Свящ. Александр Мень о "гимне любви" ап. Павла (1Кор.13:4-13) ***/1/ О любви, фрагменты из писем из публикации Марианны Веховой "Истина и жизнь" №1, 2001 http://www.alexandrmen.ru/lectures/abtlove2.html :::90 И, наконец, о браке. К. глубоко не права, говоря, что в браке любовь не нужна (здесь сказались её трудности в домашней жизни!). Любовь есть, напротив, — почти всегда единственный и основной фундамент для совместной жизни. "Сильна, как смерть, любовь", — говорит Писание. Любовь к женщине — высший вид естественной любви. Ал. Павел сравнивает её с жертвенной любовью Христа к Церкви. Любовь — это выход за пределы "себя" и "открытие" другого "Я" как своего собственного, дополняющего, что создаёт некую полноту единого цельного Человека. К сожалению, на деле это не всегда бывает так, но таков идеал...» ***/2/ http://www.alexandrmen.ru/books/voprosy/otvet_10.html :::184 ?> Расскажите подробнее о любви... Я вам вот что скажу: говорить о любви не такое уж полезное дело. Надо попытаться жить в этом. Вы знаете, что влюбленные всегда счастливы. Но ведь не обязательно быть влюбленным в девушку или в молодого человека, можно быть влюбленным в природу, в музыку, видеть всегда хорошее в людях. Плохое каждый дурак может увидеть! Плохое всегда на поверхности, это очень легко. А вот увидеть ценность в человеке, даже, может быть, не очень симпатичном, это уже что-то, это уже искусство. И, видя положительное в жизни, мы идем по ней не согнувшись, не отмахиваясь, не фыркая в презрении, а мы идем как дети Божии: радостно, спокойно, уверенно, мужественно, как и подобает человеку. Любовь описана у апостола Павла в Послании к коринфянам. Любовь, которая не превозносится, не ищет своего, все терпит... Там масса определений. Почему у апостола Павла такое количество определений, и позитивных, и негативных? Потому что он сам не мог дать единого определения. Это как тайна! Как красота! Что такое красота? Сколько ни пытались определить, не смогли дать точного определения. Ибо важнейшие аксиомы мира неопределимы. Такова уж их природа. Или определимы очень условно, очень отдаленно и опосредованно. ***/3/ ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ И ПАМЯТНЫЕ ДНИ 17 октября / 30 октября ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО http://www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms403.html :::210 И еще пророк Осия передал нам такие слова Божий: «Милости хочу, а не жертвы». Слова эти потом повторил Господь Иисус... Что они означают? Они значат, что Господь прежде всего ждет от нас милосердного сердца! И тот из нас, кто думает, что Богу можно угодить без милосердия, без доброты, без любви — тот ошибается. Можно собрать деньги и построить храм, но если ты не имеешь добра, это будет не угодно Богу, можно поститься со всей строгостью, но если ты не будешь относиться по-доброму к людям, это будет не нужно Богу, можно ходить в храм и в воскресные и в будние дни, каждый день, но если у тебя нет любви, нет доброго отношения к людям — все это пустое. Апостол Павел нам говорит больше: даже если есть такая вера, которая может передвигать горы, но нет любви — все это, как погремушка, как медь бряцающая. Прочтите в первом послании к Коринфянам в тринадцатой главе — там об этом хорошо сказано. Вот вам и урок Священного Писания. Оно — как море — мы из него черпаем ладошкой, ложечкой черпаем и никогда не вычерпаем. Всегда оно будет нас питать. И поэтому сегодня мы благодарим Бога: Господи! Сколько в нас безумия, глупости и ограниченности, а мудрость и любовь у Тебя! Дай нам хоть искру Твоей мудрости и любви, в слове Твоем запечатленных. ***/4/ НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ «СИМВОЛ ВЕРЫ» (4) (Из сборника "Радостная весть") http://www.alexandrmen.ru/books/radvest/symbol4.html :::226 Обращаясь к Писаниям святых, мы можем по-настоящему почувствовать, что это были не просто добрые люди, праведные люди, а это были люди, через которых действовал Дух Божий. И апостол Павел учит нас: если мы еще не постигли Духа Божия, если он еще не дошел до нас, то мы еще не имеем полноты христианской жизни. Для того, чтобы пережить вхождение Святого Духа, не нужно обязательно каких-то экстазов, какого-то возбуждения чувств. Дух Божий позволяет человеку делать больше, чем он в состоянии делать на обычном своем уровне. Дух Божий может превратить злого в доброго, может превратить человека слабого в сильного, может немощи человеческие сделать инструментом победы. Как узнать нам о том, коснулся ли нас Дух Божий? Об этом есть слово апостола Павла, который говорит, что Дух познается по плоду. Проверьте каждый сам себя, найдите это место сами, я не хочу вам его зачитывать, повторять, сами найдите для себя эти слова — надо к Библии относиться активно. Плод же духа: любовь, верность, кротость, долготерпение, воздержание... Апостол Павел говорит, что если человек не имеет любви, то он «медь звенящая». Эта любовь дается Духом Божиим. Таким образом, в нашей жизни воздействие третьего лица Святой Троицы играет огромную роль, колоссальную роль, и забвение этой истины и приводило к созданию отделившихся от Церкви групп, пятидесятников, например. Почему возникли эти отделившиеся от Церкви группы? Потому что мы не призываем Духа Божия — вот они отделились и делают это. ***/5/ - сравни 6,10/ История религии. Учебник. Том 2. http://www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_09.html :::300+165 ~Истинное основание Церкви~ Призывая в письме к единомыслию, апостол Павел отнюдь не желал сковывать свободу коринфян жестким догматизмом. “Ибо надлежит быть, - писал он, - и разномнениям между вами, дабы открылись между вами искусные” (1Кор.11:19). Не навязанные аргументы (будь то чудо или голос рассудка), а свободная любовь к Тому, Кто умер за людей, закладывает основу веры. В Иисусе, пригвожденном к позорному столбу, нет ничего, что влекло бы к себе людей принудительно; ведь человека обычно прельщают либо внешняя мощь, либо мощь разума, а на Голгофе мы видим предел унижения. Но именно так явил Себя озлобленному миру Сын Божий. К тому же апостол не помышлял об изменении существующих порядков в мире. Его вообще мало волновало то, что совершалось среди неверных. Так или иначе, дни “века сего” сочтены. Каждому лучше оставаться в том положении, в каком он был. Еврей ли он, иноплеменник, свободный или раб - все это уже не имеет значения. Важно только одно: “пусть каждый пребывает перед Богом”. Читая Тацита, Светония или Иосифа Флавия, поражаешься, насколько древний мир был похож на наш, сколько в людях было злобы, цинизма, равнодушия, бесчеловечности. И на этом фоне Павел кажется вестником, пришедшим из иного мира. Даже рядом с писаниями просвещенных и гуманных литераторов и философов тех дней слова ремесленника из Тарса кажутся чудом. Не за “смягчение нравов” или изменение социальных установлений ратует он, а провозглашает истину, которая воспринималась как неуместная, почти безумная. Он называет любовь единственным выходом для заблудившегося мира. Любовь выше сверхъестественных знамений, выше подвигов и экстазов. Говоря о ней, Павел становится не только пророком, но и поэтом. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Но мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу... А теперь пребывает сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1Кор.13:1-10,12-13). Этот гимн - вершина благовестия Павла. Он вылился из недр его существа на одном дыхании, как у человека, пораженного ослепительным светом. В его словах слышатся восторг открытия и удары молота, сокрушающего все, что заслоняет центр Благой Вести. Диктуя эти строки о любви, Павел, возможно, впервые поднялся на одну высоту с евангелистами. *** /6/ - сравни 5,10/ ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЫ (10) http://www.alexandrmen.ru/books/apostoly/apost_10.html :::400+275 Любой истинный апостол принадлежит Церкви, как и пророк, толкователь или целитель. Противопоставлять их друг другу - бессмысленно. У каждого есть свой дар и каждый занимает свое место. +Ибо как тело - одно, но имеет много членов, а все члены тела, хотя их много, образуют одно тело, так и Христос. Ибо все мы были в одном Духе крещены в одно тело: иудей ли, эллин, раб или свободный, - все напоены были одним Духом. Ибо и тело не один член, а много. Если скажет нога: "Я не рука и потому не принадлежу телу", неверно это, не может она не принадлежать телу по этой причине... Но вот много членов, а тело одно... Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли совершают знамения? Все ли имеют дар исцелений? Все ли говорят языками? Все ли толкуют?+ {1Кор.12,12-15,20,29-30} Из многообразных даров, которыми наделена Церковь, апостол особенно останавливается на "даре языков". В Коринфе многие молились "языками". Такая молитва выражалась в экстатическом славословии, которое не имело характера внятной речи. Это был спонтанный поток изливающегося чувства, подобный тому, что проявился в первую Пятидесятницу. Есть такие состояния духа, когда слова отступают перед таинственным ритмом, сотканным, точно музыка, из одних звуков. Но несмотря на то, что апостол любил эту "музыкальную" форму молитвы, он советовал на общих собраниях отдавать предпочтение "пророчеству", то есть осмысленным речам. Молиться, писал он, нужно "и умом", а не только непосредственным порывом чувства, тем более, что молитва "языками" способна оттолкнуть новичков: со стороны она может выглядеть как исступление. "Я больше всех вас говорю языками, - заключает Павел, - но в собрании хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, чем множество слов языками". {1Кор14,18-19} Все это волновало Павла недаром. Греки, из которых в основном состояла Коринфская церковь, издавна были склонны к безудержным экстазам. Страна их была родиной Дионисова культа, неистовых менад и сомнамбулических пифий. В подобной среде молитва "языками" получила широкое распространение, приобретая порой болезненный характер. И Павел всеми силами удерживал братьев, удерживал во имя любви. Он не уставал напоминать, что любовь - обращенная к Богу и человеку - превыше всего. Ее не могут заменить никакие чудеса и экстазы. Когда читаешь Тацита, Светония или Иосифа Флавия, - поражаешься, насколько тогдашний мир был похож на наш, сколько было в нем злобы, насилия, унижения человека человеком, сколько обнаруживалось в людях цинизма, равнодушия, бесчеловечности. И на этом фоне слова Павла звучат словно принесенные из иного мира. Даже рядом с писаниями просвещенных и гуманных литераторов и философов тех дней этот ремесленник из Тарса кажется чудом. Не о "смягчении нравов" говорит он и ратует не за либерализацию социальных установлений, а провозглашает истину, которая могла казаться неуместной, почти безумной. Он указывает на любовь как на спасительный выход для заблудившегося мира. Говоря о ней, Павел становится не только пророком, но и поэтом. +Если я говорю языками земными и небесными, а любви не имею, - Стал я медью звучащей и кимвалом звенящим. Если я говорю от лица Божия, постигаю все тайны и всё знание, Если так велика моя вера, что могу передвигать горы, а любви не имею, - я ничто. Если я раздам все имущество свое, и отдам тело свое на сожжение, А любви не имею, - нет мне никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не ревнует, Любовь не кичится, не превозносится, не поступает бесчинно, не ищет своего, Не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, а радуется истине. Всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё переносит. Любовь никогда не кончается. Пророчества? - Они прекратятся. Языки? - Умолкнут они. Знание? - Оно будет упразднено. Ибо мы знаем отчасти, и пророчествуем отчасти. Когда же придет совершенное, то, что неполно, будет упразднено... Ибо сейчас мы видим гадательно, как в отражении, а тогда - лицом к лицу... А сейчас пребывают три: вера, надежда, любовь, однако любовь среди них больше. {1Кор.13,1 сл.} Этот гимн - вершина Евангелия Павла. Он вылился из недр его существа на одном дыхании, точно у человека, пораженного ослепительным светом. В его словах слышится восторг открытия и удары молота, сокрушающего все, что заслоняет центр Благой Вести. Когда Тарсянин диктовал эти строки о любви, он, может быть, единственный раз стоял на одной высоте с евангелистами... *** /7/ Послание о любви http://www.alexandrmen.ru/lectures/abtlove2.html :::449 Поэтому моногамная любовь, которую проповедует нам Библия, - она является ... чем-то необычайно важным в душевной жизни человека - когда человек открывает другого, когда человек срастается с другим! Полигамия, которая была у многих народов, особенно в древности, всегда говорит о поверхностности отношений, о сведении любви к поверхностным эмоциям и чувственности. А между тем, в подлинной встрече двух должно естественно, полнокровно и гармонически сочетаться всё, все стороны человеческого существа. Это не только платоническое обожание, и не только телесная близость, но всё вместе, что составляет человека, ибо человек един. Дух, душа и тело - в любви участвует всё. Вот эта любовь двух является для нас школой - школой любви более широкой, которая уже распространяется из этого круга двух на окружающих нас людей, это зачаток того, что мы называем любовью духовной, любовью христианской. Она не есть естественное чувство, она есть цветок, который раскрылся, вырастая из недр чувств естественных, а она выходит ввысь; христианская любовь это есть величайший дар Божий. Итак, если мы с вами вернёмся к пониманию любви как к спаянности двух существ, то мы увидим, как много может сделать здесь человек в течение своей жизни. Как он много должен сделать, какие он должен вложить туда силы! Чем больше он вложит, тем больше он получит отдачи. И я думаю, что даже разрушение нашего тела не может разрушить прочной любви. Хотя Христос говорит нам, что в Царстве Божием не женятся и не выходят замуж, мы знаем, что Он имел в виду лишь простое земное. Но подлинная любовь, я уверен, не знает границ. Она бессмертна! "Любовь, - говорит апостол Павел, - никогда не перестаёт." И те души, которые навсегда связали себя друг с другом, ни в каких мирах не могут разлучиться. Они ещё более сойдутся друг с другом, они ещё более сольются в единстве, в том единстве, о котором здесь даже они не помышляли. Я уверен в этом. И именно поэтому Библия так высоко ставит символ человеческой любви. Именно поэтому мистики всех времён обращались к прекрасной Песне Песней, когда говорили словами древнего поэта: "Ты прекрасна, единственная моя, голубица и возлюбленная". Именно поэтому святой Хуан де ла Крус, "Иоанн Христа" в своих мистических песнопениях подражал словам Песни Песней, имея в виду душу, которая ищет возлюбленного Господа. И именно поэтому любовь является для нас призывом Божьим. "Бог есть любовь", говорит апостол, но это не значит, что любовь, обращённая только к миру. Бог есть любовь внутри. Тот пылающий горн, где переливаются радуги, которые видел некогда Данте; тот молчаливый круг, неразделимый круг, который увидел иконописец Андрей Рублёв; та сила, которая связывает всё мироздание, та сила, которая, начиная от частиц вещества, до разумных людей, отражающих в себе образ и подобие Божие; та сила, которая, по словам Данте, движет солнце и светила. Вот что такое любовь с христианской точки зрения. *** /8/ КОНТАКТ http://www.alexandrmen.ru/books/trudnput/contact.html :::490 В патологических случаях возникает полная отгороженность души от окружающего. Но и "здоровый" человек в известном смысле может быть закрытым и соприкасаться с миром лишь периферически. А если он и выходит из темницы, то часто страдает от комплекса ложного самоутверждения. Паскаль говорил: "Я" хочет видеть себя великим, а сознает, что ничтожно, счастливым, а само несчастно, совершенным, а преисполнено несовершенств". Выход из этого противоречия философ видел в следовании евангельскому призыву: "Отвергни себя", т. е. свою самость. Преодолеть же самость помогает любовь. По определению Владимира Соловьева, смысл любви "состоит в том, что она заставляет нас действительно, всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое в силу эгоизма мы ощущаем только в самих себе". Лишь любовь способна осуществить подлинный Контакт. Это распространяется не только на отношения между людьми, но и на восприятие человеком Бытия - Океана по символике Тарковского. Мы можем любить Бытие, как можем любить "другого" и природу. <.....> Согласно христианскому видению, у Вселенной и у человека есть цель - приближение к своему Первообразу, к Творцу. И эта цель достигается на путях любви к Богу и к людям. Апостол Павел говорит, что, если человек познал все тайны и совершил немыслимые подвиги, но не имеет любви, - он "медь звенящая". Эти слова звучат в фильме Тарковского "Андрей Рублев". И не случайно, что в "Солярисе" мы видим рублевскую "Троицу" на борту космической станции. Творение русского иконописца есть величайший символ божественной Любви, той любви, которая, по слову Данте, "движет Солнце и светила". Любовь - это не только внутреннее переживание. Это преображающая сила, путь к космическому сознанию, конец отьединенности, самости. А проявляться она должна в действии. Христианство, говорит Альберт Швейцер, пессимистично лишь в том смысле, что признает в мире наличие зла. Но по сути своей оно оптимистично, ибо "не покидает этого мира, но определяет в нем место человеку и повелевает ему жить в мире и трудиться в нем в духе этического Бога?. В "Солярисе" для диалога с людьми Океан создает человеческие воплощения. Это можно рассматривать как символ, отдаленно связанный с центральным благовестием Нового Завета. Творец - не "равнодушная природа", не запредельный Абсолют. Его Контакт с нами не исчерпывается ни нашими догадками, ни интуитивными прозрениями, ни гностическими попытками проникнуть в Его тайну. Священное Безмолвие обретает человеческий голос в мистерии Воплощения, Царство Божие, или, говоря иначе, освященное, преображенное Бытие, которое является целью мирового восхождения, прежде своего полного торжества открыто миру в личности Иисуса Назарянина, умершего на кресте и победившего смерть. Через Него человечество получает неиссякаемый импульс любви, которая ведет его к Царству... "Бога не видел никто никогда, - говорит евангелист Иоанн, - единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". Однако тот же евангелист свидетельствует, что богочеловеческий Контакт может стать грозным, он влечет за собой кризис. "Кризис" по-гречески означает "суд". Слово Иисусово есть и призыв Вечности, обращенный к нам, и суровая проба, испытание духа. "Ныне суд миру сему..." С того момента, как среди холмов Галилеи впервые прозвучала весть о Царстве, таинственное высшее Бытие высветляет темные уголки нашей души и ждет, чтобы мы, пройдя через покаяние, сделали свой выбор. *** /9/ ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ? /(Напечатано в журнале «Чьи мы?», 1991, № 4, с. 78—79.)/ http://www.alexandrmen.ru/lectures/abtlove2.html :::523 Если говорить о самом широком определении всех разнообразных видов любви, то можно назвать ее положительной эмоцией, возникающей от обладания или созерцания внешнего предмета, то есть положительной эмоцией, выводящей нас за пределы своего «я». Вне любви человек весь сосредоточен на себе, он считает себя абсолютным центром. Любовь приводит к открытию других центров. Только при возникновении любви возможна самоотдача. Это касается всякой любви — различные ее виды не заменяют, а дополняют друг друга. Такой выход человека на других соответствует Божественному замыслу, то есть созданию такого мира, в котором ничто не будет непроницаемым, замкнутым на себе, а все будет имманентно Богу. Замкнутость на себе является силой распада, тьмы, разрушения. Бог же создает связи, преодолевающие разобщенность и образующие единство множественности. Прежде всего, это связи ядерные. Разрыв этих связей сопровождается гигантскими разрушениями. Затем идут более сложные связи, молекулярные, образующие различные формы вещества. Благодаря силе единства создаются организмы. Более высокие связи органических элементов образуют растительный и животный мир. И, наконец, наиболее высокий уровень — уровень человека. Человеческое единство предполагает наличие различного рода социальных и духовных связей. И высшей формой взаимоотношений между людьми является любовь. Любовь — самая высокая, самая совершенная, самая всеобъемлющая форма взаимоотношений между личностями. Разрыв человеческих связей ведет к такой же страшной катастрофе, как и разрыв ядерных связей. Бог стремится создать единство людей через любовь. Человеческие связи программирует Бог. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному...» — читаем мы на первых страницах Библии, в Книге Бытия, говорящей о Сотворении мира. Любовь необходима для продолжения рода и жизни. Даже детеныши животных, лишенные родительской любви, чахнут, не могут нормально развиваться. [...] Родительская любовь у животных не одухотворена, и со временем она пропадает: пока детеныш мал, о нем заботятся, а потом прогоняют. У людей родительская любовь одухотворяется, освящается. Но, как и всякая человеческая любовь, она ограничена. Естественные виды любви, унаследованные от животных, помогают человеку подойти к более высокой форме любви — христианской. Христианская любовь — это способность не только чувствовать в другом такую же абсолютную ценность, какая заключена в нашем «я», но и суметь поставить интересы другого выше своих. То есть это любовь самоотвержения. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга», сказано в Евангелии от Иоанна. Новизна этой заповеди в том, что она подчеркивает жертвенный характер христианской любви. Апостол Павел говорит об этом: «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу». В христианской любви человек переносит центр тяжести На другого, отвергает себя. Но самоотвержение не всегда еще Признак великой любви. Жертва может быть и «сапогами всмятку». Так, женщина, допускающая к себе мужчину из жалости, не только топчет себя, но и позволяет мужчине быть втаптывающим. Христианская любовь не допускает и насилия над любимым — даже для его блага: если мы навязываем свое, значит, мы не отверглись себя. Исаак Сириянин говорил об открытости сердца, о сердце милующем, жалеющем даже чертей и демонов. Христианская любовь включает в себя и любовь к врагам, желание добра их душе. Человеческая любовь к Богу — это качественно особое переживание. Это чувство ноуменальное, тайна, которая вызывает трепет. Человек предстоит действительно чему-то Высшему. Но существует опасность подмены, когда сюда привносятся другие виды человеческой любви. Получается любовь не к Богу, а к собственным проекциям. *** /10/ Беседа о блаженствах http://www.alexandrmen.ru/besedy/blagenst.html :::690 Я думаю, что чистое сердце — это христоподобное сердце, потому чистые сердцем и Бога узрят. Христоподобно сердце, которое любит. Любит. Которое открыто. Вы знаете, есть западные изображения в алтаре, часто сентиментальные, но тем не менее они Имеют глубокий духовно-мистический смысл: изображения Христа с пылающим сердцем. Оставляем в стороне эстетический аспект... Главное — понять, что это есть Его +воплощённая+ любовь к каждому живому человеку... когда Он действительно обнимает нас и умирает за нас. И в каждом из нас ведь может быть такое, да в какой-то степени это и живёт в нас. В конце концов мы все друг другу дороги как члены единой семьи, и это же есть самое главное. Вы знаете: когда болит один член тела, тревожится и болит всё тело. Вот в этой открытости друг другу, которая должна развиваться постепенно, хотя это нелегко, — есть чистота сердца. Любовь — в каком-то смысле негативно — описана у апостола Павла в Послании к Коринфянам: не превозносится, не ищет своего, всё терпит, — там масса определений. Почему апостол Павел приводит такое количество негативных определений? Потому что он сам не мог дать определение любви. Это как тайна, как музыка, как красота. Что такое красота? Сколько ни пытались, не могли точное определение дать, ибо важнейшие аксиомы мира неопределимы — такова уж их природа — или определения очень условные, очень отдалённые от точного ответа. <.....> <.....> Но помните: жизнь коротка, коротка! Я напоминаю вам об этом, потому что вы молоды, но ведь совсем недавно были значительно моложе. Всё это протекает ужасно быстро, и мы должны осуществить свою задачу. А эта задача — преобразовать себя в служении, в любви, в творчестве, в самоотдаче, во всех формах, у кого какая есть. У вас у всех есть свои формы служения, называть не надо. Блаженнее давать, нежели брать, говорит Господь. Да, это счастливее, счастливее. И человек ставит перед собой вопрос: где найти счастье? Мы уяснили, что счастья хотят все: и птицы, и змеиные, и гусеницы — каждый на своём уровне. Но прежде всего счастья хочет человек — и более сложного счастья, чем ищут беспозвоночные. Счастье позвоночных тоже иногда бывает непростое: корову надо не просто кормить, а надо с ней поговорить и приласкать — она тоже нуждается в любви. Любовь возникает уже на определённом уровне эволюции. Но у нас это ещё более глубоко. Счастье — в любви к Богу и человеку. Просто и банально, но без этого ничего нет. Вы скажете: «Ну что же такое любовь?» Мы без конца говорим это слово — слово таинственное, для него тоже определения нет. У греков было несколько терминов — они, по крайней мере, более изощрёнными были: +эрос, агапе+... Но у нас одно слово, и никуда от него не денешься. И мы должны чувствовать, что за этим стоит. За этим стоит колоссальное количество различных переливающихся граней. И можно умирать от любви, видя, как жаворонок, поднимаясь весной, первый раз поёт, или когда зимним вечером солнце окрашивает снег, или когда ты видишь человеческое лицо, в котором горит мысль и сердце, когда ты видишь проявление глубинных, и сложных, и прекрасных человеческих даров, талантов, переживаний, чувств, когда ты видишь улыбку матери и понимаешь, что это значит, понимаешь, почему хочется смеяться иногда от удовольствия, глядя на младенца, — просто потому, что младенец существует. Это и есть любовь — одна из форм любви. Кто любит, тот живёт. Кто теряет любовь, тот начинает хиреть. Ну, естественно, у всех у нас есть свои виды любви, иногда их по нескольку видов — слава Богу, чем больше, тем лучше. Но, как бы мы ни были все дороги друг другу (а мы очень дороги друг другу: сейчас умри один из нас — и как будто будет отрезан кусок нашего существа), как ни дороги нам члены нашей семьи, как ни дорого в мире всё то, что нас восхищает и волнует: панорама, музыка, литература, мысль, — мы наконец вдруг понимаем, что ведь за этим-то за всем стоит +одна+ любовь, одна — высшая — любовь, что всё небо, что твой ребёнок, и жаворонок, и стихи, и богословская мысль, и человек, тебе дорогой и милый, — за всем этим стоит, во всём этом воплощается Божественная любовь. И тогда начинаешь понимать, что в любви мы любим Бога и ищем Его. Некоторым людям кажется, что наоборот, но на самом деле именно Бог есть любовь, и это есть основа всего. Вот здесь — начало и конец. Здесь — всё. И надо искать, стремиться, осуществлять любовь, но — шажками самыми маленькими. [...] *** /11/ - сравни 5б6/ История религии. т. 6 НОВАЯ ЭРА — НОВАЯ БОРЬБА http://www.alexandrmen.ru/books/tom6/6_epilog.html :::938+68 см. www.messia.ru/rasylka/010/2645.htm#0