=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

* 9 апреля 2022 г. ст.ст., Страстная (Великая) Пятница.
  Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
  Евангельские фрагменты о страданиях Иисуса Христа
 ("12 Евангелий святых страстей Иисуса Христа"):
        1.  Ин.13:31–18:1
        2.  Ин.18:1-28
        3.  Мф.26:57-75
        4.  Ин.18:28–19:16
        5.  Мф.27:3-32
        6.  Мк.15:16-32
        7.  Мф.27:33-54
        8.  Лк.23:32-49
        9.  Ин.19:25-37
        10. Мк.15:43-47
        11. Ин.19:38-42
        12. Мф.27:62-66.
        (читаются на утрене)

 

 * "12 евангелий" в современном переводе
        messia.ru/rasylka/004/759a.htm#0

 

 

 

 

 

> Следующим нашим шагом должен стать богословский анализ основных мотивов и структуры рассказа о Страстях, а также комментарии, связанные с богословием этих повествований в каждом конкретном Евангелии. Какие намерения удерживают всю структуру воедино, и как они друг с другом соотносятся?

> <...> повествование о Страстях связано с другими текстами. Нам известно, что оно начинается с рассказа о пасхальной трапезе Иисуса с учениками (Мк 14:22–25 и пар.). Об этом же свидетельствует в 50-х гг. н. э. апостол Павел (1Кор 11:23–25). Иисус говорит, что смерть его многим послужит во благо.{} Эту библейскую модель мы обнаруживаем в образе Пасхального агнца (Исх 12) и в гимне о Рабе Господнем{} в Ис 52:13–53:12. Она легла в основу сотериологической интерпретации смерти Иисуса, часто расцениваемой как жертва.

> Адела Коллинз полагает, что у нас нет возможности различить самый ранний пласт рассказа о Страстях, не затронутый христианской пасхальной верой, и приходится предполагать, что с самого начала история Страстей содержала «некие указания на доказательство правоты Иисуса».{} И более того, мы видим, что уже Евангелие от Марка заканчивается провозглашением воскресения Иисуса. Ориентация рассказов о Страстях на керигму в каждом из Евангелий становится еще более очевидной в контексте. Здесь мы не можем обсуждать эту проблему подробно и уделим внимание лишь одному мотиву с важным богословским значением: словам Иисуса, произнесенным на кресте. При их анализе и литературные, и богословские идеи неразрывно связаны.

> В Мк 15:34 и Мф 27:46 мы слышим отчаянный крик: «Боже мой, Боже мой, почему ты меня оставил?». Лишь благочестивый иудей мог различить в этих словах цитату из вступительной строки Пс 21, который в переводе Септуагинты вполне может быть понят как аллюзия на распятие (ст. 16), однако во второй части которого (ст. 22–31) звучит радость освобождения.{} Это вторичная межтекстовая связь. Она не может облегчить кризис Иисуса, однако читателю, знающему Писание, предлагает возможность с ним смириться. Схожий косвенный намек на богословский контекст, в котором можно рассматривать сцену умирания и смерти Иисуса — это громкий крик (Мк 15:37; Мф 24:50; ср.: Лк 23:46 — «великий глас», φωνήσας φωνῇ µεγάλῃ) Иисуса перед смертью. Его следует понимать как аллюзию на эсхатологический возглас самого Бога, упоминаемый в Иоил 3:16. Он возвещает суд и спасение от Бога всему миру (см.: Ис 58:1–2; Откр 1:10; 4:1).{}

> У Луки громкий <возглас> воспроизведен как слова́ Иисуса: «Отче, в руки Твои предаю дух мой!» (Лк 23:46; ср.: Мф 27:50 — «испустил дух»). Вместо отчаяния и богооставленности Иисус общается с Богом, и создается впечатление, что его смерть — часть известного ему сценария. В некоторых рукописях мы читаем в Лк 23:34а{}: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают», — фраза, явно входившая в изначальный текст, ярчайшее выражение сокровенной вести Иисуса. Однако, поскольку в других Евангелиях она отсутствует и полностью соответствует богословию Луки, согласно которому грех есть следствие незнания (Деян 3:27), а прощение грехов (Деян 2:38; ср.: Лк 11:4; 15:11–32{}) — проявление человеколюбия Божьего (Лк 2:14), приходится заключить, что эта фраза выражает авторскую позицию Луки. То же применимо и к другой фразе распятого Иисуса, которую приводит Лука, — к ответу на просьбу разбойника, распятого на соседнем кресте: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие свое». Согласно Лк 23:43, Иисус ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мной в раю». И здесь чувствуется явное влияние богословия Луки. «Ныне» (σήµερον) у Луки всегда относится ко времени присутствия Иисуса на земле, к его воплощению (Лк 2:11; 4:21; 19:9),{} как к периоду, во время которого спасение не только провозглашалось, но и воистину осуществлялось на земле. В отличие от апокалиптической эсхатологии, в Лк 16:19–31 выражено представление о рае как о существующем месте, в котором находятся спасенные. Это не означает, будто все эти речения не восходят к древним преданиям об Иисусе; однако это невозможно доказать — и вполне вероятно, что каждый евангелист адаптировал эти речения к своему богословию. То же относится и к фразе: «Отче, в руки твои предаю дух мой» (Лк 23:46) — это реплика Марка «испустил дух» (Мк 15:37), видоизмененная в прямую речь. Иисус предстает здесь как хрестоматийная фигура, чье поведение — это образец «достойного умирания» для всякого благочестивого человека.

> В Ин 19:30 страшная весть о смерти Иисуса смягчена его словом: «Совершилось!» (τετέλεσται, что может также означать «это исполнено»). Обсуждать вторую фразу распятого Иисуса, приведенную у Иоанна, нам незачем. Рассказ Иоанна полон взаимосвязанных представлений, согласно которым Иисус мог являться на земле и как земной человек, совершенно такой же, как все прочие люди, и как воскресший Господь, и как небесное существо, посредник между людьми и самим Богом.

> Этот богословский обзор различных версий истории Страстей показывает нам, насколько подробными и вдохновенными были разнообразные идеи, призванные найти смысл в шокирующей смерти Иисуса. К сожалению, мы также поняли, что в качестве исторических документов эти сообщения ценности не имеют.

[ Петр Покорны. Пер.Наталии Холмогоровой. Из ст. "Смерть Иисуса на Кресте: литературно-критические, богословские и исторические замечания", гл. "Богословие",
оп. в сб. "Иисус. Все мировые исследования" ]

 

 

 

 + + + Рене Жирар: Смерть Христа не была жертвоприношением: фрагмент в fb
        / гл. "Интерпретация евангельского текста, основанная не на механизме жертвоприношения" книги "Вещи, сокрытые от создания мира"
 + + + свящ. Георгий Чистяков. Страстная неделя
 + + + прот. Вячеслав Рубский, аудиобеседы по Мк.: 14:10-72; 15
 + + + Г.К.Честертон:
        конец человеческой истории, которая была только человеческой
 + + + В.Н.Кузнецова: Казнь Спасителя
(+ссылки)
 + + + о. Александр Шмеман: Последняя схватка (+ссылки)
 + + + священник Павел Адельгейм:
        Типичная история повторяется от Адама до наших дней (+ссылки)
 + + + А.Макаревич: взят; к злодеям причтен; распят
        messia.ru/rasylka/011/2677.htm (+ссылки)
 + + + "Ученикам подает Владыка пример смирения" (из богослужения) &
         свящ. Александр Шмеман:
          Крест, как тайна греха и тайна победы над ним
           messia.ru/rasylka/009/2403.htm (+ссылки)
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        "О Жизнь вечная, како умираеши?"
          messia.ru/rasylka/008/2175.htm (+ссылки)
 + + + свящ. Александр Мень:
       
Он принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть &
       Б.Пастернак – Гефсиманский сад
        messia.ru/rasylka/007/1813.htm (+ссылки)
 + + + Том Райт, Крэйг Эванс. Книга "Ииисус, последние дни"
 + + + Маркус Борг. Казнен Римом, оправдан Богом

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*К схватившим Тебя преступникам
 Ты, всё терпя, так взывал Господи:
 "Хотя вы и поразили Пастыря
  и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих,
  Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов.
  Однако Я являю долготерпение,
  чтобы исполнилось
   то, что открыл Я вам через пророков Моих,
  сокрытое и тайное".
 Господи, слава Тебе!*
*Одевающийся светом, как одеждою,
 предстоял на суде обнаженным
 и принял удар по щеке / от рук, которые создал,
 а беззаконный народ / пригвоздил ко Кресту Господа славы.
 Тогда завеса Храма разорвалась;
 солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога,
 пред Которым трепещет весь мiр.
 Ему поклонимся!*
*Когда предстал Ты, Боже, пред Каиафой,
 и был предан Пилату, Судия,
 силы небесные от страха поколебались;
 тогда же Ты и возвышен был на Древе
 между двух разбойников
 и причислен к беззаконным, Безгрешный,
 чтобы спасти человека.
 Беззлобный Господи, слава Тебе!*
*В сей день повешен на Древе / на водах землю повесивший;
 венцом из терний венчается / Ангелов Царь;
 в ложную багряницу облекается / Покрывающий небо облаками;
 принял по лицу удар / в Иордане освободивший Адама;
 гвоздями был пригвожден Жених Церкви;
 копьем был пронзен Сын Девы.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Покажи нам и славное Твое воскресение!*
*Ты был распят за меня, / чтобы мне источить прощение;
 был пронзен в ребра, / чтобы струи жизни мне извести;
 был гвоздями пригвожден,
 чтобы я, глубиною Твоих страданий
 в высоте могущества Твоего удостоверяемый,
 восклицал Тебе, Податель жизни Христе:
 "Слава и Кресту, Спаситель, / и страданию Твоему!"*
*Господи, когда Ты восходил на Крест
 страх и трепет напал на всё творение.
 И земле Ты запрещаешь поглотить распинавших Тебя,
 но аду повелеваешь узников отпустить,
 для возрождения смертных.
 Ты, Судия живых и мертвых,
 пришел даровать жизнь, а не смерть.
 Человеколюбец, слава Тебе!*
(Из богослужения Великой Пятницы/*/)

*********************************************

/*/ перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4169.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru