=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

.

  

 

 

 

 

 

> – В одной из своих бесед с прихожанами Вы сказали, что стержнем протестантской этики является идея добродетели как инструмента воздействия на другого. Как эту специфику надо учитывать в диалоге с протестантом? В чём радикальное отличие православной этики от такого подхода? И корректно ли вообще говорить о разработанной православной этике, или, как отмечают многие исследователи, она во многом представляет собой компиляцию католической этики?

> Дело в том, как представлена христианская этика, – она отрицает саму себя. Это с предельной остротой подчеркнул Фридрих Ницше. В своей работе «Антихристианин» он отметил, что рациональные основания этики всегда опровергают её. Это действительно так, но это замечание правомерно лишь относительно вербального выражения основ христианской этики. Три кита, на которых стои́т рациональная этика, – это страх, гедонизм и утопия. Этика ищет обоснования или в утопии всеобщей праведности, которой не было, нет и не будет. Или под личиной христианской этики выступает обычный гедонизм, проповедующий добродетель как условие комфортной жизни для всех. Страх попасть в изгои, убегание от негативного образа – ещё одно «основание» этики, которое может предложить нам рацио, взявшееся учить нас жизни. С таким дискурсом согласиться нельзя, поэтому этика всерьёз не разрабатывалась у нас действительно никогда, потому что основания этики вполне метафизичны. Этика стои́т на тщательном различении хороших и плохих. Это противоположно тому, к чему призывал Христос. Даже когда в Нагорной проповеди Иисус, как кажется, говорит об этических вещах, Он говорит о них лишь потому, что так можно выйти на Бога. Бога можно понять через абсурдность этики, выводимой из Бога. Он говорил: как дождь льёт на праведного и неправедного одинаково, и солнце светит, не различая их, так и вы поступайте  и будете сынами Отца Небесного. Надо не сопротивляться, потому что Бог не сопротивляется; надо не отличать праведных от грешных, потому что Бог не отличает. Если у тебя берут верхнюю одежду, отдай нижнюю. Это потому, что таков Бог, не потому, что будет так нам полезнее, выгоднее или Богу приятнее.

> Это убийство этики как обоснованной дисциплины. Исходя из той же Христовой проповеди, в православии этика есть язык онтологии, субъективный элемент богообщения. Бог есть Любовь. Его дети во Христе должны быть любовью не потому, что это Богу приятно; не потому, что нам обещано вознаграждение; не потому, что это социально выгодно. А потому что такова онтология бытия. Теоретическое развитие этого положения веры почти всегда вредит ему. Отсюда невозможность этики как отдельной дисциплины о правилах и нормах поведения. Попытки христиан переконвертировать Христову проповедь в этическую оборачиваются её девальвацией и редуцированием её до какого-то ханжества.

> Этика укоренена в онтологии {Онтология — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. – Пр.р.р.р.}, потому она необъяснима (юродива). Всякое её «обоснование» и есть протестантская подмена тезиса аргументацией.

> Мы не занимаемся этикой как чем-то самостоятельным – это было бы чуждо православию, потому что здесь нет выхода в онтологию. Потому католическая этика растёт не вглубь, а вширь. Например, Фома Аквинский истолковывает, что допустимо, что нет, даёт классификацию.

[ прот. Вячеслав Рубский.
Из интервью «“Фишка” православного миссионерства заключается в…»
(оп. 16.IV.2015, вопросы – Анна Голубицкая) ]

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Но мы молим Бога, чтобы вы не совершили ничего дурного.
 И вовсе не для того,
  чтобы показать себя успешно выдержавшими испытание.
 Лишь бы вы делали добро,
  даже если мы покажемся "неуспевающими"!
 Мы ведь сильны не против истины, а за истину!
 Мы радуемся, когда мы слабы, а вы сильны.
 Поэтому мы и молимся о вашем исправлении.*
                           (2Кор.13:7-9/*/)

* * *

*И еще сказал им Иисус:
 "Отнеситесь внимательно к тому, что слышите.
  Какой мерой вы мерите,
  той и Бог вам отмерит и прибавит еще.
  У кого есть, тому даст Он.
  А у кого нет, у того и то, что есть, будет отнято.
 И еще сказал им Иисус:
 – Царство Бога, какое оно?
  Вот представьте себе:
  бросает человек в землю зерно,
  затем ночью спит, днем встает,
  а зерно прорастает, тянется вверх –
  он и не знает как.
  Сама собой плодоносит земля:
  сначала дает зеленый стебель,
  потом – колос,
  потом – полное зерно в колосе.
  А когда созреет урожай,
  человек сразу берется за серп –
  настало время жатвы.
 И еще сказал им Иисус:
 – С чем сравнить нам Царство Бога
  и какой притчей его изобразить?
  Представьте себе: вот горчичное зернышко.
  Когда его сеют в землю,
  оно меньше всех семян на земле.
  А когда посеют –
  оно взойдет и поднимется
  выше всех в огороде растений,
  и вырастут на нём такие большие ветви,
  что в их тени птицы смогут вить гнёзда".* (Мк.4:24-32/**/)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения среды.
/**/ из евангельского чтения вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4227.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»