=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

> В основе евангельских этических требований лежит ответ Спасителя на вопрос о наибольшей заповеди (Мф.22:37–39): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумом твоим: это – бо́льшая и первая заповедь. Вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Христос ссылается здесь на еврейский закон (Мф.22:40), а конкретнее – на Втор.6:5 и Лев.19:18.

> Хотя в словосочетаниях «любовь к Богу» и «любовь к ближнему» используется одно и то же греческое слово agáph (ага́пи/<ага́пэ>), очевидно, что в первом и во втором случаях речь идет о разных вещах. Лев Толстой, понимавший христианство как «учение Христа» и считавший квинтэссенцией этого учения Нагорную проповедь, за год до смерти записывает в дневнике: «…мне всегда в словах Христа: любить Бога и ближнего – любовь к Богу кажется лишней, несовместимой с любовью к ближнему, – несовместимой потому, что любовь к ближнему так ясна, яснее чего ничего не может быть, а любовь к Богу, напротив, очень неясна. Признавать, что он есть, Бог сам в себе, это – да, но любить?.. Тут я встречаюсь с тем, что часто испытывал, – с раболепным признанием слов Евангелия». {Толстой Л. Дневники 1895–1910 гг. Собр. соч. в 20 т. Т. 20. М., 1965. С. 379–380.}

> Однако в христианском богословии, как показывает история христианства, дело обстоит прямо противоположным образом: любовь к Богу все понимают примерно одинаково, а вот относительно любви к ближнему имеются серьезные разногласия.

> Традиционно в христианстве (как, впрочем, и в других религиях) любовь к Богу понимается как стремление к мистическому соединению с Ним, а путь к такому соединению видится в отрешении от всего мирского. Это понимание любви к Богу нашло свое отражение в традиции восточного монашества, возникшего в IV веке. Монахи создали аскетическую практику, выходящую далеко за рамки внешних монастырских ограничений (безбрачие, уединение и т.п.). Она включала также правила духовной жизни, способствующие очищению души от мирских помыслов. Важнейшая составляющая этой практики – непрестанное повторение про себя Иисусовой молитвы. {О развитии этой практики в египетском монашестве см.: Лурье В.М. Призвание Авраама. СПб., 2000.} Широкую известность получило богословское обоснование этой аскетической традиции, данное в XIV веке Григорием Паламой. Достижение аскетом-подвижником особых мистических состояний причастности к Богу («обожения») интерпретируется в богословии Паламы как результат восприятия «божественных энергий». Правда, в дальнейшем эта традиция пришла в упадок. Попытка возродить ее (по крайней мере на богословском уровне) была предпринята перед Второй мировой войной в русской эмиграции. Это направление богословской мысли получило название «неопатристического синтеза».

> Если в мистике любви к Богу христианская специфика состоит только в том, что защитой от мирских помыслов служит имя Иисуса, то источник этики любви к ближнему – присущее исключительно иудеохристианской традиции представление о грядущем Царстве Божьем как царстве справедливости и добра.

> Поскольку в обыденной жизни любовь понимается как чувство, не раз писали, что приказать любить нельзя и, следовательно, Спаситель вкладывал в слово «любовь» какой-то иной смысл. Однако, вопреки мнению Толстого, согласия относительно смысла любви к ближнему достигнуть так и не удалось.

> Так, христианскую любовь часто понимали в смысле «золотого правила» – известного с древнейших времен нравственного правила, представленного в Ветхом Завете в отрицательной форме: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов.4:15). В пользу такого понимания говорит то, что Христос тоже указывает на это правило, правда, в более сильной, положительной форме: «Во всём, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так с ними поступайте и вы» (Мф.7:12). При таком понимании любовь к ближнему – это что-то вроде разумного указания по устроению человеческой жизни на принципах справедливости. Не случайно христианские проповедники часто делают акцент на том, что этика любви к ближнему – не главное в христианстве, что в этом отношении христианство не имеет принципиальных отличий от других религий.

> Но совершенно иное впечатление о любви к ближнему складывается при непредвзятом чтении Евангелия. «Любите врагов ваших и моли́тесь за гонящих вас» (Мф.5:44). Об ответе злом на зло не может быть и речи: «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую; и желающему с тобою судиться и взять у тебя рубашку твою, оставь и верхнюю одежду» (Мф.5:39–40). Прощать нужно не до семи раз, а до семижды семидесяти раз (Мф.18:22). Богатому юноше, который исполнил все заповеди, в том числе и заповедь любви к ближнему, и спросил, что еще он должен сделать, чтобы получить вечную жизнь, дан ответ: «Продай имение твое и отдай нищим» (Мф.19:16–21). Тот, кто не накормил голодного, не напоил жаждущего, не принял странника, не одел нагого, не посетил больного и заключенного, не может рассчитывать на спасение (Мф.25:41–45). Ученики должны брать пример с Христа: ведь он «не для того пришел, чтобы ему послужили, но чтобы послужить и дать душу свою как выкуп за многих» (Мф.20:26:28). Речь идет не просто о благожелательном отношении к ближнему. То, что требуется от учеников Христа, можно передать такими словами, как кротость, миролюбие, прощение, сострадание, милосердие, самоотречение, бескорыстное служение. Причем эти качества (к примеру, готовность прощать) выражаются в действиях, выходящих далеко за пределы разумной целесообразности. Как заметил А. Швейцер, Христа «не интересует, приведет ли соблюдение этих заповедей к установлению соответствующего законного порядка, и возможен ли такой закон в человеческом обществе. Он ведет нас выше всех соображений целесообразности – к внутренней необходимости исполнения воли Бога». {Швейцер А. Христианство и мировые религии // Швейцер А. Жизнь и мысли. М.; СПб., 2018. С. 195.}

> Однако в традиционном богословии вопрос о связи этики любви к ближнему со спасением до сих пор остается открытым. Это стало очевидным в XVII–XVIII столетиях, когда попытки ответить на этот вопрос привели к возникновению в христианском богословии специального раздела – нравственного богословия. Поскольку из традиционного понимания спасения этика любви к ближнему не вытекает, в нравственном богословии пришлось использовать философские (хотя зачастую и религиозно окрашенные) представления о природе человека, о морали как условии становления личности и т.п. Фактически же это  привело к отделению этики от богословия и превращению ее в самостоятельную философскую или религиозно-философскую дисциплину. О пагубных последствиях такого отделения для церковной жизни писал в начале XIX века Шлейермахер. Но он же признавал неизбежность этого процесса ввиду того, что традиционное богословие (в том числе и протестантское) не в состоянии связать этику со спасением.{}

[ А.Л.Чернявский. Из кн. "Кризис традиционного богословия и поиски выхода",
из гл. " Необходимость альтернативных (нетрадиционных) богословских решений",
сс. 67-72 / 66-71 ]

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Не могу похвалить вас за ваши собрания:
 от них больше вреда, чем пользы.
 Во-первых, я слышал, что,
  когда вы собираетесь перед лицом Божьим,
 у вас бывают раздоры.
 Отчасти верю:
 среди вас должны быть и разногласия,
 чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание.
 Так вот, хотя вы и собираетесь вместе,
 это нельзя назвать трапезой Господа.
 Каждый из вас налегает на собственную трапезу.
 И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян.
 У вас что, нет собственного дома,
  где можно было бы поесть и выпить?
 Или вы презираете Церковь Бога?
 Или хотите унизить неимущих?
 Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю!
 Ведь я от самого Господа узнал то, что потом передал вам:
 Господь Иисус в ночь, когда был предан, взял хлеб,
 поблагодарил за него Бога, разломил и сказал:
 "Это Мое тело, которое за вас отдается.
  Делайте так в память обо Мне".
 Точно так же Он взял чашу после ужина и сказал:
 "Эта чаша – Новый Договор с Богом, скрепленный Моей кровью.
  Каждый раз, когда будете пить из нее,
  делайте это в память обо Мне".
 Это значит, что всякий раз,
 когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу,
 вы возвещаете смерть Господа -
  до тех пор, пока Он не вернется.
 Итак, всякий, кто ест хлеб Господень и пьет из Его чаши
 неподобающим образом, виновен перед телом и кровью Господа.
 Но пусть человек сам сначала испытает себя,
 а потом ест этот хлеб и пьет эту чашу,
 потому что тот, кто ест и пьет, не признавая Тела,
 ест и пьет свой приговор.
 Вот почему среди вас так много слабых и больных,
 да и умерло немало.
 А если бы мы сначала сами испытывали себя,
  нас не осудил бы Бог.
 Но когда Господь так нас судит и наказывает,
  Он исправляет нас,
 чтобы не осудить вместе с остальным миром.
 Так вот, братья мои,
  когда вы собираетесь вместе на Трапезу,
 дожидайтесь друг друга.
 Если кто голоден, пусть поест дома.
 Не надо, чтобы ваши встречи становились вам судом.
 Об остальных делах распоряжусь, когда приду к вам сам.*
                                        (1Кор.11:17-34/+/)

* * *

*Есть разные дары, но их дает один и тот же Дух. И есть разные виды служения, но одному и тому же Господу. И есть разные виды деятельности, но во всех действует для всех один и тот же Бог. Каждому дано проявление Духа для общего блага. Одному Дух дает дар мудрой речи; другому тем же Духом дается дар передавать знание; третьему, тем же Духом — дар веры; или дар исцелять болезни — тем же Духом; или дар творить чудеса, или пророчествовать, или различать, что от Духа, а что нет; у этого дар языков, у того — истолкования сказанного на языках. Но всё это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по своему усмотрению.
 Возьмем для сравнения человеческое тело — оно одно, а органов в нём много, но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело. Таков и Христос — ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом: евреи и греки, рабы и свободные. Всем нам было дано испить одного Духа.
 Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих. Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу этому телу", разве от этого она перестанет быть частью тела? Или если скажет ухо: "Я не глаз, я не принадлежу этому телу", разве оно перестанет быть частью тела? Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало? А если всё тело — ухо, как бы оно обоняло? Однако Бог поместил все органы в одном теле и каждому из них отвел место по Своему усмотрению. Будь все одним органом, где же тело? И вот в результате органов много, а тело одно. Глаз не может сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь". Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь". Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле, оказываются насущно необходимыми. И те органы, которые кажутся наименее "почтенными", их-то мы и укутываем наиболее тщательно. И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой, какой не требуют более красивые. Но Бог так соединил органы в теле, чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет, для того чтобы в теле не было разногласий, а все органы заботились друг о друге. И если страдает один орган, плохо и всем остальным. Если в почете один орган, радуются этому и все остальные.
 Вы все вместе — Тело Христа. Каждый из вас — один из его органов и часть Тела. В Церкви Бог, во-первых, назначил апостолов, во-вторых — пророков, в-третьих — учителей; потом идут те, кому дана сила творить чудеса; потом — дар исцелений; потом — помощи, руководства, дар говорить на неведомых языках. Разве все апостолы? Все пророки? Все учителя? Все творят чудеса? У всех дар исцелений? Все говорят на языках? Или все способны их истолковывать?* (1Кор.12:4-29/*/)

* * *

*<Иисус сказал>: "Верно вам говорю: то, что вы запретите на земле, запретят на небе и то, что вы разрешите на земле, разрешат и на небе. И снова повторяю: если двое из вас вместе попросят о чём-либо, Мой Небесный Отец даст им всё, о чём они ни попросят, потому что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду и Я".
 Тогда подошел к Нему Петр и спросил: "Господь, сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной провинится? Семь раз?"
 "Нет, не семь, а семьдесят раз по семь", — отвечает ему Иисус. ...
 ... к Иисусу принесли детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился. А ученики их бранили. "Пусть дети приходят ко Мне, не мешайте им! — сказал им Иисус. — Царство Небес принадлежит таким, как они".
                                                 (Мф.18:18-22,19:13-14/**/)

*********************************************

/+/ содержит часть ряд. апост. чтения понедельника.
/*/ содержит апостольское чтение вторника.
/**/ из рядового еванг. чтения вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4214.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»