=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой –
> Жертвоприношение служит не религии, а иерархии. Которая находится в религии. Жертвоприношение обеспечивает формы поклонения низшего высшему. Если кто-то главнее, то ему и приносят жертвы. Или дань, оброк. Все религии проповедуют дискурс насилия. Все религии служат насилию и являются подменой богопоклонения. Даже Бог, попадая в эту ситуацию, оказывается главным насильником… > Дискурс жертвоприношения чужд Господу нашему Иисусу Христу. Христос ломает стержень мировых религий, то, на чем они стоя́т, подавление одного другим от имени Бога. Он сказал, что Cын человеческий пришел не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы самому послужить. Он мыл ноги ученикам, он говорил: "<Я> не называю вас рабами, а называю вас друзьями". Христос показал, что в богопоклонении не может быть подавления одного другим, иначе само богопоклонение превратится в подавление и ближнего, и себя, и Бога. > Христос отменяет саму идею, чтобы кто-то служил Богу хоть в чём-то. Нельзя подавлять другого – и точка! > Линия учеников Христа двоится. С одной стороны они помнят, что надо любить друг друга, служить ближнему, с другой стороны они отправляются на агрессивнейшую миссию, которая должна уничтожить почти полмира. Миссия, которая отряхивает пыль с ног и возвращается к апокалиптическому реваншизму: мы должны взять реванш у этого мира (за распятого Христа – Я.Г.) … Что сделали апостолы? Они сказали: «Христа распяли? Вот за это им влетит! Вот это они нарвались!» А ведь Христос потому пошёл на крест, чтобы все поняли, что не нужно насиловать других, не нужно проявлять агрессию... > На языке христианства была большая ошибка, которая звучала так: Христос принес себя в жертву, удовлетворив навсегда разгневанный интерес Отца, интерес нас убить. Казалось бы, вот эта огнедышащая пасть забита кляпом по имени Иисус Христос. Но ведь сама идея «жрать» осталась. {У филологов нет единого мнения, имеют ли слово "жрать" и др.-слав. гл. "жрати" (приносить жертву) общее происхождение. – Пр.р.р.} Не отменена главная идея жертвоприношений: раз он выше, значит, мы должны приносить ему жертву… > Посмотри́те 10 главу Послания к евреям. Там чистая шизоидность. Там сказано: Богу не нужны жертвы … поэтому Христос приносит себя в жертву. И так как его жертвою мы все искуплены, нам не нужно приносить себя в жертву… но если мы ведем себя не жертвенно, если мы не приносим себя в жертву иначе, то та жертва (Христа) уже не работает и тогда «страшно впасть в руки Бога живаго»! > Нужно выпрыгнуть из дискурса жертвы. Мы можем отрицать жертвоприношение барана сколько угодно, но мы вернёмся и скажем: Жертвы нужны! Монахи – это класс, они ведь жертвуют Богу всю свою жизнь! Безбрачие, нестяжание, послушание – это всё монашеские обеты, жертвоприношения Богу. Бог же требует жертв! > Когда монах приносит жертвы, надо вынести икону «Смеющейся Иисус» и сказать: Бог смеётся над тобой! > Рене Жирар говорит, что есть всего два дискурса понимания жертвоприношения: оправдание жертвоприношения и осуждение жертвоприношения. Один из путей оправдания жертвоприношения – сакрализация жертвы… > Смотри́те, существует механизм уничтожения человека, такое жертвенное горнило. Туда кидать Христа нужно? Конечно, нужно, говорят христиане, это же хорошо, потому что без этого жертвоприношения нам бы было плохо. В результате этого жертвоприношения добрый Бог пошлет нам помилование. Мы становимся на сторону тех, кто оправдывает механизм жертвоприношения. Мы хотели взорвать этот механизм, послав на распятие не какого-нибудь там барашка, а послав Христа. Не случайно мы оговариваемся, что это Агнец Божий. Мы его не рассматриваем как фигуру важнее жертвоприношения, мы его рассматриваем как фигуру, подчинённую идее жертвоприношения. Он становится меньше, чем эшафот, на который восходит. И эта пожирательная машина его пожрала, прихрюкнула и довольна. Что хотел Иуда? Чтобы столкновение фарисеев и Христа закончилось в пользу Христа. Что хотели христиане? Чтобы уже состоявшееся столкновение фарисеев и Христа, закончившееся распятием Христовым, закончилось в пользу Христа. И они так дело и представили: всё в пользу Христа. Это он так придумал пожертвовать ферзём и так выиграть гроссмейстерскую партию… > Мы говорим: "Возлюби ближнего, как самого себя…" И дальше Смеагол начинает крутить головой и говорить: "Иначе придется тебя убить! Принести в жертву!" Мы начинаем хорошо, но дальше попадаем в туннель понятий, апеллирующий к самому себе. Чтобы выйти из дискурса жертвы, надо уничтожить Бога как элемент иерархии. А для этого нужно уничтожить вообще понятие об иерархии. Как это делал Христос! Вы думаете, он жеманничал или смиренничал, когда говорил, что, кто хочет из вас быть больше, пусть будет всем слуга. Что <он> умывал ученикам ноги просто так? Нет, это была попытка донести, что хочет от вас Бог: уничтожить эту вертикаль. Почему он ел и пил с блудниками, грешниками, самарянами и т.д.? Потому, что он хотел показать, что не должно быть стратификации никакой, не должно быть деления, так, чтобы Бог был вверху. Бог не вверху, если угодно, он внизу. Надо убрать эти понятия: верх и низ.
[ Ярослав Головин. Неполный конспект беседы о. Вячеслава Рубского "Христианство и жертвоприношение" (1/2) ]
см.
тж.:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Разве
вам неизвестно, что ваше тело храм, ********************************************* /*/ содержит фрагменты апостольского чтения вторника.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4208.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|