См. тж. in3_16-men.txt + Исаак Сирин. О знании (беседа 3 из 2 т.) http://messia.ru/bibliotk/i/sirin/2/g04.htm + Антоний (Блум), митрополит Сурожский - МОЖЕТ ЛИ ЕЩЕ МОЛИТЬСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК http://messia.ru/r2/1/120.htm#0 * * * <ЧИН СВЯЩЕННОЙ И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА русский перевод свящ. Якова Кротова> http://www.krotov.info/libr_min/worship/sluzhebnik/02_001_zlatost_ru.htm http://messia.ru/rasylka/009/2464.htm#0 * * * Бердяев Н. Из размышлений о теодицее http://www.krotov.info/berdyaev/1927/19270400.html см. вып. http://messia.ru/rasylka/009/2409.htm * * * Александр Шмеман ЛИТУРГИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ /Лекция на вечере памяти Николая Зернова 25 мая 1982/ http://www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_27.html см. вып. www.messia.ru/rasylka/017/3564.htm * * * Шмеман Александр, прот. Обновление http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/766/ (2) см. вып. www.messia.ru/rasylka/011/2697.htm#0 * * * Сергей Булгаков СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ (II.I.1) http://www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/bulg_13.html Творение мира Богом, самораздвоение Абсолютного, есть жертва Абсолютного ради относительного, которое становится для него "другим" (), творческая жертва любви. Голгофа была не только предвечно предустановлена при создании мира как событие во времени, но она составляет и метафизическое существо творения. Божественное +"совершишася"+, возглашенное с креста, объемлет всё бытие, относится ко всему творению. Вольная жертва самоотверженной любви, Голгофа Абсолютного, есть основа творения, ибо "+так+ возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного", и послал Его "не судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин.III,16-7). +Мир создан крестом+, во имя любви подъятым на себя Богом. Творение есть акт не только всемогущества и премудрости Божией, но и жертвоприносящей любви, он совершается ради наслаждения бытием "другого", становящегося, во имя тварного "добро зело", безграничной любви к творению. Ибо Бог +есть+ Любовь, а жизнь любви и величайшая радость ее есть жертва. Любовь имеет и смысл, и цель, и награду +только в себе самой+ и потому не знает рационального +почему+, - нет ничего святее и блаженнее любви. Поэтому творение есть абсолютно-свободное, лишь в себе самом имеющее смысл и основу, абсолютно-самобытное движение божественной любви, любовь ради любви, ее святое безумие. +Dieu est fou de l'homme+,{Бог помешан на человеке (фр.).} - вспоминает Шеллинг дерзновенно-проникновенное выражение французского писателя: с безумием любви Бог хочет "друга" (другого), а этим другом может быть только человек. Нечестиво и нелепо говорить о "трагедии в Боге", которая логикой своего развития, как бы неким "божественным фатумом", с необходимостью приводит к мировому процессу. Творение есть свобода от всякого +почему и как+, вольно принятая Богом крестная радость миротворения. Трагедия связана с обреченностью, несвободной, принудительной необходимостью, хотя бы и высшей. Бог же волен ввести себя в трагический процесс мировой истории, в себе и для себя оставаясь от него свободным, поэтому в самом Абсолютном нет места трагедии, которая коренится в противоборстве раздробленных сил относительного бытия. * * * Николай Бердяев ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА (V) http://www.krotov.info/berdyaev/1927/fsd_05.html см. вып. http://messia.ru/rasylka/010/2619.htm#0 * * * Романо Гвардини ГОСПОДЬ (IV.2) http://agnuz.info/app/webroot/library/265/111/page04.htm см. вып. ../../rasylka/018/3701.htm#A * * * Доминик Бартелеми БОГ И ЕГО ОБРАЗ (X) www.krotov.info/libr_min/b/bartele/bart_3.html см. вып. ../../rasylka/016/3438.htm#0 * * * В.В.БЫЧКОВ ЭСТЕТИКА ОТЦОВ ЦЕРКВИ (III) http://www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/page10.htm Само +воплощение (вочеловечивание)+ Сына Божия, вся его деятельность на земле, страдания и позорная смерть на кресте во искупление грехов человеческих были поняты евангелистами, а затем и святоотеческой мыслью, как акция глубочайшей любви Бога к людям. «Ибо так возлюбил Бог мир,- пишет евангелист Иоанн,- что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3,16-17). Сопоставляя этот удивительный акт любви Бога к людям с уровнем их сознания, апостол Павел отмечает, что человек едва ли отдаст свою жизнь за другого, разве что кто-то решится пожертвовать собой за своего благодетеля. А «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5,8), и этим спас нас для вечной жизни. С того великого и таинственного времени «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5,5), и «любовь Христова объемлет нас» (2Кор 5,14). Она столь велика и сильна, что превосходит всякое разумение (Еф 3,19), ибо изливается не только во внешний мир, но и действует внутри самого Божества - связывает Отца и Сына. «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас,- взывает Иисус к людям,- пребудьте в любви Моей» (Ин 15,9). Сам Бог подал людям пример бесконечной и спасительной любви и Новый Завет, а за ним и христианские мыслители на протяжении всей истории христианства неустанно призывают единоверцев к подражанию божественной любви. «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил вас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф 5, 1-2). * * * Виктор Несмелов НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ (V) http://krotov.info/library/14_n/es/melov_09.htm Ввиду того что сам Христос не сделал и не имел на Себе никакого греха, Его смерть не была необходимой для Него, потому что она является необходимой лишь в качестве необходимого следствия человеческой греховности. Люди, собственно, умирают лишь потому, что со времени первого преступления они подчинили свою духовную природу закону материального существования, и вследствие этого они могут существовать лишь по закону физической жизнедеятельности материального мира. Между тем в человеческой природе И. Христа этой ненормальности не было: в Нем не дух служил по природе смертному телу, а тело являлось органом нравственной жизни по природе бессмертного духа. Поэтому именно Он мог не умереть, т.е. другими словами — Он не мог умереть по общей необходимости смерти для всех остальных людей. Тем не менее, однако, Он принял смерть, и принял именно мученическую смерть за истину своего нравственного служения Богу духом и истиною. Это подчинение физическому закону смерти, по Его собственному объяснению, было необходимым средством для достижения особой цели Его деятельности как деятельности обетованного Божия Христа. Мы знаем, что со времени первого же апостольского исповедания Его Христом — Сыном Божиим Он ясно и положительно стал говорить Своим ученикам и апостолам, что Ему +должно+ много пострадать и быть убиту (Мф.16,15-21), потому что Он за тем и пришел в мир, +чтобы отдать душу свою для искупления многих+ (Мф.20,28). Следовательно, Его мученическая смерть, по ясному слову Его учения, была необходима, собственно, не по отношению к Нему Самому, а по отношению к миру, зараженному грехом. Очевидно, она представляла собою то самое дело, которое нужно было совершить миру грешных существ для уничтожения своих грехов, но которого в действительности мир не мог совершить, так как оно уничтожило бы собою не только всякую неправду в мире, но и весь живой мир самих грешников. Поэтому именно для уничтожения в мире греха Христос отдал Свою собственную безгрешную жизнь. +Я отдаю Мою жизнь,+ — говорил Он иудеям, — +чтобы опять принять ее, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее+ (Иоан.10,17-18). На это самопожертвование Он указывал как на дело исключительной Божией любви к миру, — как на дело Божия спасения мира смертию единородного Сына Божия. +Бог+, — говорил он в объяснение Своей смерти тайному ученику Своему Никодиму, — +так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную+ (Иоан.3,16). Следовательно, по собственному слову Его учения, Он добровольно принес Себя в искупительную жертву, чтобы Своею неповинною смертию спасти от погибели жизнь грешного мира и таким образом исполнить святую волю Отца Своего. * * * Мать Мария Скобцова Характеристика нашего времени www.krotov.info/library/s/skobtsov.html =Монашество активное=, обращённое к миру, в нём в последние века было чрезвычайно мало представителей. Было бы не правильно определять его как некую погруженность в стихию мира и прикосновения к христианской суете. Может быть именно в таком монашестве особенно сильно ощущение, что мир во зле лежит. А какой мир? Богом созданный, тот мир, который так возлюбил Господь, что отдал Сына своего единородного за грехи этого мира на смертную муку. И может быть это активное монашество, обращённое к миру идёт по этому пути, потому что любит этот Божий Мир, образ Божий человека, прозревает его в грехе и гное исторической действительности. Как в созерцательном монашестве, так и в этом, центральная установка на вечность. Преодоление временного, Богообщение или непосредственное подлинное человеко- и мирообщение. И то и другое монашество только тогда достигает своего развития и подлинной высоты, когда =ориентировано на Апокалипсис=! И на эсхатологию, на грядущее царство Христово, когда чтут не только свою пустыню и пещеру, но и свои странноприимные дома, когда не бояться произносить молитву первых христиан "Ей, гряди, Господи Иисусе". * * * <свящ.> Лев Шихляров ХРИСТИАНСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ http://krotov.info/lib_sec/25_sh/shih/shihlyar.html см. вып. ../../rasylka/018/3701.htm#B * * * Сергей Булгаков СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ (III.II.1) www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/bulg_15.html Сотворение мира было уже в самом основании жертвенным актом Божественной любви, вольным самоистощанием или самоуничижением Божества, Его "кенозисом", который находит оправдание лишь в себе самом, в блаженстве жертвующей любви. Но этот общий и изначальный "кенозис" Божества в миротворении предвечно включал в себя и конкретный кенозис, - воплощение Сына Божия и Голгофскую жертву. "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез него" (Ин.III,16-17). Человеческой свободе, в силу которой человек одинаково мог и склониться к греху, и удержаться от него, дано было решить, понадобится ли +действительно+ Голгофская жертва, но как +возможность+ она была предрешена в предвечном совете о сотворении человека: Отец решил отдать Сына, а Сын явил послушание воле Отца вплоть до крестной смерти. А послать или не послать Его на Голгофу, дано было свободе человека. +Такова+ была основа миротворения, и такова +цена+ воссоздания человека, вторичного его рождения. <...> Предвечного решения Божия, которое осталось тайною даже "начальствам и властям" небесным, не мог разгадать и искуситель, дух зависти, который уже по тому самому лишен был всякой проницательности в любви: судя по самому себе и не допуская ничего иного и высшего, он мог рассчитывать лишь на то, что Творец, обиженный непослушанием, отвернется от мира, бросит его, как сломанную игрушку, а тогда-то и воцарится в нем сатана. Но он не знал и не мог допустить, что Бог никогда не предоставит мира и человека их собственной участи, ибо уже самое его создание есть акт беспредельной любви триипостасного Бога. Он возлюбил мир такою любовью, которая не останавливается перед высшей и последней жертвой - пред крестной смертью Возлюбленного Сына. +Этого+ не мог и помыслить сатана в своем надмевающемся эгоизме. * * * См. тж. * Иов (Геча), архим. Преображение мира http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/1360/ * свящ. Александр Шмеман. Из книги: За жизнь мира (глава 1) ../../r2/4/d04_018.htm * глава 2 ../../r2/4/l03_020.htm (8) * по книге: протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 6 ../../r2/1/256.htm * гл. 10 ../../r2/2/252.htm ; ../../r2/2/273b.htm (в конце)