=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

* 12 сентября 2022 г. ст.ст.,
  воскресенье 15-е по Пятидесятнице,
  воскресенье перед Воздвижением.
  Литургические чтения:
  (рядовые)      2Кор.4:6-15; Мф.22:35-46;
  (перед Воздв.) Гал.6:11-18; Ин.3:13-17.

 

 

 

 

 

 

> Задачей богословия является развитие данных Писания и предания в богословие Святого Духа. При этом речь идет не о том, чтобы из данных Писания и предания как из посылок выводить следствия, которые вели бы из области обязательного для веры в область необязательных частных спекуляций. Напротив, речь идет о том, чтобы глубже вникнуть во внутренний дух и смысл предметов веры, чтобы таким образом прийти к пониманию самих предметов веры (intellectus fidei). Это происходит за счет того, что мы стремимся понять внутреннюю взаимосвязь различных форм опыта и толкований веры (nexus mysteriorum — связь тайн) и их взаимного соответствия (analogia fidei — аналогия веры), чтобы таким образом понять тайну, излагающую себя в различных тайнах веры. Таким образом, тайна не должна быть разрешена рационалистическим путем, но должна быть глубже понята именно как тайна.

> Понимающее проникновение в глубины Божества для человеческого духа невозможно своими силами, а есть дело одного только Духа Божьего (1Кор 2:11). Поэтому и само богословие является духовным процессом, происходящим в Святом Духе. Ведь если бы мы были в состоянии понять Божью тайну нашими конечными познавательными силами, мы ослабили бы Божественность Бога; познавая Его, мы не узнали бы Его; желая постичь Его, мы согрешили бы против Него. Если Бог должен оставаться в нашем познании Богом, а не самодельным, сконструированным по нашим собственным масштабам идолом, тогда Он должен не только «объективно» открывать себя нам, но и «субъективно» давать нам способность познавать Его; тогда Он должен дать нам Святого Духа как Духа веры (2Кор 4:13), который просветит очи сердца нашего (Еф 1:18). Он есть Дух премудрости и разума (Ис 11:2). Только через Святого Духа для нас возможно обращаться к Богу как к Отцу (Рим 8:15; Гал 4:6). Таким образом, Дух дает нам силу и возможность познать любовь Бога, сообщающую себя нам в Иисусе Христе, и возрадоваться ей. В Святом Духе как Боге в нас мы можем познавать Бога над нами, Отца — как Того, кто в Сыне есть Бог среди нас. Дух позволяет нам познать Божью благодать как благодать; через Него мы можем постичь Божий дар как дару Его любовь — как Его любовь; Он есть субъективная возможность откровения. {К.Barth. Die Kirchliche Dogmatik I/2, S. 264 и далее.}

> Поскольку Дух Божий открывает эсхатологический дар и эсхатологическую любовь Бога в нас и для нас эсхатологически-окончательным образом, Он также должен быть Божьим милосердием в себе самом. А именно, если бы Он не был любовью и даром Божьим «сначала» в себе, а только для нас, Он не смог бы открыть для нас Божественность Бога, которая, как уже указано, состоит в свободе Его любви, сообщаемой нам. Тогда Он открыл бы не Бога таким, как Он есть, но таким, как и насколько Он проявляет себя в истории. Чтобы Святой Дух мог быть субъективной возможностью эсхатологически-окончательного откровения любви и, тем самым, Божествечности Бога, Он должен быть этой свободой в любви, т.е. Он должен быть любовью Бога собственной персоной. Он должен быть не только даром Божьим, но и подателем этого дара; Он должен своим личностным образом воплощать то, чем Бог является по своему существу. Это положение — не своевольное обратное заключение от действия Бога в истории спасения к Его личностной Божественной сущности. Такое обратное заключение обязательно потерпело бы плачевную неудачу из-за таинственности Духа. Мы не могли бы сказать и слова о внутренней Божественной сущности Духа, если бы она не была открыта нам самим Духом и засвидетельствована в Писании. Наша единственная возможность состоит в том, чтобы под руководством и в озарении Духа познавать внутреннюю взаимосвязь и внутреннее соответствие между высказываниями откровения о действии Духа в истории спасения и высказываниями откровения о Его Божественной природе.

[ кардинал Вальтер Каспер. Из кн. "Бог Иисуса Христа",
из гл. "Святой Дух — Господь животворящий" >> "3. Богословие Святого Духа" >> "Подходы к богословию Святого Духа" ]

 

см. тж.:
+++ свящ. Вячеслав Рубский:
     Св. Дух – основание духовности и веры. Крах идеи Троичности       (+ссылки)
+++ свящ. Александр Мень и Карл Барт о  Св. Духе (+ссылки)

 

см. тж. к рядовому воскресному апост. чтению:
 + Cергей Фудель: чувство "глиняного сосуда"
 + горшки
 + Владимир Зелинский: человеческий ответ тайне
 + Владимир Леви об о. Александре Мене:
    "Я ведь работаю, как и работал, при большом противном ветре"

 

 

к рядовому воскресному еванг. чтению:
 * Михаил Завалов: Как полюбить людей: первые шаги
    (+ ссылки к ряд. еванг. и апост. чтениям)

 

 

к чтениям вс перед Воздвижением см. тж.:
 +++ В.Н.Кузнецова: мера любви Божьей ко всему миру (Ин.3:13-17)
 +++ свящ. Лев Шихляров:
      что такое человек и причина христианства
 +++ протопр. Александр Шмеман:
      мы уже обладаем тем, во что мы верим (+ссылки!)
 +++ чтобы явить миру любовь...
     messia.ru/rasylka/009/2464.htm (+ссылки!)

 

к апост. чтению вс перед Воздвижением см. тж.:
 +++ Том Райт: Личный и вселенский смыслы креста
 +++ он же. Лекция "Переосмысление значения Креста Христова" (видео)
 +++ В.Н.Кузнецова: обрезание или Крест
 +++ Андрей Десницкий. Видеокомментарий на Гал.6

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Те, которые понуждают вас обрезаться,
  хотят понравиться людям:
 они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов.
 Они, хотя и обрезаны, сами не соблюдают Закон,
 а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим.
 А я ничем не хочу хвастаться –
 одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа,
 благодаря которому мир распят для меня, а я – для мира.
 Ведь неважно, обрезан ты или нет.
 Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим?
 Мир и милость тем, кто следут этому правилу,
 и им, и всему Израилю Божьему! ...
 Милость Господа нашего Иисуса Христа
  да будет с духом вашим, братья!
 Аминь.* (Гал.6:11-16,18/+/)

* * *

        *Бог этого века ослепил  разум неверующих, и они  не видят
         света Радостной  Вести о славе Христа, который есть образ
         Бога.  Ведь мы не самих  себя  возвещаем, а Иисуса Христа
         как  Господа, а себя – лишь как  ваших слуг  ради Иисуса.
         Потому что Бог,  сказавший: "Из тьмы да воссияет свет", –
         воссиял в наших сердцах, озаряя их светом познания Божьей
         славы на лице Иисуса Христа.
        Мы же всего лишь глиняные сосуды,  в которых хранится такое
        сокровище. Поэтому очевидно,  что эта безмерная сила исходит
        от  Бога, а не от нас. Нас  теснят    со всех сторон,  но  мы
        не загнаны в угол. Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии.
        Нас  преследуют,  но мы   не брошены    на произвол   судьбы.
        Мы сбиты с ног, но не уничтожены.  Мы  всегда носим  в своем
        теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем
        теле.  Нас,  живых,  постоянно предают смерти ради Иисуса,
        чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей смертной плоти.
        Итак, в нас действует смерть, а в вас – жизнь.
       А так как в нас   тот же    дух веры,   о котором     сказано
       в  Писании: "Я поверил  и поэтому стал говорить",  мы  верим,
       а   потому   и  говорим.  Мы  знаем:  Тот, кто поднял Господа
       Иисуса из мертвых, и нас поднимет вместе с Иисусом и поставит
       перед Собою,   рядом    с вами.  Ведь   всё    это   делается
       ради вас, чтобы Божья доброта, умножаясь,  достигла множества
       сердец и хлынула из них потоком благодарности во славу Бога.
                                                     (2Кор.4:4-15/*/)

             *********************************************

/*/ содержит рядовое апостольское чтение воскресенья.

/+/ из апост. чтения воскр. пред Воздвижением.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4232.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»