песахим 119а; Таргум Пс 118:22-29). Это также приветствие эсхатологическому избавителю, как видно из одного речения в Q (Мф 23:39 / Лк 13:35). Во второй половине приветствия в центре внимания — мессианство Иисуса. Он приветствуется как тот, кто установит давидическое правление над Израилем, хотя фразе «царство отца нашего Давида» нет прямых иудейских параллелей (ср. Деян 4:25; 14-е благословение «Шмонэ Эсрэ»).

> Однако в повествовании Марка вход Иисуса в Иерусалим не исполняет иудейских националистических надежд на уничтожение нечестивых правителей и очищение Иерусалима от язычников (ср. ПсСол 17:21-46). Иисус возвещает суд на Израиль, не приносящий плода (Мк 11:12-14,20-21; ср. Ос 9:10-17), превративший Божий «дом молитвы для всех народов» в «вертеп разбойников» (Мк 11:15-19; ср. Ис 56:7; Иер 7:11 ...). Согласно дальнейшему рассказу Марка, Иисус говорит о себе как о Владыке (Мк 14:61-62; 15:2). Это владычество Иисуса как «Сына Божьего» есть владычество вселенское (Мк 15:39; ср. Мк 12:6,35-37).

> 2.2. Евангелие от Матфея. Матфей, рассказывая о входе Иисуса в Иерусалим, следует Марку, подчеркивая тему вхождения в город давидического царя и влияние на город этого события. Марковская аллюзия на Зах 9:9 в упоминании об «осленке» делается у Матфея эксплицитной через редакторский комментарий, вводящий эту цитату (она спарена с цитатой из Ис 62:11) формулой исполнения (Мф 21:4-5). Пророчество сообщает читателю, что «царь» «Сиона» явился в город, чтобы предъявить на него права (ср. Мф 5:35). Более того, в повествовании Матфея участники события выказывают большее знание о том, что <Иисус — потомок Давида>, чем в повествовании Марка. Они восклицают: «Осанна сыну Давидову!» (Мф 21:9; ср. Мк 11:10). Весь город приходит в волнение. «Огромная толпа» стелит перед Иисусом одежду и срезанные с деревьев ветви, выкрикивая приветствия. Это событие потрясает город как землетрясение (Мф 21:8-10).

> Однако тема триумфа в матфеевской версии этой истории несколько приглушена. Цитируя Зах 9:9, Матфей опускает слова «он — праведный и спасенный [ср. LXX: спасающий]», {В синодальном переводе — «праведный и спасающий» (Зах 9:9). В <масоретском тексте> стои́т пассивное причастие nos', т.е. грядущий царь видится спасенным Богом. Синодальный перевод в данном случае соответствует LXX, где мы находим противоположное значение: sozon («спасающий»). — Прим. ред. <рус. пер.>} из-за чего акцент падает на фразу «кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф 21:5).

> Похоже, для Матфея важно, что Иисус сидит не на животном, предназначенном для завоевания, а именно на осле (ср. ПсСол 17:33). В возможной аллюзии на предстоящие страдания Иисуса (ср. Мф 23:37-39) Матфей отмечает, что входящего в город Иисуса считают не только «сыном Давидовым», но и «пророком» (Мф 21:11 ...).

> Этот акцент на кротком прибытии давидического царя усиливается контекстом, в котором «сын Давидов» совершает дела милосердия. Для Матфея «сын Давидов» — тот, кто исцеляет (Мф 9:27-34; 12:22-30; 15:21-28; 20:29-34), кто по приходе в Иерусалим не столько судит, сколько очищает Храм, чтобы отверженные, слепые и хромые (ср. 4Цар 5:8 LXX; M.Хагига 1:1; lQSa 2:3-10; 11QT 45:12-14) приветствовались и исцелялись от своих немощей (Мф 21:12-17 ...). Т.о., матфеевский «сын Давидов» — «слуга» (Мф 12:15-21; ср. Ис 42:1-4 ...) и «тот, который должен придти» (Мф 11:2-6; ср. Ис 29:18-19; 35:5-6; 61:1), исполняющий Божью волю: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос 6:6; ср. Мф 9:10-13; 12:5-7; ср. Авот рабби Натана 4). Контраст с фарисейским «сыном Давидовым», который проявляет силу, чтобы уничтожать и сокрушать, очевиден (ср. ПсСол 17:21-46).

> В матфеевской версии рассказа о входе Иисуса в Иерусалим есть любопытная особенность, давно занимавшая комментаторов. Создается впечатление, что Иисус восседает сразу на двух животных (Мф 21:2-3,5,7). Как это понять? По мнению ряда ученых, Матфей не понял параллелизм в Зах 9:9, решив, что там идет речь о двух животных. Однако явное знание евангелистом иврита заставляет усомниться в данном предположении. Некоторые исследователи усматривали здесь проявление важности для евангелиста наличия двух свидетелей (ср. Мф 8:28; 9:27; 18:16,19; 20:30; 21:1; 26:60). Однако и эта гипотеза представляется не вполне убедительной. Поскольку Матфей приспосабливает ветхозаветные цитаты к повествованию, а не наоборот (), более правдоподобно другое предположение. Он располагал независимым преданием о двух животных, осленке и его матери (ср. Ин 12:14; Быт 49:11; В.Т. Бава Батра 5:3). Это может также объяснить, почему он пропускает упоминание Марка о том, что на осленка еще никто не садился (Мк 11:2). Как же понять слова Матфея, что Иисус «сел поверх их» (Мф 21:7)? Возможны несколько вариантов.

> 1) Слово «их» относится к одеждам. Т.е. Иисус сидит на одеждах, возложенных на одного животного (Ориген).

> 2) Это место текста может быть испорчено. Отметим, что в некоторых манускриптах стои́т: «на него».

> 3) Имеется в виду восточный трон, ставившийся на двух животных (Климент Александрийский). (Это предположение менее вероятно.)

> 2.3. Евангелие от Луки. Подобно Матфею, Лука в своем рассказе следует за Марком, подчеркивая, что Иисус — царь и входит в Иерусалим как царь.

> Иисус приходит в Иерусалим после длительного путешествия, рассказ о котором занимает значительную часть третьего Евангелия (Лк 9:51-18:34) и начинается словами: «Он восхотел идти в Иерусалим». Этот путь — то, что Он должен сделать как «Грядущий». (На это обращается внимание в Лк 13:31-35 — отрывке, представляющем собой центр хиазма, каковым является рассказ о пути в Иерусалим.) В город Иисус приходит через Иерихон. Там, как и у Марка, Он встречает слепого, приветствующего Его как «сына Давидова» (Лк 18:35-43). Однако до рассказа о входе в Иерусалим Лука вставляет две перикопы, чтобы усилить тему Иисуса как давидического «Спасителя, который есть Мессия, Господь» (Лк 2:11). Первая из них — рассказ о спасении Закхея, потерянного сына Авраама (Лк 19:1-10; ср. Иез 34:16). Вторая — аллегорическая притча о вельможе, который отправился в дальнюю страну получить себе царство и возвратился судить нечестивых граждан своей страны, отказывавшихся признавать его царское достоинство (Лк 19:11-28; ср. Деян 1:11; 3:20-21; 17:31).

> После этого Иисус направляется к горе Елеонской. На важность этого места указывает двукратное его упоминание (Лк 19:29,37; ср. Зах 14:4). Оттуда Он начинает царский «спуск» на осленке к городу и Храму. Когда Иисус подъезжает на осленке к спуску с горы, толпа учеников открыто приветствует Его, громко восхваляя Бога за все виденные ими чудеса (Лк 19:37). В приветствии, как оно приводится у Луки, царское достоинство Иисуса признаётся открыто, так как ученики видоизменяют приветствие Пс 117:26, восклицая: «Благословен царь, грядущий во имя Господне!» (Лк 19:38; ср. Ин 12:13). Вместо марковской мольбы о помощи («Осанна!», т.е. «Спасай нас!») мы видим такие слова: «Мир на небесах и слава в вышних!» (Лк 19:38; ср. Лк 2:14). Ликования нельзя сдерживать, ибо «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк 19:40).

> Согласно Луке, Иисус входит в Иерусалим во многом для того, чтобы предъявить право на Храм (ср. Лк 2:49), очистить его и использовать как место для учения (Лк 19:45-48; 20:1; 21:37-38 ...). Т.о., Иисус приходит в Храм не как земной царь. Его приход — это в каком-то смысле Божественное посещение (Лк 19:44; ср. Лк 1:68,78; 7:16), приход Господина (Лк 19:31,34, но ср. 19:33; Мал 3:1). Хотя люди не видят значение этого события и Иисус разделяет участь пророков (Лк 19:41-44), Его притязание на Храм остается в силе: после Воскресения Храм становится местом, где возвещается сила «имени Иисуса» (Деян 3:1-4:22; ср. 3Цар 8:27-30), — сила, этим местом не ограниченная (ср. Деян 7:39-50; 8:12; 10:48; 16:18). Согласно Луке, сфера владычества Иисуса лежит за пределами земных царств (ср. Деян 1:6-8) и не представляет собой политической угрозы для власть имущих (ср. Лк 23:3-4,47; ср. Деян 25:8,25). Мир, который Иисус устанавливает как царь, есть «мир на небесах» (Лк 19:38,42), который будет излит через Святого Духа на призывающих Его имя (ср. Деян 2:1-42; 10:34-43).

<..... (4. Евангелие от Иоанна — см. в вып. #4059)>

> 3. Историческая достоверность рассказа о входе в Иерусалим

> Как видно из предыдущего обзора, в ходе интерпретации ранними христианами входа Иисуса в Иерусалим рассказ о нём оброс различного рода подробностями (). Поэтому некоторые скептически настроенные ученые сомневаются, что мессианские особенности данного рассказа исторически достоверны. Отметив, что рассказ делится на две части (приобретение животного (Мк 11:1-7; ср. Ин 12:14) + праздничный вход в город (Мк 11:8-10; ср. Ин 12:12-13), эти критики предположили: история об обычном входе Иисуса в Иерусалим на праздник (возможно, пешком) выросла в мессианскую легенду, включающую царское животное (под влиянием Зах 9:9), добытое сверхъестественным путем (ср. Мк 14:12-16; 1Цар 10:2-10; 3Цар 17:8-16). Кроме того, у нас вроде бы нет свидетельств, что вход Иисуса в Иерусалим привлек внимание властей и что ученики Иисуса уже тогда считали Его достигшим триумфа Мессией. Соответственно, по мнению ряда исследователей, мессианская интерпретация события отражает послепасхальное исповедание ранней Церкви.

> Однако такой скептицизм неоправдан. Как показал Дж.Д.М.Деррет, рассказ о получении животного отражает распространенную процедуру добычи правителем или рабби средства передвижения с использованием царского права на реквизицию (angaria; ср. 1Цар 8:16) и следует иудейскому закону о займах (Исх 22:14-15). Следовательно, некорректно определять данный рассказ в категорию легенд. Далее, решение Иисуса въехать в город на животном — «поразительное и нарочитое нарушение обычного ограничения, согласно которому Он должен был войти в город пешком» (Харви 129; ср. М. Хагига 1:1; М. Берахот 9.5). Заметим, что мессианская интерпретация Зах 9:9 в иудаизме до IV в. не засвидетельствована. Поэтому вероятно, что память об этом ярком событии коренится в реальном историческом факте. Действия присутствующих, которые выкрикивают приветствие из Пс 117:25-26, машут пальмовыми ветвями или стелют их на дорогу, также выглядят естественными. Они отражают пасхальные обычаи (М. Песахим 5:7; 10:5-7), а также обычаи праздника Кущей (М. Сукка 3-4) и Хануки (1Макк 13:51; 2Макк 10:6-7; см. Праздники). Кроме того, еврейское восклицание «Осанна!» (не транслитерирующееся в Пс 117:25 LXX), хоть и сохраненное в евхаристической литургии ранней Церкви (Дидахе 10:6), может быть воспоминанием об историческом событии.

> Есть основания предполагать, что, когда Иисус вошел в Иерусалим, это событие уже понималось как приход торжествующего царя. Что касается реакции властей, то, хотя Евангелия о ней не сообщают, выдвинутое против Иисуса на суде обвинение («Царь Иудейский»; Мк 15:2,26) может означать, что вход в Иерусалим всё-таки возбудил их подозрения (). Это не было необычным. Как показали Р.А.Хорсли и Дж.С.Хэнсон, харизматические лидеры среди иудейских крестьян I в. н.э., даже не претендующие прямо на принадлежность к царскому или давидическому роду, иногда принимали титул «царя» в надежде на то, что именно они избавят народ от иноземных угнетателей (ср. Иос. Флав. Древности 17.10.5-8 § 271-285). Иисус возвещал Царство Божье, учил как власть имеющий (), творил чудеса и призвал учеников. Это, несомненно, рождало надежду, что Он-то и освободит Израиль (ср. Мк 11:2-6 / Лк 7:18-23). Однако вход Иисуса в Иерусалим (верхом на осле) — ответ на эти чаяния, сообразный со всем духом Его служения. Иисус  не политический завоеватель. Он Царь, но Царь, пришедший в смирении и пришедший служить (Зах 9:9; ср. Мф 20:28 / Мк 10:45 / Лк 22:27).

[ L.A.Losie. Из ст. "Вход в Иерусалим" в словаре "Иисус и Евангелия" ]

 

 

 

+++ В.Н.Кузнецова: Въезд Господа в Иерусалим
+++ Маркус Борг:
    
Зачем Иисусу понадобилось садиться на осла? (+ссылки)
+++ свящ. Вячеслав Рубский о Мк.11 (аудио):
     обзор / введение; "Проблема­тизация"
+++ митрополит Антоний (Блум):
Вход Господень в Иерусалим
        messia.ru/rasylka/009/2400.htm (+ссылки)
+++ он же: Христос воскрешает Лазаря и вступает в Святой Град...
                                                       (+ссылки)
+++ игумен Евмений (Перистый): Иуда. Выйти навстречу Христу
                  messia.ru/rasylka/007/1810.htm (+ссылки!)
+++ протопресвитер Александр Шмеман:
     свет Лазаревой субботы и Вербного воскресенья (+ссылки!)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Радуйтесь всегда, ведь вы живете в единении с Господом!
 И снова говорю: радуйтесь!
 Пусть все видят вашу кротость. Господь уже близко!
 Ни о чём не заботьтесь.
 Но если есть у вас в чём-либо нужда,
 с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях
 свои просьбы Господу.
 И тогда мир Божий,
 который выше всего, что может представить себе человеческий ум,
 сохранит ваши сердца и мысли в единении с Христом Иисусом.
 И еще, братья, пожалуйста, всегда направляйте свои мысли
 на то, что истинно, что достойно, что справедливо, что целомудренно,
 что приятно и восхитительно, что нравственно и достойно похвалы.
 Делайте то, что выучили,
 что переняли, что услышали, что узнали от меня,
 и Бог, источник мира, будет с вами.* (Флп.4:4-9/+/)

*********************************************

/+/ воскресное апост. чтение.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4167.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»