=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 14 сентября 2022 г. ст.ст., вторник,
  Воздвижение Честно́го и Животворящего Креста Господня.

  Литургические чтения: 1Кор.1:18-24; Ин.19:6-11,13-20,25-28,30-35.

 

 

 

 

 

 

> Библии посвящена вторая часть книги <"Вещи, сокрытые от создания мира">, ставшая дебютом Жирара в богословии. Здесь он впервые предлагает свое видение принципиальной разницы между мифологией и библейским повествованием. Они рассказывают об одном и том же: это истории соперничества двойников, кризисов, линчевания жертвы. Но миф, согласно Жирару, неизбежно является историей преступления, рассказанной самими преступниками, поэтому он скрывает многое и от рассказчика, и от слушателя. Говоря об этой маскировке, автор приводит пример из Леви-Стросса, его интерпретацию двух мифов североамериканского племени оджибве и океанийского племени тикопиа. Обе истории заканчиваются изгнанием героев, совершивших преступление. В первом случае персонажа загоняют в море, в другом случае его гонят к краю скалы, но он чудесным образом взлетает в небо. Но для Леви-Стросса это «устранение» касается только структурной игры знаков. Увидеть в изгнанных мифических героях не элемент символического языка, а реальных людей, жертвы, Леви-Строссу мешает характер самой мифологии, заметающей следы действительного насилия.

> В Библии, как показывает Жирар на примерах историй Каина, Иосифа, пророков, это насилие не скрывается и не оправдывается. Описывая ситуации «все против одного», Ветхий Завет защищает «козла отпущения» и осуждает преследующее большинство. Жирар прослеживает в Библии развитие этого понимания. Пятикнижие запрещает «преступное» насилие, но сохраняет представление о божественном отмщении и устанавливает ритуальное насилие. Более поздние, особенно пророческие книги уже критикуют сами жертвоприношения, переосмысливая представления о жестокости Бога. Но, по мнению Жирара, «только евангельские тексты достигают того, что не удалось Ветхому Завету» (196), окончательно разделяя Божественное и насильственное. Осуждая человеческое насилие, отрицая насилие божественное, Христос также говорит, что религия, жертвоприношение больше не могут решать человеческие конфликты: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5:24-25).

> Однако вместо того, чтобы прочитать Ветхий Завет в свете Нового, историческое христианство переосмыслило Новый Завет через Ветхий, создав то, что Жирар называет жертвенной интерпретацией смерти Христа. Это понимание, согласно которому Богу необходима была смерть его Сына для спасения мира, распятие стало совершенным жертвоприношением Богу. По мнению Жирара, эта мысль, хоть и стала основной для всего христианского мышления, принципиально противоречит Евангелию. В жертвенной интерпретации Бог вновь становится нуждающимся в насилии, люди, распявшие Христа, превращаются в слепые инструменты (при этом их продолжают обвинять), а воскресение становится прямым результатом распятия. Смерть Христа остается вписанной в круговорот священного. Жирар предлагает понять то же событие не как часть некоего Божественного плана, но как трагедию, хотя и неизбежную, потому что «Логос насилия может существовать, только изгоняя истинный Логос и в известном смысле паразитируя на нём» (321), ведь «насилие не может потерпеть, чтобы в его царстве был кто-то, кто ничего ему не должен» (253). Смерть Христа не истребляет зло, но она сильнее всего свидетельствует о нём, делает его очевидным.

> Критикуя христианство как религию, Жирар неожиданно встает на защиту самых «мифических» его догматов – божественности Христа, непорочного зачатия Марии, Воскресения, утверждая, что вне жертвенной интерпретации мы можем увидеть эти вещи вне насильственного воображения, причем, возможно, впервые. Жирар сравнивает ситуацию современного мира, который всё более «дехристианизируется», при этом всё более приближаясь к настоящему пониманию Евангелия, с бегством двух учеников из Иерусалима в Эммаус, которые думали, что оставляют Христа позади, но не знали, что это Он идет рядом с  ними и объясняет им Писание.

> Позже Жирар отказался от мысли, что понятие жертвы всегда искажает евангельское откровение, предложив разграничение между принесением в жертву другого и принесением в жертву себя. Некоторыми это оценивается как предательство автором своих лучших идей, но можно понять это и как признание возможности жертвы, совершенно не нуждающейся в насилии, жертвы другого рода. Интересно сравнить теорию Жирара и евхаристическое богословие Александра Шмемана, который, подобно Жирару, считал превращение христианства в «религию» грехом и трагедией, но понятие жертвы считал центральным, однако жертвы не как устранения «козла отпущения», а как дара и благодарности.

 

 

См. также:
книга Р.Жирара "Вещи, сокрытые от создания мира"

его же ст. "Миф ли Евангелие?"

 

О празднике см.:
• протопресвитер Александр Шмеман: Необходимое поражение (+ ссылки)

 

К апост. чтению:
• А.С.Десницкий: Крест – сущность христианской веры
• В.Н.Кузнецова: Слово о кресте (+ссылки);
         противопоставление двух мудростей

 

 

К евангельскому чтению см.:
• В.Кузнецова: "Вот этот человек!"
• продолжение: Распятие и смерть Иисуса (+ ссылки)
• Том Райт: Распятие Мессии
• он же: "Свершилось!"

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Для свободы освободил нас Христос.
 Итак, стойте твердо и не впрягайтесь снова в ярмо рабства!
 Я, Павел, объявляю вам: если дадите себя обрезать,
 не будет вам никакой пользы от Христа.
 Я еще раз вас предупреждаю:
 тот, кто сделает обрезание, обязан исполнять весь Закон.
 Если вы рассчитываете на оправдание Законом,
 значит, отныне у вас нет ничего общего с Христом
 вы лишились Божьего дара, данного им по Своей доброте.
 Ведь надежду на то, что мы будем оправданы Богом,
 внушил нам Дух через веру.
 Потому что если мы едины с Христом Иисусом,
 неважно, обрезан человек или нет.
 Важна только вера, которая проявляется в любви.
 Вы хорошо начали забег.
 Кто ж вам тогда помешал и превратил вас в ослушников истины?
 Кто уломал? Уж верно, не Тот, кто вас призвал!
 "Немного нужно закваски, чтобы закисло всё тесто".
 И всё же я вместе с Господом верю в вас: у нас не будет разногласий! ...
 Вы были призваны к свободе, братья.
 Смотри́те только, чтобы свобода
 не стала предлогом для потворства плотской природе!
 Вы же, напротив, с любовью служи́те друг другу!
 Потому что весь Закон заключен в одной-единственной фразе:
  "Люби ближнего своего, как самого себя".
 А если будете грызть и рвать друг друга на части,
 смотри́те, как бы вам не истребить себя!
  Поэтому я говорю вам:
 живите, как велит Дух,
 и тогда вы не поддадитесь вожделениям плотской природы.
 То, чего хочет наша природа, противоположно Духу,
 а то, чего хочет Дух, противоположно природе.
 Они постоянно враждуют,
 чтобы вы не всегда поступали так, как хотели бы.
 Но если вас направляет Дух, Закон над вами не имеет власти.
 ...
 Помогайте друг другу нести свое бремя,
 так вы исполните "закон" Христа.
 Если кто-то, ничего из себя не представляя,
 воображает себя невесть кем,
 тот самого себя дурачит.
 Так пусть каждый трезво судит о своих делах,
 и тогда он сможет гордиться собственными успехами
 и не будет сравнивать их с чужими,
 ведь у каждого своя ноша.
  Пусть тот, кого наставляют в вере,
 делится всем своим добром с наставником.
  Не обманывайтесь: Бога не провести!
 Что человек сеет, то он и пожнет!
 Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель;
 сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь.
 Так не будем поддаваться усталости, делая добро,
 и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай.
 Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро,
 особенно тем, кого вера сделала одной семьей.*
                                  (Гал.5:1-10,13-18; 6:2-10/*/)

             *********************************************

/*/ включает часть апостольского чтения понедельника, вторника и чтение среды.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4233.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»