Михаил Поснов ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ www.krotov.info/history/00/posnov/02_posn.html 21:21-36 /Евангелие без обрезания/ 3- /rasylka/008/2267.htm#0 <.....> 21:20 /Действительных размах христианской проповеди во времена ап. Павла/ - 2- > Вера, что сами апостолы просветили проповедью весь мир — очень > древняя, она возникла в конце I-го века. Она явилась > и распространилась тем легче, что о деятельности и судьбе > большинства апостолов не сохранилось твердых исторических данных. > Отсутствие интереса к сохранению объясняется или обусловливалось > твердою надеждою на скорое, второе пришествие Иисуса Христа > и близкий конец земных вещей. Намеренные риторические преувеличения > укрепляли эту веру, сами же из неё вытекая. Вместо собирания > исторических данных о миссионерской деятельности апостолов принялись > за сочинение миссионерской легенды, развитие которой продолжалось > до XVI в. По Ерму, на земле существует 12 народов, и всем им > Евангелие проповедано апостолами (Подоб. IX,17). Мало по малу, почти > для каждой страны была сочинена миссионерская история, которая > обыкновенно начиналась с апостолов (Византия и Россия, например, > считали первым миссионером Христианства среди них ап. Андрея). > На Западе, как скоро было принято положение, что из апостолов только > один Петр был в Риме, последний начал выдвигаться, как единственный > центр миссионерской деятельности. Однако, в Милане ссылались > на Варнаву, как своего просветителя. Из свидетельств (1Фес.1:8; > Рим.1:8 ср. 15:19; Кол.1:6 ср. 2:3; 1Тим.3:16; Мк.13:10; Мф.24:14 > ср. 10:11; Деян.17:6; Апок.7:9; Мк.16:20; Мф.24:19; Лук.24:47; > Деян.1:8; Климент Алекс. Стром. VI,6:48; Климент Рим. Коринф. V, > ср. XII,4; IX,2; Св. Игнатий Римл. ГУ; Ерма — Подобие VIII,3; IX,17) > следует та энергия, с какою проповедовалось Евангелие и тот факт, > что уже тогда Евангелие перешло границы римской Империи и было > проповедано варварам. О действительных размерах христианской > проповеди среди иудеев может быть принято свидетельство Иакова > Иерусалимского (Деян.21:20) о многих тысячах из них, уверовавших > во Христа. Об успехах христианства среди язычников ясно говорит > письмо Плиния Мл.: "Зараза этого (христианского) суеверия > распространилась не по городам только, но и селам и по деревням" — > пишет Плиний. Он, конечно, отчасти преувеличивает дело, чтобы > удержать императора Траяна от кровавых мер. Также следует обратить > внимание на выражения Тацита и Климента Римского о христианах, > как "multitudo ingens" (неисчислимое множество). Диалог Св. Иустина > с Трифоном (с. 117) говорит о проникновении христианского > благовестия к пастушеским народам (номадам), арабам, о чем Иустин, > рожденный в Самарии, мог хорошо знать. <.....> Епископ Кассиан (Безобразов) Христос и первое христианское поколение www.mystudies.narod.ru/library/b/bezobrazov/1-gener/39.html#p1 22:17-21; 23:11 /борьба ап. Павла за свободу/ 2- /rasylka/008/2267.htm#0 <.....> 22:3,7,25-29; 23:16 /происхождение ап. Павла/ - 2+ > По своему происхождению и культурным связям, Павел был иудей > эллинистической культуры. Спасенный вмешательством римлян > от самосуда толпы, Павел сам о себе свидетельствовал в своей речи > перед народом: "Я — иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском" > (Деян.22:3). Это значит, что он принадлежал к иудейству рассеяния. > При этом надо помнить, что Тарс в Малоазийской провинции Киликии был > один из самых значительных центров эллинистической культуры. Семья > Павла принадлежала, надо думать, к верхним слоям тогдашнего > культурного общества. Павел был римский гражданин (Деян.22:25-29; > 16:37-39) и, по собственному свидетельству (ср. Деян.22:27-28), > родился в римском гражданстве. Его второе имя "Павел", по римскому > патрицианскому роду Павлов и по созвучию с его иудейским именем > "Савл", было, по-видимому, его данью эллинистической культуре. > Употребление двойных имен — одного туземного, другого > эллинистического — было распространено в те времена. В Деян. > имя "Павел" заступает имя "Савл" с начала первого благовестнического > путешествия Апостола (ср. 13:9), т. е. с того времени, когда > его служение сосредоточивается в среде языческого мира. С этим > именем он и перешел в историю. Но, пропитанный эллинистической > культурой, Павел всеми своими корнями был связан с иудейством. > Очень возможно, что уже детские годы Апостола прошли в Иерусалиме. > {Это зависит от пунктуации Деян.22:3. По всей вероятности, запятую > надо ставить не после слова "Гамалиила", а после слов "в сем > городе". В таком случае, "воспитанный в сем городе", т.е. > Иерусалиме, было бы отлично от уроков Гамалиила и относилось бы > к детским годам Апостола.} Во всяком случае, в Иерусалиме он слушал > уроки знаменитого раввина Гамалиила. Из Деян.23:16 вытекает, что > в последующие годы у Павла в Иерусалиме был племянник, который > поддерживал с ним связь и даже предостерег его от грозившей ему > опасности. И Павел и Дееписатель называют его юношей > (стт. 17,18,22). При этом он определяется не как племянник Павла > (иначе Кол.4:10 о Марке, племяннике Варнавы), а как сын его сестры. > Не значит ли это, что в Иерусалиме проживала сестра Апостола > со своей семьей? Дальше вопроса мы не можем идти. Как бы то ни было, > свою связь с иудейством Павел чувствовал со всей силой. > В Филипп.3:5-6 он перечисляет свои иудейские преимущества, > от которых он отрекся ради Христа. Мы узнаем, между прочим, что > он был "еврей от евреев". Это значит, что в его семье не утратилось > употребление священного языка отцов. Родной язык наложил свою печать > и на греческий язык Апостола, который был для него не первым, > а вторым языком, хотя все его послания и написаны по-гречески. > Происходя из колена Вениаминова (ср. еще Римл.11:1), он получил имя > народного героя этого колена, первого царя Израилева, Саула. В трех > повествованиях об обращении Савла, его имя звучит в небесном голосе, > который он слышит, не "Савл", а по-еврейски: "Саул" (Деян.9:4; 22:7; > 26:14; ср. еще 9:17). <...> <.....> 22:1-.. /обращение Савла/ 3- > Рассказ об обращении Савла повторяется в Деян. три раза. В первый > раз его дает Дееписатель в общем контексте исторического > повествования (9:1 и слл.), во второй раз о своем обращении > рассказывает сам Апостол Иерусалимской толпе (22:1 и слл.) > и в третий раз он же повествует о нём в нарочитом собрании > в присутствии прокуратора Феста, царя Ирода-Агриппы II и других > сановных особ (26:1 и слл.). Эти рассказы не во всём совпадают > между собою. Однако, внимательное сопоставление текстов доказывает, > что мнимые противоречия допускают согласование, и что во всех > существенных точках три повествования Деян. между собой согласны. > Можно утверждать, что только Савл увидел Иисуса в явлении света, > и только он расслышал в небесном громе слова, обращенные к нему. > В либеральной науке обращение Савла часто понимается, как процесс > чисто психологический, как естественное разрешение того внутреннего > кризиса, который переживал Савл. При этом, Дамасское явление > объясняется, как галлюцинация, а иногда и связывается с болезнью > Апостола. Однако, для Павла не было сомнения в том, что ему явился > Сам Господь. Он знал, что свое апостольское достоинство он получил > не от людей и не через человеческое посредство (Гал.1:1). Эту мысль > он внушал и своим ученикам: тема Гал.1 заключается в том, чтобы > доказать, что он и фактически не мог приобщиться к учению > христианской Церкви через посредство других учеников: это было > невозможно для гонителя, да и после своего обращения он только > три года спустя, и то на короткое время, ходил в Иерусалим. > В сознании Павла его обращение было откровением высшей, > нечеловеческой реальности. > Тем не менее, было бы неправильно вовсе отрицать наличность > психологического момента в обращении Савла. В том же послании > к Галатам он писал: "все утверждающиеся на делах закона находятся > под клятвою" (3:10). Он подтверждал эту мысль ссылкой на закон > Второзак.27:26. Закон должен быть исполнен весь, до мельчайших > частностей (ср. еще Гал.5:3). Фактическая неисполнимость > этого требования с роковой неизбежностью ставила нарушителя закона > под его карающую власть. Спрашивается: когда Павел это осознал — > до своего обращения или по обращении? Психология греха в Римл.7 > выражает тоску подзаконного состояния, при том не только сознание > неисполнимости закона, но и восстание против закона во имя свободы: > влечение к запретному ради запретного (ср. стт. 7-8). Римл.7 > принадлежит к самым сильным страницам в посланиях ап. Павла, она, > несомненно, отражает личный опыт. Служа закону, Павел страдал > под властью закона. И потому, когда он услышал небесный глас, > он тотчас же и безоговорочно ответил ему послушанием > (ср. Деян.9:3-6). Он был готов. Это приготовление было тоже в путях > божественного промышления. Оно подобно тому, которым языческий мир > был приведен к усвоению благовестия о Христе. > По своему значению обращение Савла было одним из решающих событий > человеческой истории. Его ближайшим последствием было прекращение > гонения, от которого страдала Церковь. Тот мир, которым пользовались > христианские общины по всей Иудее, Галилее и Самарии, и о котором > Дееписатель пишет в 9:31 тотчас после рассказа об обращении Савла > и о его первых шагах в Церкви, надо поставить в контексте Деян. > в непосредственную связь с этим событием. Но другое следствие > было важнее. У стен Дамаска Савл был призван к служению > апостольскому. Благовестническое служение ап. Павла, покорившее > Христу целые области древнего мира, составляет главное содержание > Третьего Периода истории Апостольского Века.