=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

* 11 июля 2022 г. ст.ст.,  воскресенье 6-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.12:6-14; Мф.9:1-8.

 

 

 

 

к апостольскому чтению см.:
 + прот. Вячеслав Рубский: смысловой центр Послания к римлянам
 + митр. Сурожский Антоний:
    Что нас связывает с Христом (+ссылки)
 + члены Церкви: у каждого свое назначение!
    messia.ru/rasylka/008/2256.htm (+ссылки)

 

 

к евангельскому чтению:
+++ проповедь свящ. Вячеслава Рубского, аудио
+++ митрополит Сурожский Антоний: Видя их веру…
+++ Н.Т.Райт: На что похожа власть Иисуса?
+++ митрополит Сурожский Антоний: заступление
+++ прот. Александр Мень: ...видя веру их...
+++ свящ. Яков Кротов: здоровье и святость. (стт. 1 и 2)
            messia.ru/rasylka/008/2257.htm (+ ссылки)
+++ власть прощать грехи
    
(о. Георгий Чистяков; P. Ellingworth) (+ ссылки)
+++ проповедь свящ. Антония Полещука
     на параллельном текст у Мк. (аудио)

 

 

 

 

> Важное место в христологии <Пауля> Тиллиха занимает его трактовка Воскресения. «Воскресение Христа» и «Крест Христа» – это взаимозависимые символы. По Тиллиху, религиозный символ – это реальное событие или явление нашего мира, с помощью которого высшая реальность что-то открывает нам о себе на доступном нам языке. Но если историческая реальность Креста сомнений не вызывает, то о Воскресении рассказывается как о мистическом опыте немногих. Хотя в Новом Завете реальности Воскресения придается огромное значение, новозаветные тексты не дают однозначного ответа на вопрос, что́ именно произошло. Поэтому всё, что можно сделать, – это предложить некую богословскую теорию. Существуют две теории. Первая – воскресение тела, она основана на рассказе о пустой гробнице. Вторая – событие Воскресения совершилось в умах последователей Иисуса, которым он являлся после смерти. Эти явления можно интерпретировать либо как психологические переживания (попросту говоря, галлюцинации), либо как реальные встречи с Иисусом, продолжавшим жить в некоем духовном теле. Эти теории Тиллиха не удовлетворяют. Он задается вопросом: в чём заключается то негативное, чем грозила смерть Иисуса, и что было побеждено Воскресением? Ясно, что это не просто смерть отдельного человека, каким бы великим он ни был. Это смерть человека, который был пронизан Духом. И если бы после его смерти действие Духа прекратилось, то смерть сделала бы свое дело: ни оживание умершего в виде физического или духовного тела, ни тем более субъективные переживания последователей не стали бы победой над смертью. По Тиллиху, виде́ния Воскресшего возникали всякий раз, когда его последователи были охвачены Духом, и в этом экстатическом опыте конкретный образ Иисуса из Назарета нерасторжимо соединился с реальностью действия Духа. В этом соединении и состояло событие Воскресения: это было возникновение под действием Духа веры в то, что в Иисусе действительно действовал Дух Божий, и что всё, что он говорил при жизни, было правдой и должно осуществиться.

> Понимаемое таким образом Воскресение стало центральным событием истории спасения. Оно имело следующие последствия:
> 1) действие Духа Божьего в мире, которое ранее было латентным, после этого события стало явным;
> 2) действием Духа была создана новая реальность: Святое Сообщество{} тех, кто принял Христа как Спасителя, – невидимая духовная сущность Церкви;
> 3) появился надежный критерий, по которому можно оценивать действие Духа Божьего в мире: в своей предельной форме оно описано в евангельском повествовании о земной жизни Иисуса Христа.

> По Тиллиху, спасение, которое становится возможным благодаря спасающей силе Нового Бытия, имеет троичный характер.

> Во-первых, спасение – это соучастие в Новом Бытии (обновление). Сила Нового Бытия должна захватить человека, который находится в рабстве у старого бытия. В спасении всегда есть как субъективная (реакция человека), так и объективная сторона. Если человек захвачен Новым Бытием, он объективно находится в состоянии, которое называют «новым рождением», «обновлением», «новым творением». Хотя в этом состоянии в человеческой душе и происходят субъективные процессы, объективная реальность Нового Бытия предшествует субъективному участию в нём. Но на этапе обновления соучастие человека в Новом Бытии может быть лишь фрагментарным.

> Во-вторых, спасение – это принятие Нового Бытия (оправдание). Оправдание предполагает веру в Иисуса Христа как носителя Нового Бытия. «Вера, оправдывающая вера – это не человеческий акт, хотя он и происходит в человеке; вера – это действие божественного Духа, сила, создающая Новое Бытие – во Христе, в индивиде, в Церкви». {Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1,2. С. 538.} Оправдание вносит в процесс спасения элемент «вопреки». Его объективный смысл заключается в том, что Бог принимает человека несмотря на то, что тот как был, так и остается грешником. Но субъективно человек сознает свою вину, сознает, что он недостоин принятия Богом. И тем не менее он верит, что принят. Протестантский принцип «оправдания верой» часто понимают примитивно: вера понимается как такой акт человека, благодаря которому он заслуживает оправдания. Тиллих характеризует такое понимание как полное и катастрофическое искажение учения Лютера. «Источником оправдания является лишь Бог… однако вера в то, что человек принят – это канал, по которому благодать передается человеку». {Там же. С. 539.} Поэтому протестантский принцип оправдания верой должен быть сформулирован более четко: оправдание благодатью посредством веры.

> В-третьих, спасение – это преображение Новым Бытием (освящение). Это такой процесс, в котором сила Нового Бытия преображает личность и сообщество как внутри, так и вне Церкви. <...>

[ А.Л.Чернявский. Из кн. "Кризис традиционного богословия и поиски выхода",
из гл. "Альтернативные решения Пауля Тиллиха"  ]

 

см. тж.:
 + + + А.Л.Чернявский. Доклад, одноименный с книгой (аудио/видео)

 + + + Его же. Статья с тем же названием
 + + + О.Пфистер:
        В устранении навязчивого характера Закона Иисус и Павел едины
 + + + Д.Б.Харт: могут ли быть “сосуды гнева”, предназначенные исключительно для уничтожения?
 + + + В.Н.Кузнецова:
        Христос — конец Закона / Спасение для всех
 + + + свящ. Яков Кротов: Жизнь, вера, религия
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        Закон Ветхого Завета и Закон Жизни
         messia.ru/rasylka/008/2250.htm (+ссылки)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Кем движет Дух Бога, те сыны Бога.
 Дух, который вы получили, это не дух рабства,
 вынуждающий вас опять жить в страхе.
 Нет, вы получили Дух, который сделал вас сынами Бога!
 Это Он побуждает вас взывать: "Абба! Отец!"
 Он сам вместе с нашим духом
  свидетельствует о том, что мы дети Бога.
 А если дети, то наследники  –  наследники Бога,
  сонаследники Христу,
 потому что если мы разделили Его страдания,
  то разделим и Его славу.
*Я уверен, что нынешние наши страдания  –
 ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет.
 Ведь всё мироздание с нетерпением ждет,
 когда Бог открыто явит Своих сынов
 (оно не исполняет своего предназначения
   не по собственной вине,
  а потому что такова была воля Бога),
 в надежде на то, что оно, само мироздание,
 станет свободным от рабства у гибели
 и разделит свободу и славу детей Божьих.* (Рим.8:14-21)

                                * * *
*Братья, мое самое горячее желание —
  чтобы Израиль был спасен.
 И об этом я прошу Бога.
 Я свидетельствую, что они жаждут исполнить волю Бога,
 но у них нет истинного знания.
 Поэтому они, не зная,
  какой путь избрал Бог для оправдания людей,
 и стремясь утвердить свой собственный,
 не подчинились праведной воле Божьей.
 Потому что Христос — конец Закона:
 теперь каждый, кто верит, оправдан Богом.
*Моисей пишет об оправдании через Закон:
 "Только тот, кто исполнит все повеления Закона,
   будет жить".
 Но вот что говорит Писание об оправдании за веру:
 "Не спрашивай себя: кто взойдет на небо?"
 (это значит: для того, чтобы привести на землю Христа).
 И не спрашивай себя: "Кто спустится в бездну?"
 (это значит: для того, чтобы увести Христа от умерших).
 Но вот что говорит Писание:
 "Рядом с тобой Слово Бога —
   на устах твоих и в сердце твоем",
 то есть весть о вере, которую мы проповедуем.
 Если ты будешь устами исповедовать, что Иисус — Господь,
 и сердцем верить, что Бог поднял Его из мертвых,
  будешь спасен.
   Кто верит сердцем — будет оправдан.
    Кто исповедует устами — будет спасен.* (Рим.10:1-10)

* * *

*Продолжая путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни,
  его звали Матфей.
    – Следуй за Мной, – говорит Он ему.
 Тот встал и последовал за Ним.
 Когда Иисус был у него на обеде,
  там собралось множество сборщиков податей
   и прочих грешников,
  они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками.
 Увидев это, фарисеи стали говорить ученикам:
    – Почему ваш Учитель ест
     со сборщиками податей и грешниками?
 Иисус, услышав это, ответил:
    – Не здоровые нуждаются во враче, а больные.
      Ступайте и постарайтесь себе уяснить,
        что значат слова:
      "Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений".
      Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.*
                                          (Мф.9:9-13)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4206.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»