=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

> Общеизвестно, что в процессе создания догматического вероучения христианские богословы были вынуждены пользоваться понятиями и представлениями греческой философии. Другого языка в то время не было. Например, один из основных терминов христианского богословия ὁμοούσιος (единосущный) предполагает определенное представление о бытии, выражаемое греческим словом (сущность). Однако использование греческих понятий в христианском вероучении сталкивалось с большими трудностями. Понятий греческой философии было явно недостаточно, чтобы выразить сложные отношения между лицами Божественной Троицы, а также между божественным и человеческим во Христе. Кроме того, не было однозначной трактовки этих понятий, в разных философских и богословских школах в них вкладывали разный смысл. Поэтому параллельно с разработкой основ христианского богословия шла работа по уточнению и развитию богословского языка.

> Чтобы понять древних авторов, есть только один способ – перевести их мысли на современный язык. Поэтому мы начнем с описания основных понятий христианского богословия в их современной интерпретации. Это понятия ипостась / лицо и природа / сущность.

> Понятия ипостась / лицо означают конкретное индивидуальное бытие. Применительно к человеку они означают то же, что индивидуум (об их применении в тринитологии и в христологии речь пойдет ниже). У этого вида бытия есть два аспекта, или две отличительные особенности.

> Первый аспект – обособленность, индивидуальность.

> В этом аспекте паре понятий ипостась / лицо противостоит пара понятий природа / сущность. Последняя означает то общее, что присуще всем индивидуумам одного вида (в нашем примере – всем людям). Соотношение индивидуального и общего может описываться на языке свойств: у каждого индивидуума (ипостаси, лица) есть сущностные, неизменные свойства, характеризующие человека как такового (человеческую природу, сущность), и изменчивые, случайные свойства (акциденции), отличающие его от других индивидуумов. Поскольку слово «случайные» не всегда уместно, мы далее будем называть вторую группу свойств ипостасными свойствами.

> Второй аспект понятия ипостась / лицо – неделимость («индивидуум» в переводе с латинского означает «неделимый»). В современном представлении неделимость понимается как наличие у всякого живого существа некоего объединяющего центра (слово «центр» – метафора неделимости, оно ассоциируется с геометрической точкой). Этот центр воспринимает все идущие как изнутри, так и извне физические и психические стимулы и реагирует на них. Благодаря этому живое существо ведет себя как единое целое. У человека реакция объединяющего центра определяется не механически, не равнодействующей всех стимулов: его центр взвешивает и решает.

> Понятие объединяющий центр в традиционном богословии не фигурирует. В современное богословие его ввел, по-видимому, Пауль Тиллих для описания одной из онтологических характеристик жизни, которую он назвал самоинтеграцией. Однако это понятие оказывается полезным для сравнения разных интерпретаций понятий ипостась / лицо в христологических спорах: образно говоря, оно служит для этих интерпретаций своего рода «общим знаменателем».

> В ходе богословских споров на первый план зачастую выдвигался то один, то другой аспект конкретного индивидуального бытия, и понятия ипостась / лицо часто понимались то в одном, то в другом смысле.

[ А.Л.Чернявский. Из кн. "Кризис традиционного богословия и поиски выхода",
с. 15–16,
из гл. 2. "Проблемы традиционной христологии" / "Неадекватность богословского языка" ]

 

см. тж.:
+++ Антон Тихомиров. Герменевтические предпосылки изучения богословия

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Будьте всегда и во всём согласны,
 равно люби́те друг друга всей душой,
 одинаково и чувствуйте, и мыслите!
 Ничего не делайте из своекорыстия и тщеславия.
 Пусть каждый смиренно считает другого выше себя!
 Пусть каждый из вас думает не о собственном благе,
 а о благе других!
 Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас,
 как у Христа Иисуса:
         Он, по природе Бог,
            не держался за равенство с Богом,
         но добровольно лишился всего,
            приняв природу раба
               и человеком родившись.
         Он был во всём человеку подобен,
            но еще больше себя умалил
         и так был послушен,
            что принял и самую смерть —
               смерть на кресте.
         За это Бог вознес Его над всеми
            и Имя даровал превыше всех имен,
         чтобы пред именем Иисуса
            всякое колено преклонилось —
               на небе, на земле и в преисподней —
         и всяк язык провозгласил,
            что Иисус Христос — Господь,
               во славу Бога Отца.
  Вот так и вы, мои любимые, должны быть послушны! ...
  Со страхом и трепетом созидайте свое спасение,
  потому что это действует в вас,
  направляя и вашу волю, и поступки
  для Своих благих целей, сам Бог.
  Делайте всё без брюзжания и пререканий.
  Вот тогда вы станете непорочными и чистыми,
  детьми Бога без порока и изъяна
  "среди рода бесчестного и развращенного".
  Так сияйте среди них, словно звёзды во вселенной.
  Так несите Весть о Жизни!
  И тогда, в День Христа, я похвалюсь вами:
  не напрасно пробежал я свой забег,
  не напрасно изнурил себя трудами!* (Флп.2:2-16/*/)

*********************************************

/*/ содержит часть апост. чтения понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4243.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»