*** http://krotov.info/acts/05/antolog/kleman_3.html Для молитвы не надобно ни жестов, ни возгласов, ни молчания, ни коленопреклонения. Молитва наша, одновременно мудрая и горячая, должна быть ожиданием Бога — вплоть до того, как Бог явится и войдет в нее — через все пороги, все пути, все чувства. Довольно стонов и рыданий, все, что мы взыскуем в молитве, — это приход Бога. Разве в работе мы не используем все наше тело? Разве не соучаствуют в ней все его члены? Пусть же и душа наша всецело отдается молитве [182/183] и любви к Господу; пусть не позволит помыслам отвлечь и потревожить себя; пусть станет, повторяю, всецело ожиданием Христа. Тогда Христос просветит ее, научит истинной молитве, дарует ей… поклонение в духе и истине (Ин. 4, 24)… Господь сходит в ревностную душу, сотворяет из нее престол Славы, восседает и пребывает в ней. Пророк Иезекииль говорит о четырех Живых существах, впряженных в колесницу Господа. У них бессчетное число глаз: как у души, взыскующей Бога — что говорю? — как у души, взыскуемой Богом и обратившейся всецело в зрение. *** ../../r2/7/l01_007.htm > Литургия Церкви состоит из молитв, чтения, обрядов, пения. Другими словами, в ней существует порядок, структура, в которой различные элементы связаны друг с другом, и только в этом соотношении раскрывается их истинное значение. Каждую службу можно сравнить со зданием, в котором все части функциональны. Чтобы понять действие и смысл каждой части, надо сначала понять всё в целом. Слишком часто в нашем религиозном преподавании службы не объясняются, а только описываются как ряд обрядов и молитв. Внутренняя необходимость, которая все эти элементы связывает и приводит в порядок, в службу, не объясняется. Есть люди, которые знают службы так хорошо, что могут и служить и петь их, при этом не понимая их смысла. Литургическое служение становится в таком случае слепым выполнением бессмысленных предписаний, что несовместимо с определением молитвы, данным Самим Иисусом Христом: «поклоняться в духе и истине» (Ин.4,24). Для понимания богослужения Церкви требуется духовное и интеллектуальное усилие. Изучением различных элементов службы, общего порядка и структуры мы постигаем смысл службы. Правила, предписания, устав надо понимать как врата, ведущие нас в чудесную реальность новой жизни во Христе. > При описании православных служб часто употребляются выражения «торжественные», «красивые» и т.п., но мы должны помнить, что ни торжественность, ни красота сами по себе — не цель службы. И красота, и торжественность могут быть ложными, это случается, когда они становятся самоцелью, теряют связь со смыслом богослужения. Служба по существу является духовной и должна быть таковой на практике. Слишком много наших церквей как будто отражают человеческую гордость и самодовольство сильнее, чем небесную красоту Царства Божия. Нам необходимо вновь обрести истинный дух богослужения, который есть смирение, благоговение, страх Божий, сознание своего недостоинства и предстояния перед Самим Богом. Вот что означают слова: «С верой, благоговением и страхом Божиим». http://krotov.info/library/04_g/gri/gor_nazian_012.htm Но ты говоришь: «Кто покланялся Духу? Кто из древних, или из новых? http://krotov.info/libr_min/02_b/or/isov_nivy022.html Сама по себе опасность поглощения веры религией, http://krotov.info/library/26_ae/aera/zm_04.htm#т146 Если ты не понимаешь тайны, помни, однако, что в основе она существует http://krotov.info/library/11_k/af/farel_70.html#90 "Поклоняющийся в духе и истине". http://catholic-kazakhstan.org/Luka/Jezus%20i%20Ewangelie/s.htm#10a 3.3. Предложение «воды живой» (4:10, 13-14). http://krotov.info/spravki/essays_bible/terms_teologic/istina.htm Т. обр. ап. Иоанн видит в άλήθεια внутренний принцип нравственной жизни; http://krotov.info/library/03_v/vasiy_vel/duh02.html А почему, хотя един и един, однако же не два Бога? http://krotov.info/acts/16/more/cruz.html Глава 39 http://krotov.info/history/04/kern/09.html Из самозамкнутого и окостеневающего ветхозаветного левитского института http://krotov.info/yakov/essai_vera/ev_io/io_04_23.html http://krotov.info/spravki/essays/16_p/poklon.htm 3. Поклоняться в духе и истине. http://krotov.info/history/07/pelican/pelic_24.html Подчеркивая значение той роли, которую наши чувства играют