=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

* 30 мая 2022 г. ст.ст., воскресенье.
  Пятидесятница -
  сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы.
  литургические чтения: Деян.2:1-11; Ин.7:37-52; 8:12.

 

 

 

 

 

 

> Непоименованность Духа {т.е. то, что у Него нет имени – пр.р.р.} делает Его принципиально свободным от неизбежной стагнации, цементирования и перегрузки образов Отца и Сына. Дух есть неуловимый ветер, Которому позволено (не)появляться где угодно. Это некое непознанное Бога, Бог в Себе; Бог без функций, задач и амплуа. Где Дух Господень там свобода. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3,8).

 

> Иисус на празднике Кущей в Иерусалиме выступил с огромным тезисом: основанием духовности, фундаментом веры, её пространством должен быть Св. Дух. Не Писание – оно основано на обещании, не старцы и раввины – это чужой опыт, а Святой Дух. Затравкой под Его проповедь была до боли знакомая ситуация с верификацией Его статуса: «Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: е удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он'. Тогда Иисус возгласил в Храме, уча и говоря: 'И знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришёл не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня'» (Ин.7,26-29). И далее: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: то жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой'. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7,37-39).

> Именно Дух является источником и основанием христианства:
> «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Моё, научит вас всему» (Ин.14,26).
> «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что́ сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10,19-20); «поклоняющийся духом и истиной» (Ин.4,23).
> «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8,15-16).
> «<...самое сие помазание> учит вас всему...» (1Ин.2,27).

> Не Отец и Сын – это было бы ошибкой – они легендаризированны, и не могут быть в основании свободы. Где Дух Господень, там свобода. «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14,17). Почему не может? Потому, что нет легенды/амплуа. <Святой/Божий Дух в Ветхом Завете> – безликая сила и метафора Бога (<в этом «Свидетели Иеговы»> правы).

> Т.е. в основании должно быть непредсказуемое, неуловимое, неинтерпретируемое.

 

> Мы не можем верить по логике обещания Бога в Завете.

> Все книги говорят о Боге. Как все книги, говорящие о страхе, говорят обо  мне, говорящие о любви и дружбе – говорят обо мне. Так и всякая книга и упоминание о Боге говорят о моём опыте Бога. Я узнаю́ там его или не узнаю́.

> Поэтому могу при столкновении цитат спокойно выбирать одну или ни одной. Позвольте Иисусу общаться с сирофиникиянкой, не оглядываясь на всё человечество в последующие тысячи лет! Если же я под давлением экзегезы «принимаю» нормативное толкование, то принимаю его поверхностно, т.к. оно не  имеет глубокого отклика.

 

> Чем труднее веровать в Сына, тем легче верить в Духа. Сын легендарен. Этот Его плюс есть Его и минус. Иногда сказания о Нём кажутся невероятными. У Духа нет истории. Он неопределён. И хотя у Сына есть беспредельность, но есть и локация, и пол и характеристика.

 

> Почему Иисус не называл Себя Богом? Потому, что «Бог» есть определённое понятие, обременённое параметрами и амплуа. Нельзя называть Себя Богом в обществе, где представления о Нём неадекватны: тебя, даже если ты – Бог, истолкуют по-иудейски. А у иудеев Он полностью подчинён политическим амбициям.

> Более того, Иисус и Отца Богом называет очень условно: Он – папуля. Он Бог, но совсем не в смысле сло́ва «Бог»! Он не рулит миром, не заведует праведностью и наказанием, и т.д. Т.е. Иисус не верит в «Бога», он верит в Папу.

> Понимание «Бога» как набора свойств и <атрибутов> вернуло искушение многобожия. В попытке осмыслить/схватить Христа как Бога Ему атрибутировали всё те же божественные предикаты: Суд, творение и вседержительство. Это породило ситуацию двух богов.

> КТО СУДИЯ? Мы ждём праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим.2,56); О Христе: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы создать каждому по делам его (Откр.22,12). К Судии всех Богу (Евр.12,23). Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его (т.е. Бога, Откр.14,7). Все мы предстанем на суд Христов ... Итак, каждый из нас даст за себя отчёт Богу (Рим.14,10.12).

> Иисус: Я есмь Альфа и Омега, начала и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель (Откр.1,7-8).

> ... день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим.2,5). ... великий день Бога Вседержителя (16,14). Ибо пришёл великий день гнева (Агнца) и кто может устоять? (Откр.6,17).

> Если всё в Ветхом Завете делал Сын, тогда Отец нам неизвестен. В этом смысле Св. Дух есть Бог без атрибутов, Бог, от Которого можно ожидать всего. Он не связан контекстом – незнакомый Бог.

> Назвался Богом – полезай в параметры! Но Иисус не назвался Богом и Дух не назван Богом. Это крах богословия: у нас есть ещё Бог, равный Сыну и Отцу, о Котором мы только это и знаем!

> Попытка навязать Духу роль и функцию остались малоубедительны. Всё, что делает/решает/желает и т.д. Отец и Сын, то же делает и Дух. Если у Троицы одна воля, то как можно говорить о воле Духа, если у Троицы одна природа, то как вообще можно говорить о Духе: у Него нет своего естества и средств выделения Его ипостаси – воли (она = Отцу и Сыну). Таким образом, православная ортодоксия на уровне богословия практически <провалила> учение о Троице, согласившись с Савелием – еретиком III-го века. Доказательство:

> <Св. Иоанн> Дамаскин. <"Точное изложение православной веры">, § 8: "в Святой и пресущественной, и высшей всего, и непостижимой Троице... общность и единств о усматриваются, на самом деле, по причине совечности лиц и тождества их сущности, действия и воли, по причине согласия познавательной способности и тождества власти и силы, и благости – я не сказал: подобия, но тождества – также единства происхождения движения, потому что одна сущность, одна благость, одна сила, одно хотение, одно действие, одна власть; одно и то же, не три, подобные одно другому, но одно и то же движение трех ипостасей; ибо каждая из них едина есть с другой, не менее как с самой собою; ибо Отец и Сын и Святый Дух во всём едино, кроме нерожденности, рождения и исхождения, мыслью же разделенное, ибо мы знаем единого Бога, но замечаем мыслью различие только по свойствам, т.е. отчеству, сыновству и исхождению, как различаем причину, зависящее от причины и совершенство ипостаси, или образ бытия".

> Таким образом, «Св. Дух» превращается в словесный фантик, в языковой оборот, к Которому нельзя обратиться «приди и вселися в ны», потому, что Его, как воли и естества попросту нет. Точнее – Его отрицает поздняя православная догматика, в которой любые «Его» действия неатрибутируемы как действия Святого Духа, т.к. это действие также и Отца и Сына. И даже не «также», а «оно же»! Православие попользовалось учением о Троице в IV–VI веках, а в VIII и далее вернулось к ереси Савелия, проклятого на соборе.

 

> Лосский. "Догматическое богословие": «Божественные свойства (атрибуты) относятся к общей природе: разум, воля, любовь, мир свойственны всем трем Ипостасям и не могут определять их различие. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, обозначив ее одним из Божественных имён».

> Это просто <провал> идеи Троичности. Если разум и воля принадлежат природе, то мы имеем дело с одной разумной природой (дикое выражение, но для поздней византийской схоластики <это нормально>).

 

> При этом православные отцы и соборы подчёркивают присное исхождение и рождение Сына и Духа. Это усугубляет положение (Арий неумело, но возражал против этого): если у меня есть рука, которая присно исходит из плеча, если у меня есть волосы, присно рождающиеся из головы. Если всё, что есть во мне: и рождающееся и исходящее имеет только одну волю, то как я могу называться троицей или пятёрицей? У меня одно естество, одно «Я», одна воля/желание/мышление. Я моничен. Так и к Богу неприложимо понятие Троицы в поздневизантийской версии богословия. Да, по Символу веры, это классический тритеизм, осуждённый, кстати, на соборе. Но и в поздней версии это не Троица, а Единица, в Которой мы мысленно можем отличать составляющие. Но они никогда не были по отдельности, и они никогда не могут разлучиться, поэтому их нельзя назвать составляющими. Таким образом, «Лица» Троицы есть смысловой пируэт православного богословия, отвергшего собственное исповедание IV–V веков.

> Я исповедую Троицу. Я знаю Бога непредсказуемого в Своей милости и бытийности. Для меня он также есть, как и нет – как ветер – так бывает со всяким, рождённым от Духа: голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит? Я верен Его бытию, т.к. Он есть Нечто/Некто нераскрытое, о чём не слышало ухо и не видел глаз, и что на ум не приходило. Основная религиозная интуиция – о Нём. А языческое потребительство  это про Яхве́-Баала. Там обычный комплект религиозных услуг: благословения и <проклятия> на всякую потребу.

> У меня <.> создаётся устойчивое впечатление, что Сын под именем Отца проповедовал о Духе. Характеристика Его «Отца-аббы́» не совпадает ни с Ним Самим, ни с Яхве́ Ветхого Завета. Значит ли <это>, что «Отец» есть некий Бог в Себе? Бог-на-потом? – я считаю, да.

> Если уж совсем в перспективе «на потом», то вернее будет формула: Бог есть Множица. Ну, или если грести прочив числительности, то – Бог есть Нечислимый!

свящ. Вячеслав Рубский. Из ст. "Господь Бог наш Святой Дух"
("Св. Дух и духовность. Конспект")
 ]

 

 

 

см. также:
 +++ о. Вячеслав Рубский:
      беседа "Святой Дух и духовность"(2018 г., аудио)
 +++ стенограмма этой беседы: fb / tg (doc)
 +++ игумен Силуан (Туманов):
      Приди и вселись в нас, научи нас любви... (+ссылки!)
 +++ Том Райт: Дух Святой и задача Церкви (+ссылки!)
 +++ он же: Для чего дан Святой Дух? (+ссылки!)
 +++ В.В.Сорокин: апостольская община явила миру
           в день Пятидесятницы Лик Святого Духа
            messia.ru/rasylka/010/2570.htm#0 (+ссылки!)
 +++ свт. Лев Великий:
      Праздник сошествия Святого Духа на апостолов
   
    messia.ru/rasylka/007/1858.htm#0 (+ссылки!)
 +++ из богослужения праздника Троицы –
      Молитва коленопреклоненная
       messia.ru/rasylka/007/1859.htm#0 (+ссылки)
 +++ свящ. Александр Мень, Карл Барт о Св. Духе (+ссылки)
 +++ архим. Ианнуарий (Ивлиев).
      Смысл Вознесения и Пятидесятницы (аудио и текст)
 +++ иг. Петр Мещеринов: "К празднику Пятидесятницы предлагаются – 1. Альтернативное Евангелие, в коем о Святом Духе говорится больше, чем в уставной дискуссии Христа с иудеями. 2. Человеколюбивая вечерня, в коей третья молитва, Святому Духу, взята из дониконовского чина, а прочее русифицировано и сокращено".

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Когда наступил день Пятидесятницы,
  апостолы все собрались вместе.
 И вдруг с неба раздался шум,
  как от порыва ураганного ветра.
 Шум заполнил весь дом, в котором они находились.
 Они увидели нечто напоминающее языки пламени;
 эти языки, разделившись, сошли на каждого из них.
 Все исполнились Святого Духа
 и заговорили на разных языках, что даровано им было Духом.
 В то время в Иерусалиме находились благочестивые евреи
 со всех концов света, из самых разных народов,
 и на шум этот собралась большая толпа.
 Все они изумлялись,
  слыша, что те говорят на языках их стран.
 Они удивлялись:
 - Ведь все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне.
  Разве не так?
   А почему же мы слышим,
   что каждый говорит на языке той страны, откуда мы родом?
   А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты,
   и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии,
   Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии,
    и Рима,
   как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы...
   И все мы слышим,
   как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!*
                                 (Деян.2:1-11 — апост. чтение воскр.)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4189.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»