=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

* 10 апреля 2022 г. ст.ст.,  Великая Суббота - Схождение Христа во ад.
  литургические чтения: Рим.6:3-11; Мф.28:1-20.

 

 

к  Великой субботе:
+ + + свящ. Феодор Людоговский, Ольга Седакова:
       смертный становится свидетелем добровольной смерти бессмертного
+ + + В.Н.Кузнецова: "Он отправился проповедовать духам в темнице"
                                                         (+ссылки)
+ + + тайна Великой субботы (Патриарх Варфоломей и др.)
               messia.ru/rasylka/009/2404.htm (+ссылки)
+ + + митр. Сурожский Антоний:
       Христос потерял Бога – из солидарности с человеком...
                     messia.ru/rasylka/004/760.htm (+ссылки)
+ + + прот. Александр Шмеман: благословенная суббота
            messia.ru/rasylka/008/2176.htm (+ссылки)

 

 

 

 

 

/предыдущая часть текста/

> Теперь нам предстоит выйти за рамки выводов Коллинз:{} мы попытаемся проанализировать несообразность и противоречия в массе прямых и косвенных аргументов, поддерживающих образ Иисуса как страдающего Мессии. В рассказе о Тайной Вечере мы встречаем две богословские интерпретации смерти Иисуса: эсхатологическую, согласно которой Тайная Вечеря предвещает грядущее Царство Божье (Мк 14:25 и пар.; Лк 22:15–16; 1Кор 11:26),{} и христологическую, согласно которой Тайная Вечеря предвосхищает смерть Иисуса «за многих».

> Смерть «за многих» более всего подтверждает сравнение Иисуса с пасхальным агнцем. Однако в 1Кор 11 отсутствуют всякие упоминания о Пасхе, хотя в 1Кор 5:6–8 есть аллюзии на историю Исхода и на опресноки. В Книге Исхода (Исх 12) пасхальный агнец, смерть которого (согласно Мф 26:28 и раннехристианской традиции, отраженной в 1Кор 15:3) связана с прощением грехов, защитил первенцев народа Божьего от ангела-губителя, посланного против противников Израиля, а не от их собственных прегрешений. Что же до пассажа из Книги Исаии (Ис 53) — вроде бы решительного свидетельства в пользу того, что смерть Иисуса имела возможность стать заместительной, — то он цитируется лишь для того, чтобы объяснить молчание Иисуса (Мк 14:61 и пар.) и показать, что предание (παραδίδωµι){} Иисуса Пилату как представителю Рима имеет аналогии в Библии (Мк 15:1; Ис 53:6,12 LXX), а не как аргумент, способный свидетельствовать о том, будто смерть Иисуса носила жертвенный характер.

> Всё это не ставит под вопрос мессианский и сотериологический фон истории Страстей. Однако противоречивые элементы показывают, что у сотериологической концепции была своя предыстория и что некоторые фрагменты воспоминаний и отзвуки преданий изначально не принадлежали к послепасхальным идеям Древней Церкви: это Царство Божье как горизонт миссии Иисуса; это борьба Иисуса с силами зла и защита людей; это ожидание Сына Человеческого как небесной фигуры, которая ознаменует начало будущего века. Эти отзвуки и намеки не позволяют нам воссоздать древнейшее богословие Страстей, однако мы знаем, что: 1) история Страстей не создавалась по заданному сценарию — в ее основе лежали факты и рассказы, адаптированные согласно идеям и потребностям древнейшего христианского богословия; и 2) мы можем воссоздать по крайней мере некоторые события и идеи, фрагменты которых дошли до нас.

> В этой связи нам необходимо обратить внимание на сцену в Гефсимании (Мк 14:32–42 и пар.) и на крик богооставленности (Мк 15:34 и пар.; Ев. Пет 5:19). Гефсиманская молитва и литературно, и богословски адаптирована к сотериологической теории, в соответствии с которой сочинена история Страстей.{} Однако аллюзии на этот рассказ в других канонических текстах{} и особенно его внутренняя связь с криком богооставленности не сочетаются с идеей о спасительной смерти Мессии и продолжают смущать.{} Ни один из этих двух текстов не восходит к группам последователей Иисуса, возникшим после Пасхи. Возможно, тексты отражают некие последние выражения чувств Иисуса и исторически связаны с неким событием последних дней или часов его земной жизни. Он понял, что личная его судьба должна стать частью грядущего Царства Божьего — того, которое он прежде провозгласил.{} Он полагал, что смерть его должна принести другим благо — однако судя по тому, что он молил пронести чашу страданий мимо него, он мог допускать и другое развитие событий. Возможно, он ожидал, что будет вознесен на небеса, как случилось с Енохом (Быт 5) и Илией (4Цар 2); возможно, думал, что Царство Божье явится во всей славе своей еще до его смерти. Он явно отвергал возможность вооруженной борьбы (Мф 26:51–53) и ненависти (QЛк 6:27 и пар. {QЛк — так здесь обозначается "Источник Q в Евангелии от Луки". "Источник Q"  — гипотетический сборник изречений Иисуса Христа, который авторы Мф и Лк независимо друг от друга использовали в качестве источника наряду с Мк. – Прим. ред. рассылки.}) — а именно так заканчивались все общественные движения вплоть до недавнего прошлого. Однако ясно, что он прошел через внутреннюю борьбу и кризис. И вовсе не физические страдания на кресте, но опыт богооставленности — кризис его представлений о Царстве Божьем — стал кульминацией его Страстей в истинном смысле этого слова. Этот кризис невозможно «отмести», объяснив крик богооставленности лишь как цитату из Пс 21; то, что он звучит в Евангелиях от Марка, Матфея и Евангелии Петра («Сила моя, сила, ты оставила меня!» — 5:19), подтверждает, что перед нами древнейший пласт преданий об Иисусе. Единственная «светлая сторона» его отчаяния — в том, что и в отчаянии он обращается к Богу. В своей интерпретации мы не должны забывать об этом смущающем моменте, ибо иначе от нас ускользнет истинный смысл Страстей: «Он воскрес» (ἠγέρθη, Мк 16:6; ср.: ἐγήγερται, 1Кор 15:4). Это свидетельство не героического мужества Иисуса, но деяния Бога. В данном случае страдательный залог — это иудейский перифраз имени Божьего (passivum divinum; ср.: 1Кор 15:15). Воскресение понимается как ответ Бога на крик богооставленности Иисуса. Оно становится «благой вестью» не только из-за сотериологического значения его смерти, но и потому, что воскрес тот самый Иисус, который проповедовал Царство Божье, благословлял бедных и прощал грех.

[ Петр Покорны. Пер.Наталии Холмогоровой. Из ст. "Смерть Иисуса на Кресте: литературно-критические, богословские и исторические замечания", 
гл. "Богословская несообразность и отзвуки ранних идей ",
оп. в сб. "Иисус. Все мировые исследования" ]

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Мы для греха умерли! Разве мы сможем и дальше жить в грехе?
 Или вы забыли, что, когда мы крестились,
 чтобы соединиться с Христом Иисусом,
 мы тем самым разделили Его смерть: крещением  -
 соучастием в смерти  -  мы погребли себя с Ним. И теперь,
 подобно Христу, поднятому из мертвых величием славы Отца,
 мы тоже сможем жить новой жизнью.
 И если мы умерли такой же смертью, как и Он,
  и тем соединились с Ним,
 то и воскреснем, подобно Ему. Мы знаем,
 что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте,
 чтобы наша греховная сущность лишилась силы,
 чтобы мы перестали быть рабами греха.
 Ведь умерший освобождается от греха.
 Мы верим, что, раз мы умерли с Христом,
  то и жить будем с Ним.
 Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет,
 смерть над Ним уже не властна. Он однажды умер -
 и для греха Он мертв. Он теперь жив - и живет для Бога.
 Так и вы, соединясь с Христом Иисусом,
 считайте себя мертвыми для греха,
  но живыми для Бога.* (Рим.6:2-11/*/)

*********************************************

/*/ вкл. апост. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4170.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»