* * * Епископ Кассиан Безобразов ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ (3.А) http://www.krotov.info/history/01/kern/bezo_5.html В служении апостольском, которое Павел понимает, как служение Нового Завета, он различает две стороны: его внутреннюю сущность и ту оболочку, в которую она заключена. Это, в общих чертах, тема глл. 4 и 5. Внутреннее противополагается внешнему, как сокровище в глиняных сосудах (ср. 4:7). Чрез страдания тела Апостол участвует в смерти Иисуса и надеется на участие в Его Воскресении 4:8 и слл.). Этот путь Апостола спасителен и для пасомых (4:12-15). С истлеванием внешнего человека происходит обновление внутреннего (4:16-18). Цель Апостола и есть облечение в небесное жилище, а не одно только совлечение земного; для достижения этой цели и дал ему Бог залог Духа (5: 1-5). Сознанием этой цели определяется поведение Апостола, а, в сущности, и каждого христианина (5:6-10). Павел хочет, чтобы Коринфяне поняли его поведение (стт. 11-13). Новая мысль о любви Христовой, которая объемлет Апостола и в смерти Христовой соединяет всех (стт. 14-15), возвращает Павла к тому же противоположению, на котором он останавливался в гл. 4. Теперь это противоположение раскрывается для него, как противоположение новой твари во Христе всему тому древнему, которое прошло, и с которым было связано знание по плоти (стт. 16-17). В основании новой твари лежит примирение мира с Богом, ставшее возможным в силу искупительного подвига Христова. Служение примирения возложено на, Апостолов, которые, как посланники Христовы, зовут к примирению с Богом (стт. 18-20). Ст. 21 есть один из главных библейских текстов, на которых покоится учение о заместительном значении Страстей Христовых (ср. Гал. 3:13). Как носитель служения примирения, Павел и обращается к Коринфянам с словом наставления (6:1-7:4), ссылаясь при этом и на собственный пример (ср. 6:3-10). Служение Павла было всегда служением Богу в правде. Оно протекало в страданиях, вольных и невольных, но и в непрестанной радости. При всей своей нищете, он многих обогащал. Призывая Коринфян к чистоте жизни и страху Божию, он хочет в своей любви к ним найти отклик в их сердцах. К этому же контексту относится и отрывок 6:14-7:1, которого мы касались выше. Предложенное в науке мнение, которое видит в нем осколок раннейшего послания ап. Павла к Коринфянам (ср. 1 Кор. 5:9), имеет точку опоры в видимом нарушении связи. Апостол возвращается в 7:2 к мыслям 6:11-13, но объективных данных в пользу этого расчленения привести нельзя; и мы, в свое время, высказали мысль, что иудаистическая агитация, нарушив мирное течение церковной жизни в Коринфе, вызвала на поверхность и другие течения, в которых мы улавливаем элементы нарождающегося гностицизма. * * * ПРИМИРЕНИЕ - LR - СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ http://www.krotov.info/spravki/temy/p/primirenie.htm - см. вып. www.messia.ru/rasylka/006/1600.htm#0 * * * - см. вып. http://messia.ru/rasylka/005/1256.htm Симеон Новый Богослов. ПОСЛАНИЕ ОБ ИСПОВЕДИ http://www.krotov.info/library/s/neotelog/ispoved.html - см. вып. ../../rasylka/005/1256.htm * * * из "Библиологического словаря" священника Александра Меня 1-2-е ПОСЛАНИЯ К КОРИНФЯНАМ http://www.krotov.info/library/bible/comm/korinf.html /ср. в кн. ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЫ (11) ****/rasylka/004/883.htm#0/ - см. вып. www.messia.ru/rasylka/007/1941.htm#0 * * * Митрополит Сурожский Антоний. ДОМ БОЖИЙ (I) http://www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob1.htm <.....> Когда мы говорим об избранничестве, мы слишком часто думаем о каких-то преимуществах, но избранничество — опять-таки, как и другие аспекты Церкви, — имеет двоякое значение. Христос Своим ученикам говорит: +Не вы Меня избрали, а Я вас избрал+ (Ин.15:16), то есть выбрал, извлек из среды людей и поставил особняком для того, чтобы быть обществом иным, обществом, которое не совпадает с языческим или безбожным народом, обществом, которое приобщено к тайне Царства Божия. Но подумаем, что’ это избранничество представляло в жизни апостолов. Мы можем прочесть об этом в целом ряде мест Священного Писания: +Я посылаю вас, как овец среди волков+ (Мф.10:16). +Если Меня гнали, будут гнать и вас.+ (Ин.15:20). Апостол Павел дважды в посланиях к коринфянам описывает, чем сказалось в его жизни это избранничество: гонением, следованием Христу по крестному Его пути. И вот Церковь — это общество избранников, общество людей, услышавших зов Божий, которых Бог послал и посылает в мир быть свидетелями истины Божией, жизни Божественной. И эти свидетели — мы все по призванию — должны бы так отличаться от всякого другого человека, чтобы, встречая нас, люди задумывались: что с ними случилось? почему они ни на кого не похожи?.. Английский писатель К. С. Льюис говорит, что, встречая верующего, человек должен бы так изумиться, как если бы он видел, что статуя стала живым человеком, из существования перешла в жизнь. Это второе слово, которое употреблялось в древности о Церкви: избранники, +насмертники+, говорит апостол Павел (1Кор.4:9); но такие, которые смерти не боятся, для которых жизнь — Христос, смерть — желанна, приобретение, и которые, однако, готовы продолжать жить на земле, для того чтобы совершать Божие дело. Для меня, — говорит апостол Павел, — умереть не значит совлечься временной жизни, но облечься в вечность; и если мы не приобщены этой вечности уже теперь, то, конечно, смерть нам представляется как ужас и как утрата. Но если мы сколько-то поняли, пережили свою приобщенность к вечной жизни, то смерть для нас является полнотой жизни. Можно даже сказать (к этому я вернусь чуть позже), что Христос, Который является нашей жизнью, является также для нас +нашей смертью+, потому что мы должны умереть вместе с Ним по отношению ко всему, что греховно, что смертоносно, что чуждо Богу, и только тогда можем мы полностью ожить Его жизнью. И это меня приводит к следующему определению Церкви: Церковь как +Тело Христово+ (Еф.1:23). Это можно воспринимать поверхностно, будто она — общество, которое как бы телесно, в совокупности людей — мужчин, женщин, детей — представляет собой посланников Христа, людей, которые свидетельствуют о Нем, потому что они — в различной мере, но каждый в +свою+ меру — +знают Его лично+. Но в этом определении Церкви как Тела Христова есть нечто большее. Как я упомянул уже, для того чтобы жить жизнью Христа, надо умереть смертью Христа. Об этом говорит шестая глава Послания апостола Павла к римлянам, которая читается во время крещения. Если мы действительно познали Христа как своего Бога, как своего Наставника, как Единственного, Кто — Человек в полном смысле слова, то все, что Ему чуждо, все, что делает нас непохожими на Него, все, что нас влечет от Него вдаль, должно для нас стать чуждым, должно вымереть в нас, стать даже не предметом ненависти, а просто должно перестать существовать. В этом смысле погружение в воды крещения, то есть в стихию, в которой никто из нас не может жить, которая для нас значит смерть, есть образ того, что мы так восприняли Христа, так приняли наше собственное к Нему отношение, что мы погружаемся в Его мертвость. И апостол Павел говорит: +мы носим в теле мертвость Господа Иисуса+ (2Кор.4:20). Конечно, это нам дается зачаточно, но это не может нам быть дано как бы безответственно. Только в ту меру, в которой эта мертвость постепенно побеждает в нас лже-жизнь, можем мы постепенно врастать в ту полноту жизни, которая есть жизнь Христа, становиться человеком по образу Сына Божия, ставшего сыном человеческим. Потому что быть человеком в полном смысле слова значит быть пронизанным Божественным присутствием. Призвание каждого из нас — стать +причастником Божеского естества+, как говорит апостол Петр (2Пет.1:4). * * * СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ - JCo & PG - СУД http://www.krotov.info/library/bible/comm/17s.htm В этих картинах Последнего СУДа надо считаться с известной долей поэтического воображения. Но в полной силе остается вопрос: если С. таков, как он изображен в этих текстах, кто же его избежит? Кто же тогда спасется? Действительно, Гнев Божий проявляется в истории как направленный против всего ч-ства - все виновны перед Богом (Рим 3.10-20; см 1.18). Со времени вхождения греха в мир по вине первого ч-ка всем людям вынесен обвинительный приговор (5.16,18), и от него не могут уберечь никакие личные заслуги. Однако, когда Иисус, Сын Божий, пришедший во плоти, умер за наши грехи, Бог осудил грех во плоти, чтобы избавить нас от ига греха (8.3). И ныне открывается Правда Божия, не карающая, но оправдывающая и спасающая (3.21). Все заслуживают Божиего С., но все получат оправдание даром, если верят во Иисуса Христа (3.24 слл). Для верующих нет больше осуждения (8.1): Бог оправдывает их, кто же их осудит (8.34)? При старом Законе служение Моисеево было служением осуждения, а служение служителей Евангелия есть служение оправдания (2 Кор 3.9) и примирения (5.19 слл). И это дает нам полную уверенность в День С. (Ин 4.17): любовь Бога к нам уже проявилась во Христе, и нам уже нечего страшиться. Великая угроза С. тяготеет отныне лишь над злым миром. Иисус Христос пришел, чтобы избавить нас от этого осуждения. * * * Катехезис Католической Церкви (II.2.2 / 1441-1442, 1461-1462) http://agnuz.info/book.php?id=147&url=0222.htm Только Бог прощает грех Только Бог прощает грехи. {Ср. Мк 2,7} Иисус есть Сын Божий, поэтому Он говорит о Себе: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк 2,10), и Он пользуется этой божественной властью: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк 2,5; Лк 7,48). Более того: в силу Своей Божественной власти он дает эту возможность людям, чтобы они осуществляли ее от Его имени. {Ср. Ин 20,21-23} Христос пожелал, чтобы вся Церковь, в своей молитве, своей жизни и своих делах, была знаком и инструментом прощения и примирения, которые Он приобрел для нас ценою Своей Крови. Он, однако, доверил пользование властью отпускать грехи апостольскому служению, на которое дано поручение «служения примирения» (2Кор 5,18). Апостол послан «от имени Христа», и «Сам Бог» через Него взывает и молит: «Примиритесь с Богом» (2 Кор 5,20). <.....> Служитель этого таинства Поскольку Христос доверил Своим апостолам служение примирения, {Ср. Ин 20,23; 2Кор 5,18} их наследники - епископы и сотрудники епископов - пресвитеры продолжают это служение. Действительно, епископы и пресвитеры в силу таинства Священства обладают властью прощать все грехи «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Прощение грехов примиряет с Богом, а также и с Церковью. Епископ, видимый глава отдельной Церкви, с древних времен справедливо рассматривается как главный обладатель власти и служения примирения: он - тот, кто определяет покаянную дисциплину.{} Пресвитеры, его сотрудники, осуществляют эту власть в силу того, что она была им доверена либо их епископом (или монашеским настоятелем), либо Папой, в соответствии с церковным правом.{}