=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

 

* 18 июля 2022 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.15:1-7; Мф.9:27-35.

 

 

 

 

 

 

 

> Глава 14-я Послания к Римлянам начинается так: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».

> Николас Томас Райт в своих комментариях на это Послание пишет о том, что, «начиная наставления с призыва быть терпимым к “немощным”, он [Павел], видимо, исходит из того, что большинство христиан “сильны”».

> В этом плане довольно интересно обратиться к реалиям наших современных евангельских церквей. А реалии таковы, что создается впечатление, будто все обычаи наших церквей – вероучительные, мыслительные, поведенческие – базируются не только на предположении о том, что большинство христиан немощные, но и на некоем одобрении такого положения вещей, согласии с ним.

> Мы еще готовы принимать содержание первого из процитированных предложений апостола Павла – о принятии немощного в вере. Но уже смысл призыва, обращенного к «немощным», – призыва к отказу от осуждения тех, кто к данной категории не относится, – явно выпадает из сознания как самих «немощных», так и церкви как таковой. Ибо церковь зачастую оказывается «приспособленной» именно для «немощных», причем приспособленной таким образом, чтобы эти «немощные» всегда оставались немощными (на этот раз пишу данное слово без кавычек).

> Поделюсь двумя жизненными примерами.

> Однажды, преподавая миссиологию в одной аудитории, я столкнулся с возмущением одного из присутствовавших пасторов. Возмущение было вызвано моими словами о том, что задача пастора вовсе не заключается в том, чтобы всегда давать готовые ответы на все вопросы и приучать членов церквей к тому, что на все вопросы они могут получить готовые ответы от пастора. Я сказал, что задача пастора – взращивать христиан, то есть приближать их к самостоятельности в мышлении, принятии решений и т.д.

> Упомянутый пастор был с этим крайне не согласен. Он утверждал, что перед Богом он будет (почему-то) отвечать именно за то, давал ли он эти готовые ответы. Я не берусь в данном случае предполагать, откуда вообще могло возникнуть в сознании этого человека такое представление. Это, что называется, без комментариев.

> Второй пример более анекдотичен, хотя столь же реален. В мою бытность заведующим вечерним отделением одного высшего богословского учебного заведения произошел следующий случай. Подходит ко мне как-то группа пожилых братьев, по всему виду которых явно можно было сказать, что в церкви они не первый десяток лет, во всяком случае – со времен Советского Союза. И жалуются эти братья мне на то, что в «группе прославления» у нас почему-то поют «сёстры в брюках», что является явным «соблазном». Я, разумеется, был вынужден просто сказать братьям, что помочь им ничем не могу: не мог же я объяснять им, что не в их возрасте (как физическом, так и духовном) «соблазняться» женскими брюками и строить из себя «немощных».

> Между тем оказывается, что в церкви всегда нет недостатка в желающих сослаться на свою «немощность». Но эти «немощные» готовы диктовать свои условия, причем именно с тем самым осуждением, против которого именно их, «немощных», предостерегал апостол.

> В результате, как уже было сказано, – вся церковь оказывается приспособлена именно под них.

> И сегодня уже даже излишне перечислять такие мелочи, как всё то «бытовое» законничество, которое тянется еще с упомянутых советских времен и проявляется в банальной зацикленности на «пище и одежде». Сегодня хочется обозначить более серьезную проблему.

> Оказывается, церковь наполнена более серьезными запретами, созданными с оглядкой на «немощных». Это уже не просто запреты на «женские брюки». Сегодня это запреты на обсуждение в церкви неудобных тем, запреты на самостоятельное мышление, запреты на выход в этом мышлении с «дозволенного общего уровня».

> Действительно, на одни темы наложено негласное табу, и многие мои знакомые даже из числа профессиональных богословов говорят о том, что еще очень и очень не скоро церковь вообще окажется в состоянии их обсуждать. Другие темы (пресловутая «политика») запрещаются вполне открыто и достаточно агрессивно…

> И мы пришли к тому, что сегодня церковь просто-напросто согласилась оставаться собранием «вечно немощных», причем лелеющих и холящих свою «немощность». Но на одно у этих немощных сила есть всегда – а именно, на осуждение.

> Между тем хочу обратить внимание на один стих в 14-й главе Послания к Римлянам, который обычно выпадает из контекста всех наших рассуждений о «принятии немощного». Это 9-й стих: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми», после которого мысль Павла развивается интересным образом: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что уничижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим 14:10).

> Воскресение Христа (то есть самый центр евангельской вести) связывается с недопустимостью осуждения брата: раз Христос воскрес, то мы воскреснем и перед ним предстанем на суд. Недопустимость осуждения выводится из воскресения! Это не скучное моральное назидание, а логический вывод из всего смысла христианского учения.

> Итак, диктат «немощных», который, кстати, вообще не бывает без осуждения, не является безобидным вариантом церковного устройства. Это серьезная проблема.

> Само наличие немощных – не проблема. Но эти немощные (если писать это слово без кавычек) при нормально организованной жизни церкви должны со временем выводиться из своего немощного (или младенческого) состояния. Невозможно иначе как некий казус воспринимать ту ситуацию, при которой «немощность» становится образом жизни христианина и целой церкви и начинает безапелляционно диктовать свои условия.

 

см. тж. к апостольскому чтению:
 +++ В.Н.Кузнецова: Следуйте примеру Христа (+ссылки)
 +++ митрополит Сурожский Антоний (Блум):
     быть силой и опорой слабых (+ссылки)
 +++ он же: научиться видеть свет во тьме (+ссылки)
 +++ прот. Вячеслав Рубский:
      беседа на Рим.15–16 (аудио, доступно тк подписчикам): Патреон / тг
 +++ Андрей Десницкий.
      Послание к Римлянам, 15. Видеокомментарий для портала "Экзегет"
 +++ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) –
      беседа в цикле радиобесед по посланиям ап. Павла (аудио)

 

 

К апостольскому и евангельскому чтениям:
 +++ митрополит Сурожский Антоний (Блум):
  прося об исцелении, готовы ли мы
   взять на себя крест беспощадной борьбы с самими собой?
    редакция 1 / редакция 2

 

К евангельскому чтению:
 + + + свт. Тихон Задонский:
        "Помилуй  нас, Господи, Сын Давидов!"
          messia.ru/rasylka/008/2264.htm
           (+ ссылки по теме евангельского чтения)

 + + + свящ. Яков Кротов:
        Иисуса увидеть очень трудно даже зрячим

 + + + он же:
  
должно ли возвещение Евангелия сопровождаться исцелениями?
 + + + св. Симеон Новый Богослов:
        о вере – тем, кто утверждает,
         что, живя в миру, невозможно достичь
          совершенства в добродетелях (1)
           messia.ru/rasylka/009/2447.htm

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Братья, ради милосердия Божьего к нам, я вас прошу:
 отдайте себя, свое тело Богу
 как живую жертву, освященную и угодную Ему.
 Только такое служение истинно духовно.
 Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира,
 но преобразите себя, обновив свой ум,
 чтобы постичь, чего хочет от вас Бог,
 что для Него хорошо, угодно и совершенно.
 ... не ставьте себя выше, чем следует.
 Будьте скромны и судите о себе здраво,
 по мере той веры, которую Бог дал каждому из вас.*
                                     (Рим.12:1-3/+/)

* * *

Иисус сказал:
"Кто любит отца или мать больше Меня, / тот не для Меня!
 Кто любит сына или дочь больше Меня, / тот не для Меня!
 И кто свой крест не берет и не идет за Мною, /
  тот не для Меня!
 Кто хочет жизнь свою обрести, / тот погубит ее.
 А кто погубит свою жизнь ради Меня, / тот ее обретет".
                                         (Мф.10:37-38/++/)

*********************************************

/+/ апостольское чтение субботы.
/++/ из евангельского чтения субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4210.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»