Митр. Антоний Блум об исцелении парализованного /воскр. 6-е по Пятидесятнице - Рим.12:6-14; Мф.9:1-8/ Из рассылки сайта http://www.mitras.ru/ от 25 июля 2003г. (помечено "публикуется впервые"; в архив забыли поместить; но см. http://www.mitras.ru/archive/050731.htm) см. /rasylka/006/1563.htm#0 * * * ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО (публикуется впервые) http://www.mitras.ru/archive/040711.htm В сегодняшнем Евангелии есть слова, на которые нам надо обратить внимание. Принесли Христу человека парализованного; он лежал, молчал, - его несли. И видя веру тех, которые принесли его, Спаситель его исцелил. Видя +их+ веру… Как часто мы требуем для того, чтобы человек изменился, исцелился душевно, телесно восстал, веры от +него+; мы стоим вокруг, мы молимся, но +он+ должен проявить ту веру, которая принесет ему исцеление. А здесь мы видим, что бывает: можно принести, поставить перед Богом человека, есть у него вера или нет, какое бы ни было состояние его души - и Господь увидит +нашу+ веру и нашу любовь. Сколько бы мы могли сотворить в жизни, если бы только могли так относиться друг ко другу! Если бы каждый каждого держал перед Богом всей +своей+ верой, всей доступной ему любовью, всем доступным ему состраданием, и говорил: Господи! Если мне его жаль, - Тебе, конечно, его жаль! Если я могу его любить, - то, конечно, и Ты можешь; если я могу верить +всей+ душой и в сострадание Твое, и в Твою любовь, и в Твою силу воскресить этого человека - то он восстанет. В этом была сила ранней христианской общины; каждый человек был другому свой, не было чужих, не было пришедших, а были только люди, которые были друг другу дороги, - дороги один другому, как член тела дорог всему телу. Каждый стоял рядом с другим, каждый стоял за другого... Разве мы не можем воскресить в нашей общине, теми, может быть, небольшими силами, которые у нас есть, это состояние? Как часто бывает, что мы друг другу чужие; что с одним случается - его дело, будь то грех, будь то несчастье, будь то радость - это его частное дело. А на самом деле, это дело всей общины, потому что каждый из нас друг другу свой. Как бы было хорошо, если бы мы, может быть, не всем сердцем, но хотя бы сознанием своим так относились друг ко другу: он – мой, мы друг другу свои, что с ним происходит, не может быть для меня безразличным: это происходит со мной, потому что он и я - одно, живое тело, живая душа. Порой нам это дается легко, потому что человек сам в этом участвует, он просит, он на нас надеется, и это нас вдохновляет. Но парализованный человек, о котором говорит Евангелие, может быть, был без речи? Без движения? Может быть, он не мог ничем проявить своим друзьям ни надежды своей, ни мечты об исцелении, ни зова душевного: да помогите мне +хоть+ молитвой!.. Он, может быть, был, как многие из нас, безмолвный, отчаянный, брошенный +труп+ - душевный или телесный. Но друзья-то были живые у него; они его подняли на плечи, они его принесли к дому, где был Христос, они прокопали кровлю, потому что была такая толпа, что до Него нельзя было дойти - всё потому, что они своего друга жалели и в Бога верили. Опять скажу: разве трудно и нам так друг ко другу отнестись, если мы только вспомним, что мы друг другу свои, родные! Аминь. * * * 25 августа 1965 www.mitras.ru/molitva/propoved.htm www.mitras.ru/inname/in_116.htm /вся жизнь наша должна быть пpедстоянием пеpед Богом/ см. www.messia.ru/rasylka/003/579.htm и www.messia.ru/rasylka/005/1219.htm * * * - РАССЛАБЛЕННЫЙ И ЧЕТЫРЕ ДРУГА (Мф.9,1–8) 14 июля 1985 www.mitras.ru/inname/in_116.htm www.mitras.ru/archive/020805.htm - ../../rasylka/007/1890.htm#B * * * 3 августа 1986 http://www.mitras.ru/sermons/serm4.htm#6 /тело свято/ (о расслабленном ничего нет) Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, +что+ человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и +что+ оно должно бы означать для нас самих. Если бы наше тело не было бы Богу дорого, так же дорого и нежно любимо Им, как и наша вечная душа, Бог не стал бы исцелять тело или заботиться о его вечной жизни после воскресения мертвых. И когда мы задумываемся о человеческом теле, будь то в связи с вечностью или с временной жизнью, в связи ли с земным или небесным, мы можем поставить себе вопрос: разве мы не получаем все наше знание, о Боге или о тварном мире, через тело? С младенчества, с самого рождения нашего мы познаем нежность и любовь через посредство нашего тела, задолго до того, как можем постичь что-либо умом. Затем мы возрастаем в познании, мудрости, опытности; всё, чем владеет наш ум, всё, что делает наши сердца такими богатыми, достигает до нас через наши чувства. Апостол Павел сказал: вера от слышания, а слышание – от слова Божия... Красоту человеческого лица, и окружающего мира, и всего, что человек сумел создать прекрасного и значительного, мы воспринимаем через зрение. И можно перечислить и дальше все наши чувства, которые, как дверь, открываются на созерцание красоты и смысла тварного мира, а через него – на созерцание вечности: вечной красоты Божией, сияющей во всем Его творении. Вот почему с такой любовью Христос совершал исцеление тела; этими исцелениями Бог со всей силой являет вечность воплощенного бытия. Поэтому же, когда кто-то умирает, мы окружаем его – или ее – тело такой нежностью и таким благоговением. Это тело сотворено Богом, в это тело Он вложил всю Свою любовь. И больше того: Он Сам стал человеком, Сам Живой Бог облекся +в плоть+ и явил нам не только, что человек так построен, так велик, так глубок, что может соединиться с Богом, стать +причастником Божественной природы+, но что самое тело наше способно быть Духоносным, поистине Богоносным. Какое это диво! И мы также видим, что Свою вечную жизнь Бог сообщает нам через вещество земли: через крещальные воды, которые становятся источником вечной жизни, через хлеб и вино, пронизанные Его Божеством, – и нашим телом мы приобщаемся Самому Богу в Его таинствах. Как дивно наше тело, и с каким благоговением мы должны относиться к нему! Зачаточно тело свято; оно призвано к вечному общению с Богом, так же, как и душа. Оно любимо Богом. Не напрасно апостол Павел говорит: +Прославляйте+ Бога и в телах ваших, и в душах ваших... Прославляйте: дайте Богу сиять через ваше тело, как Он может сиять через вашу душу; пусть ваше тело будет таким, чтобы соприкосновение с ним было бы соприкосновением с Воплощением, с тайной Бога, ставшего человеком. Задумаемся над этим; потому что часто – о, как часто! – мы не отдаем себе отчета о вечной красоте и величии нашего тела. И так часто мы думаем о смерти как о мгновении, когда бессмертная душа вступает в Божественную жизнь, а тело распадается в прах. Да, оно обращается в прах; но у него вечное призвание: оно +поистине+ воскреснет, как воскрес Христос. И все мы однажды предстанем перед Богом воплощенными, с телом преображенным, как преображено тело Христово, с душой, обновившейся вечностью, и будем общаться с Богом в любви, в вере и в молитве не только душой, но вместе со всем сотворенным станем причастником Божественной природы и душой, и телом: +душой+ и телом, когда, по обетованию Божию через апостола Павла, Бог будет +всё во всем+, и ничто не останется вне Божественного общения, Божественной Славы. Какое это диво! Какая дивная тайна: тело, такое, как будто, хрупкое, такое преходящее, может зачаточно принадлежать вечности и уже сияет славой во святых. Аминь! * * * ЧУДО ПЯТИ ХЛЕБОВ И ДВУХ РЫБОК (Мф.14,14–22) 20 июля 1980 http://www.mitras.ru/inname/in_118.htm И другое, к чему призывает Господь Своих учеников: Дайте +всё+, что у вас есть, – и мы накормим всех... Ученики не оставили себе отдельного хлеба или отдельной рыбы: они все дали Господу. И потому что они все отдали, водворилось Царство любви, Царство, где Бог может действовать неограниченно, свободно, и все насытились. И к нам обращен этот призыв: когда мы увидим нужду – отдадим все, и все будет хорошо... И последнее, из Евангелия прошлого воскресенья: видя веру окружающих, Господь совершил исцеление больного. Мы можем принести Богу ту веру, которой не хватает у окружающих нас людей, понести их на нашей вере, как на носилках. Но веры не достаточно; в этом событии исцеления расслабленного была не только вера, что Господь может исцелить больного: была к нему заботливая любовь. Если бы вокруг нас, среди нас была +такая+ любовь, то начало Царствия Божия было бы уже водворено в нашей среде, и Бог мог бы действовать свободно. Подумаем об этом, потому что каждое чудо Божие было предварено и как бы обусловлено соучастием человека: от +нас+ зависит, чтобы на земле водворилось то Царство, о котором мы просим, мечтаем, но которое мы призваны строить с Богом и во имя Божие. Аминь.