=В рассылке:= Яков Кротов. ЖИЗНЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ http://messia.ru/rasylka/004/781.htm http://messia.ru/rasylka/004/830.htm Мартин Лютер Кинг. Проповедь ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ http://messia.ru/rasylka/004/816.htm#0 (здесь еще ссылки!) *-* *-* *-* *** Иоанн Златоуст. БЕСЕДЫ НА ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ (XI.9) http://www.krotov.info/library/i/zlatoust/09_02_04.htm#539 > Итак, когда труд бывает меньше, или даже вовсе не нужен бывает ни труд, ни усилие, а пользы больше, то зачем мы стараемся ввергнуть себя в пучину бесчисленных зол? Ведь не смотреть на женщину не только легче, но и дает более чистую победу над возникающей отсюда страстью, тогда как тот, кто смотрит на нее, если иногда и освобождается от вожделения, то с очень большим трудом и с некоторою нечистотою для себя. Тот, кто не увидел красивого лица, бывает чист от возбуждаемого им вожделения, а кто пожелал увидеть, тот, извратив помысел и тысячекратно осквернив его, тогда только отвергает скверну похоти, когда захочет отогнать ее. Потому и Христос, чтобы мы не пострадали от этого, запрещает не только убийство, но и гнев, не только прелюбодеяние, но и нечистый взгляд, не только клятвопреступление, но и клятву вообще. Даже и здесь не устанавливает меру добродетели, но, узаконив таковое, простирается и далее. Отклонивши от убийства и повелев быть чистыми от гнева, он повелевает и быть готовыми к перенесению зла и приготовиться терпеть его не в той только мере, какой желает злоумышляющий на нас, но и превосходить ее в гораздо большей степени и побеждать чрезмерность его неистовства избытком нашего любомудрия. Он не сказал: если кто ударит тебя в правую щеку, перенеси равнодушно и успокойся, но присовокупил, что ты должен подставить ему и другую, - говорит: +обрати ему и другую+ (Mф.V,39). В этом и состоит блестящая победа, чтобы предоставить ему больше того, что он желает, и пределы его злого желания превзойти богатством своего долготерпения. Таким образом ты укротишь его бешенство, из второго поступка получишь награду за первый и укротишь гнев его. > Видишь ли, что от нас всегда зависит, чтобы не терпеть зла, а не от делающих нам зло? Или, правильнее сказать, мы сами имеем власть не только не терпеть зла, но даже испытывать добро. А особенно удивительно то, что, если мы бываем бдительны, то не только не подвергаемся обиде, но даже от тех, которые нас обижают, получаем большее благодеяние, чем от других. Кто-нибудь оскорбил тебя? Ты имеешь власть обиду эту обратить для себя в похвалу. Если ты со своей стороны оскорбишь, то навлечешь на себя стыд, а если будешь благословлять оскорбившего тебя, то увидишь, что все присутствующие восхваляют тебя и прославляют. Понял ли ты, как мы, если пожелаем, получаем благодеяние от тех, которые нас обижают? Это же можно сказать и относительно денег, ударов и всего остального. Если и за все это мы станем воздавать противоположным, то как тем, что потерпели зло, так и тем, что сделали добро, сплетем себе сугубый венец. И всякий раз, как кто-нибудь, пришедши к тебе, скажет: "такой-то человек оскорбил тебя и в присутствии всех постоянно худо отзывается о тебе", - ты похвали обидчика в присутствии говорящих; таким образом, если бы ты и желал отомстить, то можешь получить и удовлетворение. Все услышавшие, хотя бы и были очень неразумны, будут хвалить тебя, а обидчика твоего возненавидят, как человека, который лютее всякого зверя, потому что он огорчил тебя, нисколько тобою не обиженный, между тем как ты, потерпевши зло, воздал ему добром. И таким образом ты можешь доказать, что все сказанное о тебе несправедливо. Кто выражает досаду, когда говорят о нем худо, тот своею скорбью доказывает, что сознается в справедливости о нем сказанного, а кто смеется, то этим устраняет всякое о себе подозрение в присутствующих. Итак, смотри, сколько от этого ты приобретаешь себе добра: во-первых, избавляешься от смущения и беспокойства, во-вторых, или лучше - считай это первым, если имеешь грехи, очистишься от них, подобно мытарю, который великодушно перенес обвинение фарисея. Сверх того, таким упражнением ты сделаешь свою душу любомудрой, услышишь от всех бесчисленные похвалы и уничтожишь всякое о себе подозрение по поводу сказанного. Если же хочешь и отмcтить обидчику, то это последует в изобильной мере, потому что Бог накажет его за то, что он сказал, а прежде этого наказание и твое любомудрие будет для него как бы жестоким ударом. Ничто обыкновенно так не уязвляет наших обидчиков, как то, что мы смеемся над обидами, нам нанесенными. И как любомудрие самые обиды обращает для нас во благо, так следствием малодушия бывает совершенно противное - и себя мы стыдим, и присутствующим кажемся виновными в том, что говорили, о нас, и душу свою наполняем смятением, и врага радуем, и Бога огорчаем, и число грехов своих увеличиваем. Размыслив о всем этом, будем избегать бездны малодушия, поспешим в пристань долготерпения, чтобы и здесь обрести покой душам своим, как предрек Христос, и достигнуть будущих благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков Аминь. *** Максим Исповедник К ФЕОПЕМПТУ СХОЛАСТИКУ, вопрошающему о «судье неправедном» (Лк.18:6), [а также о словах]: «Если кто ударит тебя по правой щеке» (Лк.6:29; Мф.5:39) и «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин.20:17) http://www.krotov.info/library/m/ispoved/1_203.html#1 > Что же касается «правой щеки», то под «правой» я подразумеваю [духовное] делание. Возникающая в нас через [осуществление] заповедей божественная жизнь целиком определяет это делание, и [естественно], что оно подвергается ударам лукавого, предвосхищающего нравственное благородство, производимое деланием. Оно бичуется самомнением, [происшедшим] из этого, возжигается тщеславием и возносится по отношению к тем, кто не стяжал подобной [жизни]. Поэтому и следует как бы повернуться другой, левой [щекой и подставить] уже прошлую, осквернившую нас ложью века сего, жизнь — и ее постоянно подставлять под удары путем воспоминания. Не обладающим смирением, которое является как бы священным основанием [благочестия], лучше умерять себя и быть подвергнутым унижению в качестве грешников, чем быть вознесенными в качестве святых, а затем пасть через гордыню. И это телесным образом свершаемое ради повелевшего Господа пусть почитается наряду с [умозрениями], воспринимаемыми при созерцании, и даже предпочитается им, поскольку [оно служит] священной готовности и предварительному очищению. Исполняющим это даруется навык душевного благородства, а тем самым ограничивается неверие бьющего, ибо рвение нанести удар отражается готовностью принять его, и возможно, что [бьющий] будет пристыжен, если не иным чем, то подобным избытком покорности. Могущий это сделать никогда не сопротивляется, удерживаемый повелением [Господа]. ---------- Скитский патерик О стяжании евангельских добродетелей http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/cellpaterik/19.html ---------- *** Ю. Коровина НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛОМУ http://sokrsokr.net/arhive/1452004/11.htm =Наверняка, каждому приходилось слышать выражение: «Око за око, и зуб за зуб», и наверняка, каждый задавался вопросом: «Как можно, получив удар в одну щеку, обратить к обидчику и другую?» Сегодня мы поразмышляем об этом.= > «Вы слышали, что сказано: #«око за око, и зуб за зуб» (Матфея 5:38).# Эта заповедь из Нагорной проповеди Иисуса не свойственна человеку, потому что в большинстве случаев у нас возникает ответная реакция на зло , этим мы пытаемся защитить себя и тех, кто нам дорог, или то, что нам дорого. Поэтому хотелось бы глубже понять, о чем Христос говорит в Своей проповеди. > Чтобы разобраться в этом, нам нужно вспомнить, в какое время были сказаны эти слова и кому они были сказаны. Израиль жил тогда под оккупационным режимом Рима, и, как следствие этого, в народе рос дух недовольства и дух отмщения за все то, что сделал и делает Рим своей железной хваткой. И действительно, сталкиваясь постоянно с римскими солдатами, иудеи имели достаточно причин для раздражения. Поэтому слова Христа были воспринимаемы ими с непониманием, таким же, с каким воспринимаем сегодня и мы их, а, быть может, и с большим. > В словах «око за око» упомянута ссылка на древний кодекс Лекс Талионис, закон возмездия. Его можно найти, по крайней мере, в трех местах Ветхого Завета. Например, в книге #Левит 24:19,20# сказано: #«Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать».# Критики часто цитируют законы в Ветхом Завете, как самые варварские. Но, прежде чем быть слишком критичными, рассмотрим, каково было их назначение. > Во-первых, важно понять, что целью указанных ветхозаветных законов было придать законную силу не жестокости, а милости. Ведь бесконтрольная месть может принимать ужасную форму. Иногда вражда между семьями выливалась в кровную месть. Ветхозаветное законодательство установило границы возмездия. Следовательно, никто не может настаивать на большем наказании, чем того заслуживает само преступление. > Во-вторых, закон должен был проводиться в жизнь не всеми, кому вздумается, а только людьми, стоящими у власти, с целью соблюсти гражданский порядок. Это были судьи, устанавливающие меру наказания. Никто не имел право сам лично воздавать за обиду. Впоследствии иудеи вместо буквального исполнения закона Лекс Талионис платили денежную компенсацию. > В те давние времена Бог учил людей тому же, чему Он учил их во времена Христа и учит сегодня, – любви. То, что так трудно даётся человеку, но так необходимо ему. Об этом говорят цитаты из Ветхого Завета: #«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18); «Не говори: “Как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его”» (Притчи 24:29); «Если голоден враг твой, накорми его хлебом» (Притчи 25:21).# > Следовательно, даже в Ветхом Завете Божий идеал, предложенный людям, заключается в проявлении милости, а не в строгом возмездии. Проявление милости характерно для обоих заветов. Бог дает ее нам, а наше дело – передавать ее дальше. > А теперь обратимся к самому парадоксальному утверждению Иисуса в Нагорной проповеди: #«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матфея 5:39).# > Пощечина была для иудея самым большим личным оскорблением. В Израиле презрение к человеку показывалось ударом тыльной стороны ладони по правой щеке. Поэтому, когда Христос говорит: #«обрати к нему другую»#, это значит: развернись, оборотись, не отвечай на это. Это соответствует совету апостола Петра: #«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство» (1Петра 3:9).# > Непротивление злу насилием символизирует немстительный, кроткий и нежный дух, характеризующий граждан Божьего Царства. > Христос желает изменить наши сердца и наши внешние поступки. Когда меня бьют, мне хочется нанести ответный удар. Именно это беспокоит Иисуса. Он говорит нам, что мы должны избегать насилия подобного духа. Нам необходимо быть похожими на Иисуса, Который терпел личные оскорбления и не воздавал обидчикам тем же. > “Не противься“. Противился ли Христос злу? Да, конечно. Вся жизнь Его была посвящена борьбе со злом. Но Он знал секрет победы над злом и поэтому Он победил его. Его враги были обезоружены Его любовью и, порой, становились Его друзьями. Вот слова, в которых тайна победы: =“Не будь побеждён злом , но побеждай зло добром“ (Римлянам 12:21).= ---------- Протоиерей МИХАИЛ ДРОНОВ “НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛОМУ...” http://ao.orthodoxy.ru/arch/008/008-dron.htm ("Альфа и омега", 1996 №1(8)) ---------- Кочетков Георгий свящ. В начале было Слово /Второй, благовестнический этап жизни Иисуса – Сына Человеческого и Сына Божьего: евангельское учение Господа (до входа в Иерусалим). Его центр – евангельские «блаженства» и молитва Господня «Отче наш»./ http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=744&art_id=3609&print=1 ---------- Романо Гуардини. ГОСПОДЬ (II.1) http://agnuz.info/book.php?id=190&url=page02.htm ---------- СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ НАСИЛИЕ http://www.krotov.info/spravki/temy/n/nasilie.htm ---------- *** Распятая во времени /По книге Ф. Янси «Иисус, которого я не знал»/ http://brigantina.foryou.kherson.ua/article.190.html =Будьте же счастливы, когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас, обливая вас грязью из-за Меня! Радуйтесь и ликуйте! Велика ваша награда на небесах!= +Евангелие от Матфея, гл.5:11-12 Новый перевод РБО+ > Любопытное наблюдение. Редко кто, посещая христианские храмы или даже рассматривая их издали, оставался равнодушным к особой красоте и величию этих строений. Но стоит завести разговор о посетителях этих храмов, тут же восторгов заметно поубавится. Кто-нибудь обязательно зацепит давнюю проблему так называемых, «недостойных христиан». > Почему современная церковь так далека от того идеала, о котором говорил Иисус? Почему Тело Христово так мало напоминает Его Самого? > Вопрос непростой, поскольку каждый христианин (и я в том числе) - часть этой проблемы. А мы, в отличие от Иисуса, увы, пока несовершенны. И мир вокруг нас, будучи таким же далеким от совершенства, наблюдая за христианами, предпочитает замечать, подобно ущербным людям из аллегории Платона, «лишь тени, созданные светом, а не сам свет». > И всё же, несмотря на это, существует множество положительных свидетельств, которые говорят сами за себя. Во имя Христа святой Франциск целовал прокаженных и снимал с себя последнюю рубашку, мать Тереза основала Дом для умирающих, Уилберфорс добивался отмены рабства, генерал Бут с женой организовали Армию Спасения, а Дороти Дей кормила голодных. Микеланджело, Бах, Рембрандт посвящали лучшие свои творения единственно славе Господа. В коммунистическом Китае, в 60-70-е годы христиан бросали в тюрьмы, пытали, и почти вся религиозная деятельность была под запретом. Однако, несмотря на все притеснения со стороны правительства, духовное возрождение, прорвавшееся наружу, стало едва ли не самым значительным в истории церкви. Около пятидесяти миллионов человек обратились к невидимому Царству, хотя в «мире сем» им приходилось за это страдать. > Но вот прошло две тысячи лет, и поражает то, как мало церковь смогла изменить в мире. Не от того ли, что среди самих христиан всегда находились желающие смягчить бескомпромиссные слова Иисусова учения? Похоже, лишь в течение первых трех веков христиане старались буквально воспринимать заповеди Христа. Но очень скоро, к примеру, заповедь «не противься злому» постепенно переросла в доктрину «просто войны» и «Святой войны». Мы до сих пор переосмысливаем понятие греха и меняем акценты. Постоянно сортируем зло на большее и меньшее, игнорируя заповеди «не суди» и «возлюби ближнего своего, как самого себя». > Конечно, это случилось не сразу. После тех первых трех веков гонений церковь оказалась на пороге радикальных изменений: император Константин впервые официально закрепил за христианством статус государственной религии. При его правлении вера, казалось, должна была бы достичь величайшего триумфа: с преследованием христиан покончено, государственная казна спонсировала богословские конференции и строительство храмов. Увы, за этот триумф пришлось заплатить. Два царства, земное и духовное смешались: государство стало назначать епископов и вскоре возникла иерархия, которая четко копировала иерархию самой империи. Епископы, со своей стороны, начали диктовать мораль всему обществу, а не только церкви. > Уроки истории показывают, стоит лишь церкви замахнуться на мировое царствование, она перестает быть действенной или становится тиранической, как и прочие структуры власти, политические или силовые. И, как любое политическое движение, она начинает проводить границы, устанавливать законы и творить суд. Любовь же Христа, напротив, стирает границы, преодолевая различия и даря благодать. > Ягнята среди волков, маленькое семя в саду, дрожжи в тесте, соль - метафоры самого Иисуса описывают Царство как секретную силу, действующую изнутри силой любви, имеющей потенциал больший, чем сила физическая. Иногда мы об этом забываем. Как забываем и о том, что все секретное, тайное обнаружится рано или поздно. А пока бессмысленно взвешивать на наших, человеческих весах неудачи и успехи церкви. Это не наше право. Это привилегия Господа. > Романист Фленнери О’Коннор, которого трудно обвинить в приукрашивании человеческих недостатков, так ответил на письмо читателя, который роптал на церковь: «...То, чего вы в действительности требуете - это чтобы церковь основала Царство Небесное на земле прямо сейчас... Вы требуете, чтобы человек в один момент вернулся в то состояние, каким его создал Бог. Вы упускаете из вида ужасную радикальную человеческую гордость, которая является причиной смерти. Христос был распят на земле, а церковь распята во времени… Основанием церкви является Петр, который отрекся от Христа трижды и который сам не мог пройти по воде. Вы ожидаете от его последователей, что они будут ходить по воде. Вся человеческая природа решительно отвергает благодать, поскольку благодать преображает нас, и это преображение связано со страданием. Священники сопротивляются этому так же, как и все остальные. Требовать от церкви, чтобы она была такой, как вы хотите ее видеть, значило бы навязчиво требовать от Бога постоянного чудесного вмешательства в человеческие дела». > Да, чтобы быть последователем Христа, необходимо мужество. Много мужества... и много любви. А источник всего этого - в Нем. Быть отблеском Его света - это, наверное, и есть благодать. > Наблюдая неяркие краски рассвета, не стоит поспешно думать, что солнца нет или судить о том, каким будет день. Ту Церковь, блистающую и прекрасную, с которой повенчается на небесах Христос, нам еще только предстоит увидеть.