* * * свящ. Александр Мень Св. Павел начинает проповедь в Европе / Поражение в Афинах www.messia.ru/rasylka/009/2439.htm#0 * * * Сергей Булгаков ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА И СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ http://www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/prav_14.html * * * Георгий (Ходр), митрополит Гор Ливанских Христианство в плюралистическом мире (1971) http://kiev-orthodox.org/site/churchlife/993/ В Откровении Иоанна Богослова - в высшей степени экклезиологической книге - язычество отождествлено с ложью (21:8) и обманом (22:15). В этом отношении в Новом Завете не вводится никакой инновации по сравнению с Ветхим Заветом, где пророки рассматривают язычество как "мерзость". Вместе с тем апостол Павел, выступая в ареопаге, выражает мнение, согласно которому афиняне поклоняются истинному Богу, не признавая Его в качестве Творца. Его лик не открылся им. Другими словами, они были христианами, сами не зная об этом. Павел дает их Богу имя. Имя, вместе с его атрибутами, есть откровение Бога. Мы находим здесь семя положительного отношения к язычеству, что соседствует с полным отрицанием последнего, унаследованным от иудаизма. Это объясняет, почему с самого начала христианские апологеты придерживались двух разных подходов. С одной стороны, боги отождествлялись с деревянными и каменными образами, сделанными руками человека, и воспринимались как бесы, воюющие с Господом; с другой стороны, существовал и более позитивный и инклюзивный подход. Враждебно-оборонительная позиция постепенно закреплялась в сознании христианских апологетов, по мере того как догматика кристаллизовывалась в официальную доктрину. Церковь и христианство достигали своего расцвета на Востоке и Западе, а борьба против ересей воспламеняла в умах апологетов всех времен вражду к заблуждениям, доходящую почти до ненависти. Более того, нетерпимость христиан друг к другу отразилась на их отношении к нехристианским религиям. Дело дошло до выбора: спасти другого человека или убить! Странное представление об истине, разлученной с любовью! С другой стороны, в апологетике существовала и иная тенденция, которая продолжала подход Павла, продемонстрированный им в афинском ареопаге. Это направление можно проследить, начиная с Иустина с его знаменитым понятием logos spermatikos - "семенного логоса", присутствовавшего еще до пришествия Христа. Все, кто жил согласно Логосу, суть христиане. Для этой апологетической традиции не существует истины, не зависящей от прямого действия Бога. Климент Александрийский, ведущий представитель этой линии мысли, видит все человечество единым и возлюбленным Богом. Основываясь на Евр 1:1, он утверждает, что слова "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам" относятся не только к Израилю, но ко всему человечеству. Человечество в целом включено в процесс "воспитания-обучения" ("педагогии": вспомним, что для Павла "педагогом" был Закон, а учеником - Израиль). Речь идет здесь не о естественном или рациональном законе, ибо "Логос Божий... упорядочивает наш мир и прежде всего этот микрокосм - человека - через Духа Святого" (Protreptikos, 1,5). В сфере этого Божественного посещения философия занимает привилегированное положение. Александрийский учитель не только не колеблется, рассматривая ее в качестве ступени к христианской философии, но даже учит, что она "была дарована эллинам в качестве их Завета" (Stromata, 5,8,3). Языческие и эллинские философии - это рассеянные фрагменты единого целого, которое есть Логос. * * * Свт. Григорий Нисский Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_nyss/abraham.htm <...> История апостольских деяний повествовала нам о прибытии Павла в Афины по причине неистовой преданности тамошнего народа идолам и привязанности к жертвенным курениям. Дух Святой раздражался в блаженном Павле, подобно полноводному какому-то потоку утесняясь в душе апостола и не находя себе выхода среди недостойных. Поэтому Павел вступает в состязание со стоиками и эпикурейцами и, став на ареопаге, от обычного им возводит их к богопознанию, потому что для вступления в проповедь служат ему жертвенник и надпись. Но к чему упомянул я об этом чтении? К тому, что и ныне, подобно этим афинянам, есть люди, +ни во что же ино+ упражняющиеся, разве +глаголати+ что +или слышати новое+ (Деян.17:21). Иные вчера и за день, оторвавшись от трудных занятий, стали какими-то внезапными преподавателями богословия; иные, может быть, слуги, не раз бичеванные, бежавшие от рабского служения, с важностью любомудрствуют у нас о непостижимом. Вы, конечно, знаете, кого в виду имеет слово, потому что все в городе наполнено такими людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это торгующие платьем, денежные менялы, продавцы съестного. Ты спросишь о волах, а он любомудрствует тебе о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать о цене хлеба, а он отвечает тебе, что Отец больше, а Сын у Него под рукой; если скажешь, что пригодна баня, решительно говорит, что Сын из ничего. Не знаю, как надлежит назвать это зло — бредом или сумасшествием и такой повальною болезнью, которая производит помешательство в рассудке. Поэтому говорю, что сказание об апостоле к ним относится. Ибо, что Писание повествует об афинянах, то ныне можно видеть на этих людях. Лучше сказать, если надобно говорить правду, то нынешние поступают неизвинительнее и афинян. У тех духовные очи как бы некоей грязью покрыты были идольской прелестью, и не могли они самолично видеть благочестивой истины о Сущем; впрочем, как бы осязая несколько помыслами, понимали то одно, что Божество совершенно непостижимо, и превысшее всего Существо по естеству не таково, каким почитает его рассудок. Поэтому, исповедуя, что истинный Бог неведом, воздают неведомому чествование капищем и надпись. Ибо что мысль их обращена была к истинно сущему Богу, об этом свидетельствует сам апостол, возвещая им того Бога, перед Которым, как думали они, выражали свое благочестие чествованием в капище. Поэтому хуже ли этих упоминаемых сумасбродствующие ныне, не уступающие, что Божество выше их постижения, но хвастающиеся, что так знают Бога, как каждый самого себя? Кто оплачет, сколько должно, слепоту этих жалких, которые, когда в наше время свет истины целую Вселенную осиявает благочестивой верой, одни не замечают этого сияния? Или не знаете, какой разумею свет, изобилующий в наше время? Перечтите мне эти царственные светила, которые, по числу равняясь евангельским и объяв едва не весь мир, просвещают миром и благочестием, когда Творец всего — Бог подражает первому чудодействию миробытия, не только поставив великое светило в начало видимого, но присовокупив к нему и светило меньшее, осиявающее отеческими лучами. Потом, когда вообще нам предложено столько благ, они, как обезумевшие под ударами демонов, бесстыдно восстают против истины догматов, подобно тем стоикам и эпикурейцам, с которыми состязуется Павел у афинян. * * * Вероника Механикова Интервью с игуменом Евмением Психология – служанка пастырского душепопечения http://www.reshma.nov.ru/psycology/pastirska/sluzanka.htm ?>— В современном мире дело обстоит так, как Вы говорите, но если взять историю, прошедшие века… Психологии как науки не существовало, а пастыри были. Они проповедовали, и люди слушали, начинали верить, шли за ними... — Апостолам в день Пятидесятницы был дан дар языков. Я думаю, они получили не только дар понимания других языков. Это был еще и дар понимания другого человека, понимания времени и окружения людей. Апостол Павел приходит в афинский ареопаг. Он не ругает сидящих перед ним людей, напротив, он говорит: “Вы очень набожны, вы молитесь, молодцы. У вас есть алтарь, посвященный неведомому Богу, так вот именно этого Бога я проповедую”. С точки зрения практической психологии все это называется подстройкой и ведением. Пока ты не показал человеку, что ты его понимаешь и уважаешь, он не станет тебя слушать и никуда за тобой не пойдет. Многие открытия современной психологии созвучны Евангелию, созвучны апостольским стратегиям проповеди, просто они по-другому называются. Мы говорим о необходимости проповеди в современном мире. Если человек задает мне вопрос о Фрейде, Юнге, а я, как пастырь, должен быть компетентен, помочь ему разобраться. Психология основана на знании человеческой души, а значит, ее изучение — это исследование Премудрости Божией. Об этом говорил еще Антоний Великий: “У меня есть две книги, из которых я изучаю Премудрость Творца. Одна – Священное Писание, а вторая – окружающая природа”. Для подражания святым отцам мы должны изучать окружающий нас мир, внутренний мир человека. * * * (Автор? иг. Евмений?) Миссия, катехизация и религиозное образование среди современной молодёжи http://www.reshma.nov.ru/texts/missia_kat_rel_obraz.htm Миссия есть свидетельство Церкви об истине на том языке, который свойственен конкретному человеку (или группе людей). Образцом этого принципа является для нас святой апостол Павел: «Для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, …для немощных был как немощный… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 20 – 22). Прекрасным примером этого подхода является проповедь апостола в Афинском ареопаге. Хотя Павел и «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян. 17:16), он не проявил своего возмущения, а, наоборот, обратился к горожанам со словами: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни…»(Деян. 17: 22-23). Идолов Апостол назвал святынями, – то есть не оскорбил и не разрушил ценностей слушающих его, но, оттолкнувшись от них, возвёл людей к высшей Ценности – Христу. Сегодняшнему миссионеру, особенно в молодёжной среде, также важно говорить с людьми на их языке, не осуждая того, что дорого людям, но используя это как повод к благовествованию. Впрочем, здесь нужно действовать с большим тактом, чтобы не потакать недолжному. Миссионеру следует стараться сначала построить дружеские, теплые отношения с людьми, и только на этом фундаменте говорить о Боге. При этом необходимо уметь ждать, чтобы сказать об Истине тогда, когда она может быть воспринята. Миссионер должен учитывать, что для многих людей Священное Писание не является авторитетом. Необходима разработка новых, отличных от традиционных, методов проповеди, вне ссылок на Церковные авторитеты. Важно понимать, что христианство способно преобразовывать культуру, наполнять ее истинным духовным содержанием. "Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой" - отмечал Святейший Патриарх Алексий II на Архиерейском Соборе 2004 года. * * * Ианнуарий (Ивлиев), архим. Посттрадиционное общество и катихизация http://kiev-orthodox.org/site/churchlife/917/ После Пятидесятницы первые миссионеры и катихизаторы, апостолы, возвещали Евангелие иудеям в краткой формуле: "Иисус - Христос", Иисус из Назарета - ожидаемый вами Мессия. И эти два слова тоже заставляли усиленно биться сердца. Что они говорят современному человеку, будь он крещеный или нет? Они перестали быть наставляющими уже в языческой миссии I века. И по той же причине: они не говорили сердцам язычников ровным счетом ничего. Потребовались другие, новые формы Евангелия. Их нам сохранила новозаветная письменность преимущественно в Книге Деяний святых Апостолов и в посланиях Апостола Павла. В качестве известного примера можно привести миссионерскую формулу для обращения язычников в 1 Фес. 1, 9-10: "вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева". Здесь выделяются моменты, подготовленные всей религиозной обстановкой в языческом мире Римской империи I века. Более или менее образованное население было достаточно подготовлено к принятию единобожия, ибо традиционные культы и мифы давно перестали удовлетворять духовную потребность в живом уповании на обновление. Но это чаще всего не колебало традиционной и всеобщей уверенности в существовании сферы божественного. Несколько сложнее обстояло дело с верой в воскресение. Не в факт воскресения как таковой, ибо для античного сознания не представляло трудности верить во всевозможные чудеса, включая воскрешение мертвых. Трудно было постичь смысл и значение этого факта. История проповеди в Афинском ареопаге (Деян. 17, 22-32) показывает нам это миссионерское затруднение. Однако, когда имелась возможность преодолеть эту трудность, ранняя Церковь пополнялась новыми членами, теми самыми, которые "принимали Духа" и имели после своего крещения богатый духовный опыт, столь ярко описанный в Первом послании к Коринфянам. * * * Дудченко Андрей, свящ. Христианин и культура http://kiev-orthodox.org/site/faithculture/340/ Вопрос об отношении христианина к сфере культуры становится особо актуальным в наши дни. Мы ежедневно ощущаем на себе засилье массовой поп-культуры, давящей со всех сторон — с экранов телевизоров, из радио, печатных изданий и т. д. Возникает опасность, соблазнившись подобными явлениями псевдокультуры, отвергнуть культуру вообще. Но это было бы опрометчивым и слишком легким решением. Христианин призван помнить слова апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь»,— апостола, который проповедь в языческом ареопаге начал с признания ценности эллинского богопознания. * * * СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ СОТВОРЕНИЕ http://www.krotov.info/library/bible/comm/tvorenie.htm НЗ I. БОГ - ТВОРЕЦ Учение о Боге Творце, разработанное в ВЗ, не только сохраняет свое существенное место в НЗ, но, можно сказать, завершается в нем. 1. +Наследие ВЗ.+ - Бог, создав мир Своим Словом (см 2 Кор 4.6), вызвал существование из небытия (Рим 4.17). Он продолжает это первоначальное дело, непрестанно давая жизнь Своим творениям: «Мы Им живем, движемся и существуем» (Деян 17.28; 1 Тим 6.13). Он сотворил мир «и все что в нем» (Откр 10.6; Деян 14.15; 17.24). «Но у нас один Бог Отец, из К-рого все, и мы для Него» (1 Кор 8.6; Рим 11.36; Кол 1.16; Евр 2.10). Поэтому каждое творение хорошо, все что от Бога - чисто (1 Кор 10.25 сл; см Кол 2.20 слл). Поэтому также естественные законы должны быть исполняемы ч-ком: развод, напр., противоречит замыслу Того, Кто вначале сотворил мужчину и женщину (Мф 19.4-8). Это учение естественно занимает важное место в хр-ских проповедях, обращенных к язычникам. В этом пункте первоначальная Церковь только продолжает иудаизм (Деян 14.15; 17.24-28), потому что «верою познаем, что веки (греч. - миры) устроены словом Божиим» (Евр 11.3), незримые совершенства Божий становятся зримыми для каждого, кто умеет открывать смысл творений (Рим 1.19 сл). У верующего то же учение претворяется в хвалу (Откр 4.8-11) и на нем основывается упование (Деян 4.24). * * * - собрание изречений (Макарий Египетский, авва Исаия, Антоний Великий, Исаак Сирин, Иоанн Златоуст, Симеон Новый Богослов, Феофан Затворник): http://www.pagez.ru/ds/hrist_4.php * * * Александр Мень ЧЕЛОВЕК В БИБЛЕЙСКОЙ АКСИОЛОГИИ http://www.krotov.info/library/13_m/myen/2_trud_19.html Новый Завет приемлет ветхозаветное учение о потенциальной власти человека над тварью. Христос учит возможности для верующих господствовать над природными стихиями и побеждать силы зла. "Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию", - говорит Он апостолам (Лк 10, 19). Однако Он добавляет, что эта власть важна не сама по себе, а как свидетельство единения людей со своим Творцом. Человек, согласно св. Луке, является "сыном" Создателя (3, 38). В речи перед афинским Ареопагом ап. Павел говорит о родстве людей с Творцом, приводя при этом слова языческого поэта (Деяния 17, 28). Можно ли считать, что Новый Завет таким образом отказывается от ветхозаветной идеи трансцендентности Сущего? Против этого свидетельствует хотя бы тот факт, что в христианской мысли апофатический аспект богословия прочно утвердился на Востоке и на Западе. Однако вспомним, что и Ветхий Завет знает особые формы откровения, когда Неприступный становится имманентным твари: в образе "Кавод", Славы, и в других Теофаниях. Для Нового Завета высшей Теофанией является Иисус Назарянин. "Бога не видел никто никогда, - говорит евангелист Иоанн, - единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (1, 18). Божественная Сверхличность воплощается в личности человеческой. Согласно апостолу Павлу, Иисус стал Новым Адамом, Главой возрождающегося человечества. Но совершилось это благодаря тому, что в отличие от древнего Адама Иисус как человек всецело отдал Себя воле Отца. Тайна Воплощения возносит Адамов род на безмерную высоту, ставит перед ним абсолютные цели. В Послании к евреям (2, 5) сказано, что в лице Иисуса Бог эсхатологически подчинил тварь человеку; именно ему, а не ангелам. Он "покорил будущую вселенную". * * * КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Часть Первая. Исповедание веры Первый раздел. "Я верую" - "Мы веруем" http://www.krotov.info/acts/20/2vatican/0026.html Человек "способен" принять Бога I. Жажда Бога /27/ Жажда Бога заложена в сердце человеческое, ибо человек создан Богом и для Бога; Бог не перестает привлекать к Себе человека, и только в Боге человек найдет истину и счастье, которых он бепрестанно ищет. "Глубочайший смысл человеческого достоинства состоит в призвании человека к общению с Богом. Бог приглашает человека к диалогу уже с самого начала человеческого существования. Ибо человек существует потому, что Бог создал его из Любви, и из Любви постоянно хранит его; и человек живет всей полнотой истины, только если он свободно признает эту Любовь и отдает себя своему Творцу". /28/ На протяжении человеческой истории, вплоть до сегодняшнего дня, люди самыми различными способами выражали эти поиски Бога в своих верованиях и своем религиозном поведении (в молитвах, жертвоприношениях, поклонениях, размышлениях и т. д.). Несмотря на двусмысленность, которая может подчас содержаться в них, эти формы выражения настолько универсальны, что мы можем назвать человека религиозным существом: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы искали они Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем..." (Деян 17, 26-28). /29/ Но эта "глубинная и жизненная связь человека с Богом" может быть забыта, неизвестна или даже откровенно отвергнута человеком. Причины такого состояния могут быть самые разные: протест против зла в мире, религиозное невежество или безразличие, "забота века сего и обольщение богатством", дурной пример верующих, враждебные религии течения мысли и, наконец, поведение человека - грешника, прячущегося от Бога из страха и бегущего от Его зова. /30/ "Да веселится сердце ищущих Господа" (Пс 105, 3) [1]. Если человек может забыть или отвергнуть Бога, то Бог не устает призывать каждого человека искать Его, чтобы человек жил и обрел счастье. Но поиски эти требуют от человека всех усилий разума, прямоты воли, "прямоты сердца", а также свидетельств других людей, которые учат его искать Бога. "Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих: человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты противишься гордым. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе". * * * - Павел Евдокимов Всеобщее священство мирян в восточной традиции http://www.sfi.ru/ar.asp?rubr_id=514&art_id=2993 Посвящение (три великих таинства верных) вводит всех и каждого в iera diakosmhsis, порядок или священную иерархию Народа, различаемого только по функциональным служениям. Это совершенное равенство всех членов Церкви отвечает глубоко однородному характеру православной духовности. Так же, как не существует никакого разделения Церкви на учащую и учащуюся, но Церковь в своей целостности учит Церковь, так и Евангелие обращается ко всем и к каждому во всей полноте своего учения. Молитва, пост, чтение Писания, аскетическая дисциплина относятся в равной степени к любому, поэтому лаикат, строго говоря, образует сословие внутреннего монашества. Его мудрость заключается главным образом в том, чтобы, живя в мире (и возможно — именно по причине этого призвания), перенять у монахов их эсхатологический максимализм, их радостное и нетерпеливое ожидание Парусии. Как пример внутреннего монашества, общего для всех, можно упомянуть старую традицию, видевшую во времени между помолвкой (обручением) и свадьбой соответствие периоду послушничества у монахов, служащее для подготовки к супружеству как к Священству. Согласно восточному обряду таинства венчания, венцы не снимались со вступающих в брак в течение семи дней, и только после этого священник давал благословение на завершение этого времени воздержания супругов. Также и в старой России бывало, что после венчания в приходской церкви новобрачные отправлялись прямо в монастырь, где некоторое время приобщались монашеской жизни, дабы лучше понять свое новое супружеское призвание, супружеское Священство. Николай Кавасила, крупнейший литургист XIV в., мирянин, озаглавил свой трактат о таинствах "Жизнь во Христе Иисусе"; Иоанн Кронштадтский, священник, почитаемый как святой, в начале XX в. описывает в книге Моя жизнь во Христе свой евхаристический опыт; это показывает, что истинная родина православной души есть Церковь литургических таинств. Николай Кавасила даже перефразирует текст “Деяний”: “Ибо Таинствами мы живем, движемся и существуем”. Таинство миропомазания есть таинство всеобщего Священства. На возрожденного в крещении человека сходит Святой Дух, дабы сообщить ему дар дел веры. Миропомазание есть таинство силы, вооружающее нас как “солдат и атлетов Христовых”, чтобы мы принесли ”свидетельство без сомнения и слабости”, исполнили апостолат благодатной любви. Св. Кирилл Иерусалимский говорит катехуменам: “Дух Святой вооружает вас для борьбы... Он позаботится о вас как о собственном солдате”, и “вы будьте стойки против всякой противной силы”1. Всякий мирянин — прежде всего воин. Восточная традиция запечатления всех частей тела миропомазанием символизирует языки пламени Пятидесятницы. Оно сопровождается сакраментальной формулой: “Печать дара Духа Святого”, то есть во всем своем существе всякий мирянин запечатлен дарами и является существом всецело харизматическим. Молитва, стоящая в сердце таинства, раскрывает назначение этих даров: “Да благоугодит Тебе всяким делом и всяким словом”. Это посвящение всей жизни служению лаиката, служению — в основе своей церковному. * * * Декрет об апостольстве мирян "Apostolicam actuositatem" http://agnuz.info/library/books/doc/page12.htm Глава I 4. Поскольку Христос, посланный Отцом — источник и начало всего апостольства Церкви, ясно, что плодотворность апостольства мирян зависит от их жизненного единения со Христом, по слову Господню: "Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, потому что без Меня не можете делать ничего" (Ин 15, 5). Эта жизнь тесного единения со Христом питается в Церкви духовными средствами, общими для всех верных, особенно деятельным участием в Божественной Литургии,5 и миряне должны так применять эти средства, чтобы, верно исполняя свои мирские обязанности в обычных жизненных условиях, не терять в своей жизни единения со Христом, но, исполняя свой труд по воле Божией, всё более возрастать в этом единении. Необходимо, чтобы на этом пути миряне с ревностно и с радостью преуспевали в святости, стараясь преодолевать трудности благоразумно и терпеливо.6 Ни семейные заботы, ни прочие мирские дела не должны быть чужды строю духовной жизни, по слову Апостола: "И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" (Кол 3, 17). Такая жизнь требует непрестанного совершенствования веры, надежды и любви. Только в свете веры и в размышлении над Словом Божиим каждый может везде и всегда познавать Бога, в Котором "мы живём и движемся и существуем" (Деян 17, 28), во всяком событии искать Его волю, различать Христа во всяком человеке, будь то ближний или дальний, верно судить о том истинном значении и ценности, которые преходящие вещи содержат в самих себе и применительно к цели человека. Те, кто имеет такую веру, живут в надежде откровения сынов Божиих, памятуя о кресте и воскресении Господа. В странствии этой жизни, сокрывшись со Христом в Боге и будучи свободными от порабощения богатству, устремляясь к тем благам, что пребывают вовек, они щедро и полностью посвящают себя распространению Царства Божия, формированию и совершенствованию порядка преходящих вещей христианским духом. В превратностях этой жизни они обретают силу в надежде, считая, "что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим 8, 18). * * * Владислав Томачинский. РЕЧЬ АПОСТОЛА ПАВЛА В АФИНАХ КАК ОБРАЗЕЦ ПРОПОВЕДИ НЕЦЕРКОВНОМУ МИРУ http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/appavelathens.htm * * * - Иоанн Павел II. Римский Триптих http://lib.ru/POEZIQ/VOYTYLA/rimskij_triptih.txt * Часть вторая * Над Книгой Бытия Первый зрячий - Мы Им живем и движемся и существуем. - Афин ошеломленных сдержано дыханье, - Поведай, Павел, речь твоя о ком? - - О далях, о пространствах, мирозданьи, неведомом Создателе, вдохнувшем жизнь в него. - Мы пребываем в жизненной ограде, Которую, изъяв из пустоты, Он вычитает до сих пор из хляби, Смиряя мрак безвидной темноты. "В начале было Слово" - неотложно ключом взыграло Таинство - почин Источник потаенный, Логос всех причин. Извечное прозрение движет Слово, В нем корневой нетленный смысл. Создатель рад - все "Хорошо!", и снова Иначе видит Он, чем допускает мысль: Он первый зрячий - ловит четким оком Малейший оттиск совершенства бытия, Всю полноту великого Созданья - Нет твари, сокровенной от Него, открыто все пред Ним, обнажено - Доверху чаша истины добра и красоты - Он видит зрением иным, чем я и ты. Извечный взгляд и мудрый Логос: "В начале было Слово, все чрез него начало быть" - Им дышим, движемся, живем. В нем вечного преддверья рок: Былого, сущего, чистейших упований. Здесь Отчий дом - невидимый порог. На то был Промысл, так за оградой Бога история Творенья началась - согласно сказанному Слову! Переступить готов порог Сикстинский. Язык великой Книги прост, но и Она нема без образа живого. Летело время - Книга Микеланджело ждала. Так предусмотрено Всевидящим Творцом - Заговорила Книга - час назначен Богом. Что ж, человек, теперь ты видишь сам - Сзываю всех, чей зренья дар доселе не угас. Зову маэстро Микеланджело в подмогу! Часовня и слепая пелена спадает с глаз! Маэстро воздвигает верный образ. Глагол стал плотью, фрески принимают нас. Помедлим на пороге Книги Бытия. Се Книга всех начал с премудрым именем Genesis. На свод Сикстинский дерзкий мастер перенес великих образов гигантское сплетенье. Теперь войдем в чертог и Книгу перечтем, Скрывать не станем изумленья. Созданье мастера от "а" до буквы "я" - Восход от бездн пустот безвидных Начал послушных творческому Слову Ведет беседу с гулких сводов свет. Взревел финалом грозный трубный звук - Свершился Суд в крещендо искаженных губ, Всем суждено проделать путь последний, И никому из правил исключенья нет. 2. Образ и подобие Творец, Его созданье рядом - человек. Он образ и подобье Бога, мужчина, женщина - нагие оба. Возликовал Господь - позора в этом нет. Кто попустил такую дерзость тела? В донос витий привычных не гляди, Узнай из первых рук маэстро его вины. Иль все же очевидцев расспросить, Задать вопрос самой Капелле? - Не понаслышке сведенья Сикстины! Зачин вне поля зренья вопреки канонам Свободных образов игра - свидетель гения Изъятого из рабства сновидений. В отсутствие последней точки вне амвона Вершится на глазах движенье Страшного Суда. Вопрос вопросов - как исчислять добра и зла Немыслимый рубеж? Одолевать препоны века? Неизреченная стезя от Альфы до Омеги Глядит на нас огнями фресок торжества! Он Им дышим, движемся, живем - Но разве Он всего лишь устроитель? Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Всему дал жизнь и все дыханье Его рука опора друга в упованьях. Мы Божий род - Он жизни Вседержитель. Так, став среди ареопага, Павел рек Апостол - голос в хоре слов Завета. В закатный час привычно поминает человек: "И узрел Бог, что это хорошо". Духовный в мире зримом оттиск верный Окрест сияет, Божий свет на всем. Начало в Слове - Слово как преддверье, Войдя однажды - дышим, движемся, живем. Человек (Я) Воскликнул о своем творенье: - "Браво!" Но почему история идет наперекор? Ужасен век двадцатый! Только ли двадцатый? Но истины столетий не унизит спор. И образ, и подобие - Его! Наемник истины - маэстро Буонарроти Пожизненный работник ватиканских зал, Не раньше снял засов и дом покинул чем подвиг завершил - свою Сикстину. "И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И были оба наги и не стыдились"! И увидел Бог, все, что Он создал, И вот - хорошо весьма!". "Нет твари, сокровенной от Него - перед Его очами все открыто". Они Раскрылись очи на пороге бытия Добра и зла явился смысл, Тел бренных нищенская нагота... Вбирает жадный слух Благодаренья Слово, Magnificat звучит - на подкрепление сердец, Напев надежный прочен в глубине основы: "Тобою дышим, движемся - Творец!". С Тобой пребудем до скончанья века! Создатель красоты, источник вод живых, Открой слепцам глаза, подъемли веки! Закончен труд, пора из Ватикана вон - В залог оставлено повествованье фрески, Разыскан шифр - подобие и образ веский, Он в силах одолеть непроницаемость препон. 3. Предчувствие Святых Даров Так кто же Он? Неизреченный и Единый Творец вселенной, Единение сердец, В Причастии дарящий истины картину, Добра и красоты над временем венец. Он есть - Он Бог неизреченный. А все-таки сказал нам о Себе, Вдохнув жизнь в человека согласно образу и подобью Своему. На фреске явлен Он отцом - Пред нами всемогущий Старец, похожий на Адама статью и лицом. А кто ж они? "Мужчину и женщину сотворил". И благословил их Бог и дар вручил обоим. В себя Его приняли оба - Взаимной верности обет. И были оба наги, Адам, его жена, И не стыдились... пока был в силе дар. Вослед греху Стыд явится не медля. Ну, а сейчас они в блаженстве И рады, что владеют даром, Пускай не знают, как его зовут. Смысл жизни найден - помыслы чисты. "Casta placent superis: pura cum veste venite, manibus puris sumite fontis aquam - Чистое вышним богам угодно: в чистой одежде Шествуйте ныне к ручьям, черпайте чистой рукой" - Гимназия, Вадовицы - классические строки Читаю восемь лет подряд, но время скоротечно. Предчувствие Святых Даров сулит иные сроки. Любви дар зримый, он звучит извечно - знакомый шум домашнего ручья. И двое стали плоть одна - Слиянность тел, души единство, Возвещены иные меры естества - отцовства гордость, радость материнства. Стремленье к жизненным истокам - Влечение к началу Бытия - Адам познал свою жену, И зачала она и родила - Им ведомо уже, что, перейдя порог - Они ответчики пред Богом! Апокалипсис - Откровение Невидимо начало и последний акт незрим, Вселенная времен подъята Словом - В конце эпох возврат к нему неумолим. На высоте Сикстинских гулких сводов Неведомый конец художник начертал, Представив драму Страшного суда народов. Давно доступен зренью роковой финал - развязка обозначена предельно гласно: - Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено - открыто пред Его очами. Слова Матфея тоже зримый образ: - Благословен входящий, Проклятые, идите от Меня... Проходят поколенья чередой: Пришел нагим - прочь уходи такой же... - Ты прах и возвратишься в прах, Пригожесть обратится в горестный укор, Подвижность - в мертвый груз, Прекрасное во вздорный сор, И все же - нет, не весь умру, Неучтожимое во мне не сгинет! 4. Суд В Сикстине образ Страшного Суда. В капелле Суд царит над всеми. В зрачках до боли - общая судьба, А в апогее мастерский финал - Вершится в очередь замена поколений. Non omnis moriar - Нет, весь я не умру, Во мне неистребима, Та часть моя, что предстоит Перед лицом Того, Кто бытие дает! Толпа сжимается на фреске. Ты не забыл, Адам? Он звал тебя: - Где ты? Ответ был дан: - Боюсь - я наг, вот почему я скрылся. - Кто повестил, что ты нагой? И ты, Адам, ответил, Помнишь? - Жена... ты дал ее, Она мне плод вручила... На фреске многолюдья давка - Под бременем ответа человек согбен. Вопрос записан точно, реплика подавно! Совместного пути решительный разъем. Эпилог Так повелось... В Сикстине многоцветной традициям верны, собрались кардиналы - сошлись, чтоб рассудить судьбу ключей Петра. Средь многих званых в зал войдет преемник, и Микеланджело возьмет его в полон: "В Нем дышим, движемся, живем ..." Так, кто же он? Рука животворящая, Творец Устремлены к Адаму... - Бог сотворил в начале ... ...Всевидящий Отец... В сияньи радуги Сикстина вторит Богу: "Ты Петр - внимал Симон, Ионов сын, - Тебе ключи вручаю". Чреда епископов, все мысли о ключах, прибудет на Конклав в чертог Сикстинский, Чудесной кистью Буонарроти осененный. Так было в августе, еще раз в октябре - шел год двух тайных совещаний, все повторится вновь, когда пробьет мой час. Тогда пусть выступит прославленный маэстро. В повестке главный пункт - наследие Петра. В Сикстине между первым и последним днем, Пролог - Творенья свет, финал - день Страшного Суда. Смерть суждена лишь раз, все разрешит Судья! За гранью судеб ровный яркий свет - Событий чистота и совесть без ироний Конклав лишь повод, смысл - Творенье, Запечатленное великим Буонарроти - Нет твари, сокровенной от Него но все открыто пред Его очами. - Всеведущий, возобнови Знаменье - научи! Он не преминет... Tibulli Liber Secundus Elegia I, 13-14. Heb. 4, 13. Mt. 23, 39; Mt. 25, 41. Horatius, III, 30, 6. Евр 9,27 Сир 36, 5.