=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

 

Человек обращается к Богу. Он начинает говорить с Ним, и мы можем назвать это молитвой. А потом он обращается к другим людям, чтобы рассказать им о Боге, чтобы самому лучше понять содержание своей веры — и мы можем назвать это богословием. Он говорит на человеческом языке, ведь ангельских он не знает, и это естественно и правильно. К тому же человек не может постоянно находится в состоянии святости, озарения, пламенной молитвы. Нужны ему бывают и чужие, «заемные» слова — как ориентиры. Они не заменяют собственного опыта, но они помогают ему раскрыться, состояться — как помогают нам чужие стихи о любви понять и выразить нашу собственную любовь.

Поэтому богословие просто необходимо. Без него, как и без церковной молитвы «чужими словами», верующий слишком легко становится добычей собственных фантазий и чужой недобросовестности. Ереси, то есть неверные представления о Боге, действительно существуют, и чтобы придти к Истине, нужно суметь отличить ее от лжи.

Слова о Боге призваны стать иконой, ведущей нас к Богу. Но бывает и иначе: они становятся идолом. Человек вытесывает из слов, как прежде из дерева или камня, некий образ Бога — по собственному вкусу, разумению и умению — а потом начинает истово ему покланяться, порой даже и приносить ему человеческие жертвы. Как же это получается?

Бог — Иной. Любое данное Ему определение, пусть даже самое верное, будет неполным и неточным. Называя Его любящим или справедливым, мы обычно проецируем на Него наши представления о любви или справедливости, и потом рассуждаем именно о них. Есть предание о древнем богослове, который прогуливался по берегу моря, размышляя о Боге, и вдруг увидел мальчика, лившего воду в маленькую ямку. «Что ты делаешь?» — спросил богослов. «Хочу перелить море в эту ямку!» — ответил мальчик. Богослов рассмеялся. Тогда мальчик сказал ему: «А разве не тем же занят ты, когда пытаешься вместить Бога в свой разум?»

Богословские понятия можно условно разделить на две группы. Одна выражают совершенно конкретные вещи, доступные чувственному восприятию, например: смерть и воскресение. Если мы говорим, что Христос умер и воскрес, это будет звучать по-разному на разных языках, но смысл высказываний будет в точности совпадать. Но есть в богословии идеи, которые даже носителями одного языка воспринимаются по-разному, например: святость, страх Божий или праведность.

Христос умер и воскрес «нас ради человек и нашего ради спасения». Это факт.* Но богословы обычно рассуждают о другом: скажем, кто, как и кому принес искупительную жертву на Голгофе, или когда, как и в каком смысле хлеб и вино становятся на Евхаристии Телом и Кровью Христа. А это уже сложные понятия, которые воспринимаются разными людьми по-разному, и невозможно бывает найти такую формулировку, которую все понимали бы одинаково.

А если эти слова нам еще и предстоит переводить на другой язык? Ведь даже хорошо знакомые нам предметы и явления окружающего мира описываются у разных народов по-разному. В русском языке много слов для обозначения разных видов снега и льда, и связанной с ними зимней погоды: наледь, изморось, иней, наст, пурга, вьюга, сугроб, поземка. В английском таких слов существенно меньше, а в некоторых африканских языках всё это обозначается общим выражением «белое холодное». Зато, к примеру, эскимосы по-разному называют снег, лежащий на земле, и снег, летящий с неба, как мы отличаем «лужу» от «дождя». Это вполне естественно, если вспомнить, какую роль играет снег в жизни этих народов.{}

Любые слова и понятия можно правильно воспринимать только в системе. Если незнакомому с нашим климатом африканцу попробовать объяснить разницу между пургой и поземкой, наледью и настом, он просто ничего не поймет. А когда речь заходит о предметах духовных, риск непонимания возрастает во много раз.

Например, мы знаем о монофизитской и монофелитской ересях, которые искажали учение Церкви о Христе, умаляя полноту Его человеческой природы. Эти ереси реально существовали, были определены и отвергнуты Церковью. Но когда мы сегодня называем кого-то монофизитами (например, сирийцев или армян), мы должны убедиться, что это именно ересь, а не разница в терминах.

Так, православные греки говорили, что во Христе есть две природы, божественная и человеческая, и две воли (θέλημα), поскольку каждой природе — Божественной и человеческой — неизбежно соответствует свое хотение. Но некоторые сирийцы, напротив, настаивали, что во Христе только одна воля (цевьяна), потому что у Него одна Личность. Можно сказать, что обе стороны по-своему были правы, поскольку греческое θέλημα — совсем не то же, что сирийское цевьяна (в греческом этому слову будет соответствовать скорее слово γνώμη). С другой стороны, когда греки настаивали, что во Христе одна ὑπόστασις, поскольку его Личность едина, то сирийцы говорили, что у Него две кнома, поскольку Он Бог и человек одновременно. Этому сирийскому слову скорее соответствует греческое φύσις «природа», а на русский эти термины на даже не переведешь, так и приходится заимствовать слова «ипостась» и «кнома». {Селезнев Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. М., 2002.}

Следовательно, если воспринимать эти термины в отрыве от всего комплекса богословских представлений, ничего, кроме пустых препирательств, не выйдет. Одна воля или две? Одна ипостась или две? Спросить большинство наших рядовых прихожан, так они затруднятся с ответом. Да и некоторые священники, пожалуй, тоже… И, что характерно, если научатся они этим премудростям, вряд ли от этого станут ближе к Богу.

Но, может быть, следует обратиться к Библии, чтобы найти четкие и однозначные определения, которые позволят разрешить недоумения? Посмотрим, к примеру, на слово «ипостась» (ὑπόστασις). В греческом переводе Ветхого Завета оно встречается 23 раза, и нигде не имеет терминологического значения, вот, например:

• …когда земля разверзла уста свои и среди всего Израиля поглотила их и семейства их, и шатры их, и всё имущество их, которое было у них… (Втор 11:6)
• Возвратитесь, дочери мои, пойдите, ибо я уже стара, чтоб быть замужем. Да если б я и сказала: «есть мне еще надежда…» (Руфь 1:12)
• Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. (Пс 38:6)
• Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать (дословно «нет ипостаси»). (Пс 68:3)

В Новом Завете это слово встречается всего пять раз:
• …чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, — не говорю «вы», — похвалившись с такою уверенностью… (2Кор 9:4).
• Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу. (2Кор 11:17)
• (Христос) … будучи сияние славы и образ ипостаси Его… (Евр 1:3)
• Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь (дословно «начало ипостаси») твердо сохраним до конца… (Евр 3:14)
• Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. (Евр 11:1)

Иными словами, в Библии это слово обозначает нечто твердое, реальное, существующее, но нигде оно не совпадает с богословским термином «ипостась», которое было взято скорее из греческой философии, чем из Библии. Даже цитата из Евр 1:3, сильно отличается от современного богословского языка.

Дело прежде всего в том, что Священное Писание предпочитает говорить с человеком не богословскими формулами, а рассказами, притчами и метафорами. Христос не писал катехизисов, а рассказывал слушателям о виноградарях, рыбаках и овцах; Он говорил не о Триипостасном и Единосущном Божестве, а о Себе и об Отце; он обращался не к усредненной аудитории, а к конкретному, живому человеку в его конкретной ситуации.

Более того, даже самые насыщенные богословскими формулировками книги Библии — Послания апостола Павла — построены в основном по тому же принципу. Павел обращается к конкретным людям и говорит об очень конкретных их проблемах. Зато богословы последующих веков нередко выдергивают его слова́ из контекста, располагают их в каком угодно порядке и выстраивают некое «учение св. апостола Павла о таком-то и таком-то предмете», словно в руках у них конспекты лекций, прочитанных апостолом на богословском факультете университета.

К.С.Льюис {Льюис К.С. Письма к Малкольму, собрание сочинений, том 8, Москва, 2000, с. 372. <(Письмо IX.)>} приводил удивительный пример — Филиппийцам 2:12−13: «Итак, возлюбленные мои /…/ со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Если взять первую часть этого выражения, получится, что человек спасается сам, своими усилиями (крайнее пелагианство), если взять вторую — получится, что человек лишь игрушка в руках Бога, Который Сам выбирает, спасти его или нет (крайний августинизм). Так возникает пространство интерпретации, и, разумеется, разные богословские школы осваивают это пространство по-разному. Собственно, потому и существует в христианстве такое огромное количество разных конфессий и богословских школ: все признаю́т Библию высшим авторитетом, но все читают ее по-разному.

Метафоры и образы подводят человека к сердечному и опытному принятию идей, они часто учат его полнее и лучше, чем богословские трактаты, обращенные исключительно к его рассудку. Им, однако, обычно не хватает точности, поэтому нужны бывают и трактаты, и богословские формулы. Просто нельзя одно принимать за другое.

Отличить формулу от метафоры тоже не всегда просто. Во время Реформации католики и протестанты спорили о том, сто́ит ли метафорически понимать слова Спасителя «сие есть тело Мое». А на дороге из Иерусалима в Иерихон вам покажут заведение, гордящееся тем, что оно стои́т точно на месте гостиницы, куда милосердный самарянин доставил впавшего в разбойники путника, хотя большинство читателей Библии понимает историю как притчу.

[ Андрей Десницкий.
из ст. "Несколько слов в защиту Бога от богословов"
(1-я публикация – альманах “Альфа и Омега”, 2006, вошло в сб. "Библия и православная традиция")  ]

 

 


* Строго говоря, "нас ради человек и нашего ради спасения" (слова из Никео-Цаеградского символа веры)  — не факт, а богословское высказывание. И то, что автор "забыл" об этом, — лишнее свидетельство того, как трудно говорить с верующими на эту тему. – Пр.р.р.

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*...принимайте друг друга, как принял вас Христос,
 ради славы Божьей.
 Ведь Христос стал слугой обрезанных,
  чтобы показать верность Бога
 и подтвердить, что Бог выполнил Свое обещание их праотцам,
 а также для того, чтобы и язычники
 могли славить Бога за Его милость к ним,
 как об этом говорится в Писании:
 "Поэтому буду восхвалять Тебя среди язычников
   и буду петь Тебе хвалу".
 И еще говорится:
 "Радуйтесь, язычники, с Его народом!"
 И еще:
 "Восхваляйте Господа, все язычники!
   Пусть все народы вознесут Ему хвалу!"
 И еще Исайя говорит:
 "Явится побег Иессеев,
   придет править язычниками,
      и на Него они будут надеяться".
 Да исполнит вас Бог, источник надежды,
 радостью и миром через вашу веру,
 чтобы надежда ваша неустанно возрастала силой Божьего Духа.
 Братья мои, я совершенно уверен в том,
  что вы исполнены добра,
 всё знаете сами и способны наставлять друг друга.
 И всё же я позволил себе написать вам,
 желая напомнить некоторые вещи,
 потому что мне поручено Богом
 быть служителем Иисуса Христа для язычников,
 чтобы, исполняя свой священнический долг
  проповедью Радостной Вести,
 принести их Богу как угодную Ему жертву,
  освященную Духом Святым.* (Рим.15:7-16)

* * *

*Уйдя оттуда, Иисус пришел в синагогу.
 Там был человек с сухой рукой.
   –  Разрешено ли в субботу лечить?  –  спросили у Иисуса.
   На самом же деле они искали, в чём Его обвинить.
   –  Найдется ли среди вас человек, который,
   имея одну-единственную овцу, не вытащит ее,
   если она в субботу упала в яму?  –  ответил Иисус. –
   А человек ведь много дороже овцы.
   Так что делать добро в субботу разрешается. –
   Потом Он говорит тому человеку:  –
   Протяни руку. Тот протянул  –
   и рука стала здоровой.* (Мф.12:9-13)

* * *

*Когда Иисус разговаривал с народом,
 Его мать и братья стояли перед домом:
  они хотели с Ним поговорить.
 Какой-то человек сказал Ему:
  –  Там на улице Твои мать и братья,
   хотят с Тобой поговорить.
  –  Кто Моя мать и кто Мои братья?   –
   ответил этому человеку Иисус
 и, указав рукой на учеников, сказал:
  –  Вот Мои мать и братья.
     Кто исполняет то, что велит Мой Небесный Отец,
     тот Мне и брат, и сестра, и мать.* (Мф.12:46-50)

* * *

*Иисус о многом говорил им в притчах:
 - Вот вышел человек сеять.
   И когда он сеял, часть зерен упала у дороги –
   прилетели птицы и склевали их.
   Другие упали на каменистую почву,
   где земли было мало, –
   и тотчас проросли (они были неглубоко под землей),
   а когда взошло солнце, оно опалило их,
   и ростки, не имея корня, увяли.
   Другие упали среди колючек –
   колючки взошли и заглушили их.
   А другие зерна упали в землю добрую
   и дали урожай стократный,
   шестидесятикратный и тридцатикратный.
   У кого есть уши, пусть услышит!* (Мф.13:3-9)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4205.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»