=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

* 28 ноября 2022 г. ст.ст., воскресенье 26-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.5:8-19; Лк.13:10-17 * (27-го воскр.).

 

 

> "По плодам их узна́ете их"

> Поиск признаков святости <в других людях> всегда более характеризует ищущего, чем святого. Христос от начала элитаризировал Свое собирание людей через «имеющий уши слышать, да слышит», а также через абсурдизм и ригоризм Своей проповеди. Но для остальных в Евангелии достаточно притч, которые простому народу проще понять как банальные истины или афоризмы того же сорта. Например, знаменитое: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их (Мф.7:15-16) – стало крылатой фразой. (Многие другие фразы Христа тоже окрылились и, улетев, стали жить своей жизнью.) Но при всей простоте и очевидности критерия «по плодам» в нём можно выделить несколько аспектов, которые в целом девальвируют его ценность, превращая этот принцип определения святости в красное словцо для жаждущего народа.

> Во-первых, насколько же слабым абстрактным мышлением нужно обладать, чтобы получить такой совет? Критерий «по плодам» предполагает неспособность слушателя принять более или менее сложное словесное предупреждение. Плоды мы познаём по тому, что они нам (не)нравятся. Но в этот момент на практике уже не нужны советы по узнаванию «волков».

> Во-вторых, как же фарисейски высоко мы должны превозносить перед чужими свои «плоды» (а также правильность своих понятий о правильных плодах), чтобы основание предпочтения не вызывало у нас сомнений? Метод определяет результаты поиска. Как показывает опыт изучения сектантства, если метод обнаружения не совпадает с предметом, то предмет не будет обнаружен. И наоборот: если представления о «волке» указывают на козу, то в качестве волка обнаружена будет именно она. Вместо критического обсуждения системы определения «плодов» нам предлагается доверять ей априори. В результате, используя критерий «по плодам», паства в упор не увидит лжепастыря до тех пор, пока он не станет ей неприятен. Овца определит, что это волк, только когда он начнет ее есть.

> В-третьих, увидеть плоды, даже созревшие, могут далеко не все, это не так просто, как кажется стороннему взгляду. Принцип «по плодам узна́ете», по-видимому, предполагает, что с узнаванием проблем не возникнет, но практика показывает, что плоды самых дремучих сектантов лишь воодушевляют адептов этих сект. Даже разрушение семей часто воспринимается как признак духовного пути. Далеко ходить не надо, этот момент поощряется в Евангелии: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной (Лк.18:29-30).

> В-четвертых, обсуждаемый критерий, оставляя людей на произвол духовного самоуправления, ориентирует их на принцип удовольствия (так как хорошие/плохие плоды предлагается распознавать по (не)удовольствию). Но разве в вопросе об истине – в данном случае об истинности пастыря – мы можем руководствоваться удовольствием? «Разве удовольствие служило когда-либо доказательством истины? Отнюдь нет, скорее напротив: если чувство удовольствия соучаствовало в решении вопроса о том, что истинно, то это вызывает сильнейшее недоверие к „истине“. Доказательство от „удовольствия“ – это доказательство в пользу „удовольствия“, и не более того. Кто, ради всего на свете, мог бы полагаться на то, что именно истинные суждения доставляют большее удовольствие, нежели ложные, и что, в согласии с предустановленной гармонией, именно они непременно повлекут за собой приятные чувства? Опыт всех строго мыслящих, глубоких умов учит обратному» (Ницше. Антихристианин. § 50). Определение истины не может быть сужено до области приятного. Иначе мы будем походить на человека из анекдота, который ищет ключи не там, где потерял, а там, где удобнее искать. «Служение истине – самая тяжкая служба», – продолжает философ, иногда приходится «быть суровым к своему сердцу, презирать «красивые чувства»… Приходится жертвовать почти всем, к чему обыкновенно привязаны наше сердце, наша любовь, наше доверие к жизни. Для этого необходимо величие души». И возможно, если нам совершенно не нравятся «плоды» того или иного оратора или пастыря, ошибаемся мы, а не он.

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из кн. "Православная духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы", 
из гл. "Обратная сторона нимба"  ]

 

(Ранее этот текст уже был в рассылке, но в авторской, первоначальной версии.)

 

см. тж.:
+++ В.Н.Кузнецова: лжепропроки
+++ Д.Бонхёффер: волки в овечьей шкуре

 

 

 

к апостольскому чтению см.:
  + Память смертная. Ценность времени
     (БЦ; митрополит Сурожский Антоний)
     
 messia.ru/rasylka/008/2344.htm (+ссылки!)
  + как "обличать"? & как "покупать время"? & "лукавы" ли дни?
     (В.Н.Кузнецова и др. + ссылки)
  + св. Серафим Саровский о "стяжании Духа"
  + М.Завалов критикует учение о "стяжании Духа"

  + проблема в том, что человек не хочет быть человеком 

 

к евангельскому чтению см.:
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        Разве на такую любовь мы можем не ответить любовью?
 + + + о. Яков Кротов:
        Быть смиренным не означает считать себя меньше других...
 + + + он же:
        Исцеление от физической болезни всегда легче, чем от душевной
 + + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
        Отношение Иисуса Христа к субботнему покою
          messia.ru/rasylka/010/2634.htm (+ссылки)
 + + + законы иного мира
 + + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Комментарий к Лк.13

 + + + его же беседа на Лк.13:1-21 (аудио)
 + + + прот. Вячеслав Рубский.
        Беседа на Лк.13, аудио, доступно подписчикам платного тг-канала
         и его подписчикам на Патреоне

 

 

        -------------------------------------
        * эпизод №104 по "Брюссельскому согласованию"
         (messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#104)

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*... первым делом я прошу тебя,
 позаботься, пожалуйста, о том,
 чтобы молитвы
 с просьбами, мольбами, заступничеством и благодарностью
 были за всех людей,
 включая правителей и власти,
 так чтобы мы могли жить тихо и мирно,
 благочестиво и достойно.
 Это хорошо и  угодно Богу, нашему Спасителю,
 который хочет, чтобы все люди были спасены
 и пришли к познанию истины.
         Ведь Бог один,
         и один посредник между Богом и человечеством -
         сам Человек, Христос Иисус,
         отдавший себя как выкуп за всех, -
         знак того, что время пришло!
 Поэтому Бог и назначил меня вестником,
 апостолом и наставником язычников в вере и истине.
 Я не лгу, я говорю правду!
 Так вот, я хочу, чтобы мужчины везде и всюду
 воздевали в молитве руки с чистыми помыслами,
 без гнева и споров.
 Это касается и женщин.
 И пусть они одеваются скромно и украшают себя
 стыдливостью и благоразумием.
 Не прическами, золотом, жемчугами и дорогими нарядами,
 а тем, что пристало женщинам,
 которые называют себя почитающими Бога,
 то есть добрыми делами.* (1Тим.2:1-10/#/)

* * *

*Всё, что создано Богом, хорошо,
 и нельзя отвергать ничего,
 что принимается с благодарностью,
 потому что оно освящается Божьим словом и молитвой.
 Давай братьям такие наставления,
 и ты проявишь себя добрым слугой для Христа Иисуса,
 вскормленным словами веры
 и того замечательного учения, которому ты последовал.
 Сам же ты сторонись
 безбожных небылиц и старушечьих россказней,
 но упражняй себя в подлинном богопочитании.
 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
 оно же полезно всегда,
 потому что в нем обещание жизни и нынешней, и будущей.
 Вот верные слова, достойные быть принятыми.
 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,
 ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога,
 а Он – Спаситель всех людей, особенно верующих.
 Вот этого требуй и так учи.
 Пусть никто не смотрит на тебя свысока
 из-за того, что ты молод.
 Ты же будь примером для всех верующих –
 в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте.
 До тех пор, пока я не приду,
 посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению.
 Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества
 и во время возложения рук старейшинами.
 Усердно занимайся всем этим, будь прилежен,
 и тогда все увидят твои успехи.
 Следи за собой и за тем, чему учишь.
 Крепко держись всего этого,
 ведь поступая так, ты спасешь и себя, и своих слушателей.*
                                            (1Тим.4:4-16/##/)

* * *

*<Иисус сказал>:
  — Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов
   и власть над всей силой врага — и ничто не вредит вам.
   Но не тому радуйтесь, что духи вам подчиняются,
   а радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах!
 И в тот же миг Святой Дух исполнил Иисуса ликованием,
  и Он сказал:
 — Отец, Владыка неба и земли!
    Благодарю Тебя за то,
    что Ты открыл простым и малым
     сокрытое от мудрых и разумных!
      Да, Отец, такова была Твоя благая воля!*
                            (Лк.10:19-21/**/)

* * *

*Иисус учил в субботу в одной из синагог.
 Там была женщина, вся скрюченная,
  она совсем не могла разогнуться,
 потому что в ней был нечистый дух,
 который держал ее в болезни восемнадцать лет.
 Увидев ее, Иисус ее подозвал и сказал:
 — Ты избавлена от болезни.
 Он возложил на нее руки,
 и она сразу выпрямилась и стала благодарить Бога.
 Старейшина синагоги, разгневанный тем,
  что Иисус вылечил ее в субботу, сказал народу:
 — Для работы есть шесть дней.
   В эти дни и приходите лечиться, а не в субботу.
 Но Господь ответил ему:
 — Лицемеры!
   Разве каждый из вас не отвязывает
    быка или осла от стойла в субботу и не ведет поить?
   А ведь она дочь Авраама,
   и Сатана целых восемнадцать лет держал ее связанной!
   Так неужели нельзя развязать ее путы в субботний день?!
 От этих слов всем Его противникам стало стыдно,
  а весь народ радовался удивительным делам,
  которые Он совершал.* (Лк.13:10-17/&/)

* * *

*Иисус сказал:
 — Один вельможа отправлялся в далекую страну,
  чтобы утвердить свои права на царский престол,
   а затем вернуться.
  Он позвал к себе десять слуг,
   дал им по золотой монете и сказал:
  "Пустите их в дело, пока я буду отсутствовать". ...
  Когда он, получив царский престол, вернулся,
  то велел позвать к себе слуг, которым дал деньги,
  желая узнать, сколько те на них заработали.
  Первый явился и сказал:
  "Господин мой, твой золотой принес мне десять золотых". —
  "Молодец, ты хороший слуга, — сказал ему царь. —
   Раз ты в малом деле оказался надежен,
   отдаю тебе под начало десять городов".
  Второй пришел и сказал:
  "Твой золотой принес мне пять золотых". —
  "И тебя ставлю над пятью городами", — сказал ему царь.
  А третий пришел и сказал:
  "Господин мой, вот тебе твой золотой.
  Я хранил его, завернув в платок, потому что боялся тебя.
  Ты ведь человек безжалостный:
  берешь там, где не клал, и жнешь то, что не сеял".
  Царь говорит ему:
  "Ты сам вынес себе приговор, негодный слуга!
   Ты знал, что я человек безжалостный,
   беру там, где не клал, и жну то, что не сеял.
   Так почему ты не отдал мои деньги в банк?
   Вернувшись, я бы получил их с процентами!"
  И он приказал свите:
  "Возьмите у него золотой
   и отдайте тому, у кого десять золотых". —
  "Господин, — сказали они, —
   у него уже есть десять золотых!" —
  "А я говорю вам: у кого есть, тому будет дано еще,
   а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется.*
                             (Лк.19:12-13,15-34/*/)

*********************************************

/#/ содержит стихи из апостольского чтения среды.
/##/ содержит часть апостольского чтения пятницы.
/*/ из ев. чтения пятницы.
/**/ ев. чтение субботы.
/&/ ев. чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4257.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»