* * * Александр Мень. Сын Человеческий (5) www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_05.html www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_05.htm см. www.messia.ru/rasylka/004/940.htm; www.messia.ru/rasylka/006/1603.htm#0 * * * Ганс Урс фон БАЛЬТАЗАР :: ТЫ ИМЕЕШЬ ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ http://agnuz.info/library/books/Ti_imeesh/page51.htm > "НЕ ВЛИВАЮТ МОЛОДОГО ВИНА В МЕХИ ВЕТХИЕ" > Иисус Христос одновременно сказал две притчи: о прославленной новой > заплате к ветхому платью; о вливании нового вина в мехи ветхие > (Лк.5,36 и сл.). Обе притчи сказаны, чтобы показать, как правильно > следовать традиции-преданию, находящей во Христе свое исполнение. > Перед нами два искушения: с одной стороны, включить элементы > импонирующего человеку нового в старые, унаследованные условия; > с другой стороны - здесь, правда, требуется немного домыслить - > прицепить унаследованное старое к воспринятому новому. Оба искушения > бесперспективны. > Когда кому-то вздумается пришить к старой одежде новую заплату, > то материю придется вырезать из нового платья, продырявить его > и этим испортить. Заплата же из новой материи будет торчать > на старой одежде, почему и старое платье станет негодным. > Следовательно, в притче утверждается, что как старое само по себе - > это некоторая цельность, так и новое, и из них невозможно вынуть > какую-то часть ради пополнения другого целого. Сказанное применимо > к Ветхому и Новому Завету: хотя Ветхий наложен на Новый и Новый > открыт для Ветхого, тем не менее каждый из них образует замкнутую > структуру, которая будет искажена, если из нее выдрать куски > и заменить их инородными телами. > Притча о вине - еще более яркая. Перебродившее старое вино отлично > сохраняется в старой же и потерявшей эластичность оболочке. Если же > в нее налить неперебродившего вина, то оболочка прорвется. "Молодое > вино должно вливать в мехи новые". Потому что нерасторжимое целое > образуют содержимое и сосуд, содержание и форма. (Кстати, в любой > теории искусства об этом давно знают: кариатида поддерживает балкон, > так что неустранима; сонет, если пересказать его прозой, ни на что > не годен.) > И всё же речения Христа оказываются весьма неожиданными, когда > мы прилагаем их к соотношению Ветхого и Нового Завета. Ведь мы > с детства научены думать, что Ветхий Завет органично исполняется > в Новом и интегрируется в нём - поскольку более ранняя по времени > книга сама отсылает к более поздней и более полной. Разве пророки > Иеремия и Иезекииль не предсказали грядущего "Нового и вечного > Завета"? Разве образ Пастыря, прилагавшийся к Яхве и к Мессии > из дома Давидова, не исполнился в точности на Христе Иисусе? > Он и Сам свидетельствовал о Себе: "Я семь Пастырь добрый" > (Ин.10,11). И можно было бы привести немало подобных соображений. > И всё же для перехода от Ветхого Завета к Новому, по словам Христа, > потребуется тотальная перестройка, "рождение заново", полнейшее > переучивание. Ибо Сам Иисус - неделимая Единица, а не сумма старого > числа и прибавленного нового. Всё случившееся до Иисуса > было привременным. "Многократно и многообразно говоренные" речения > Бога (Евр.1,1), несмотря на определенную целостность иудейской > религии, всё же были разрозненными. Теперь же пришло заключительное > Слово, и всё временное и разрозненное переплавляется в вечную > и цельную истину. Что бы ни говорил Иисус, чего бы ни делал, чего бы > ни основывал или не выносил в страдании, - Он всегда остается > Цельным. Его Евангелие - это Он целиком. Таково же Его дело > искупления мира. Даже и Его Церковь - это Он целиком, поскольку Он > и есть таинственные, возносимые за литургией Тело и Кровь. > Приверженцы иудейского традиционализма обступали ап. Павла, > и они были также "в окружении ап. Иакова". Хотя и уверовали, > традиционалисты не улавливали цельности христианской новизны > и готовились понашивать множество старых заплат на "нешвейном > хитоне" Господа. <...> <дальше - странные выпады против экуменима: "Католики пришивают на свое платье множество протестантских заплат..."; "чтобы перейти от мнимого единства к единству подлинному, необходимо совершить качественный скачок"; "не хранит ли католическая Церковь самое старое и самое подлинное вино?"> * * * Карл АДАМ :: ИИСУС ХРИСТОС (IV.3) http://agnuz.info/book.php?id=185&url=page05.htm Иисус и окружавшие Его люди Это умение схватывать в вещах их сущность имеет основой и необходимой предпосылкой острейшую наблюдательность Иисуса, необычную способность отчетливо видеть. Его дух героически отдается самым высоким и самым далеким целям, но это ничуть не мешает Ему просто и без оговорок обращаться к малому и даже самому малому в жизни. Стоит только припомнить Его притчи. Так наглядно, живо и тепло изображают они в сжатых чертах занятия крестьянина, рыбака, виноградаря, торговца жемчугами, арендатора и купца, поденщика, плотника и садовника, домашней хозяйки и одинокой вдовы, и выше по социальной лестнице вплоть до судьи, до полководца и царя. Так пестро и разнообразно, с такими переливами света и тени изображает Он повседневность, шумно играющего ребенка на улице, широкие воскрилия и длинные кисти книжников, свадебное шестие в тихую ночь, веселые пиршества, строгий этикет за праздничным столом, бедного покрытого ранами нищего на улице, безработных, стоящих на углу и вдоль заборов, так как никто их не нанял, боязливого сборщика податей в углу храма, бедную женщину в комнате, зажигающую свечу, чтобы найти затерявшийся грош, счастливую родильницу, забывшую при виде своего ребеночка все перенесенные ею страхи, богатого крестьянина, который с удовольствием, уютно ложится спать, так как его сараи наполнены, - вся жизнь и быт его времени, вплоть до мельчайших подробностей, так наглядно, конкретно и живо выступает перед нами в притчах Иисуса, что в их свете легко было бы описать совершенно точно весь мещанский мирок того времени. Как жизненно мыслит Иисус и как сознательно Он исходит из непосредственно данного, это видно из того, что следы Его собственной профессии плотника отчетливо заметны в притчах: например, когда Иисус говорит о занозе и о бревне в глазу, или о краеугольном камне, которым пренебрегли строители, или о твердо заложенном фундаменте, которого не повредят ни проливной дождь, ни буря, или о дополнительных расходах, необходимых, когда хотят строить башню. Такое же понимание действительности и такая же близость к жизни господствуют в Его установке по отношению к общественным, хозяйственным и политическим обстоятельствам и порядкам. Иисус видит их и берет их такими, каковы они и в действительности, а не такими, какими они могли бы быть, или какими Он хотел бы их видеть. Он не думает о том. чтобы насильственно разбить внешние рамки, в которых движется жизнь Его народа. Искусителю в пустыне, который хотел бы внушить Ему политическое преобразование, установление мирского, полного блеска и славы мессианства, Он бросает свое: «Отойди от Меня!» «Отдавайте кесарю» (Мк 12.17). «Петр, вложи меч в ножны!» (Мф 26.52). Он принципиально отклоняет от Себя вмешательство в правовые тяжбы. «Кто поставил Меня судить или делить нас?» (Лк 12.14). Даже в Своей, Ему самой ближайшей, религиозно-культовой области Он утверждает старые Моисеевы установления и порядки: храм, синагогальные богослужения, посты, обрезание. Сам носит рекомендованные законом (Числ 15.38) кисти на своей одежде (Мф 14.36; Мк 6.56) и уплачивает причитающуюся с него храмовую подать (Мф 17.27). Конечно, Ему ясно, что «никто к ветхой одежде не приставляет заплату из небеленной ткани» (Мк 2.21) и «нового вина не вливают в мехи ветхие» (Мк 2.22). Он знает, что новые люди, которых Он пробудит, «новый завет в Его крови» создадут и должны создать свое собственное выражение, свои особые формы жизни, свой особый вид бытия. Потому у Кесарии Филипповой Он говорит о Своей Церкви, которую Он созиждет на скале-Петре (Мф 16.18). Но знаменательно, что Он эту Церковь предвозвещает только для будущего, но не устанавливает формально уже для настоящего. Сначала должны быть избраны и подготовлены новые люди, Его «братья» (Мф 12.50; МкЗ.35), Его «домашние» (Мф 10.25), «сыны чертога брачного» (Мк 2.30) и «сотрапезники» (срав. Лк 22.30), сначала должна их потрясти и опалить буря духовной Пятидесятницы, тогда только может вступить и вступит в жизнь новая община. Не извне внутрь, а изнутри вовне, от нового живого человека должно возникнуть и расти новое тело, новая община, Церковь. Дух Иисуса слишком конкретно мыслит, слишком близок к реальности, чтобы витать в пустых идеологиях и ожидать спасения только от новых порядков и установлений, или даже только преимущественно от них. Они в его глазах не первое, а уже только второе. Только когда будет новое вино, понадобятся и новые меха. Ничто не чуждо так Иисусу, как идолопоклонство перед окоченевшими, мертвыми формами и порядками. Не они составляют то последнее и высшее, на что направлено его благовестие, но только живой человек. * * * ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МЕНЬ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ (6) http://www.krotov.info/library/13_m/myen/tso/vopr_06.html ?> Как понимать слова: “Никто не вливает вина нового в мехи старые и не приставляет новой заплаты к ветхой одежде”? -> Речь идет о том, что новый дух в Церкви требует и каких-то новых форм. Так было всегда, так будет всегда. Святой Иоанн Златоуст говорил: “Церковь Христова присно обновляется”, то есть вечно обновляется. * * * Ян Добрачинский. ПИСЬМА НИКОДИМА (6) http://www.krotov.info/library/d/dobrazc1.html (ср. http://www.krotov.info/lib_sec/05_d/dob/dobra_00.html - др. перевод) Недавно к Нему явились какие-то ученики Иоанна, которые блуждают здесь, словно овцы без пастуха, и если не примкнули к Иисусу, выступают против Него, точно завидуют, что Он ходит на свободе. в то время как их учитель томится в черной крепости. Его спросили: "Не время поститься, когда приходит жених и начинается свадьба, но придут дни, когда он уйдет - и тогда будете грустить и плакать. Никто не приставляет заплаты из нового сукна к старой симле, и не вливает молодого вина в старые мехи". На первый взгляд, эти слова не связаны друг с другом, но вдумайся в них и ты, может быть, поймешь их так, как я. Принесенное Им учение не может быть заплатой на старом, оно ничего не дополняет и ничему не служит, оно самостоятельно- оно именно все. Кто хочет принять его, должен выбросить старый плащ и избавиться от старых бурдюков. найти новую одежду и новые мехи. <.....> Он прав. Желающий принять Его учение должен одеться в новую одежду. Никакие заплаты не помогут, молодое вино разорвет истлевшие меха. Необходимо изменить способ мышления, взгляд на мир, необходимо начать называть рассудком то, что кажется нам сумасшествием. Не знаю, зачем я за Ним иду, чего жду. Эти новые меха, наверное, - то же самое, что и второе рождение, о котором Он говорил тогда ночью. Но человек не сбрасывает свою кожу, как змея. Человек должен оставаться собой. Так основательно его не изменит ни угроза, ни призыв. Мне постоянно кажется, что Учитель требует слишком много.