Мф.8:17-23 (зач. 26) => # | |
16 С наступлением вечера привели к Нему множество одержимых. Иисус изгнал Своим словом нечистых духов и излечил всех больных, (17) потому что должно было исполниться сказанное устами пророка Исайи: "Он взял на себя наши
болезни |
/8.14-17 Исцеление тещи симона и других/ |
18 Увидев вокруг себя толпу народа, Иисус велел ученикам переправиться на другой берег моря. (19) К Нему подошел учитель Закона и сказал: — Учитель, я готов следовать за Тобою повсюду, куда бы Ты ни шел. 20 — У лис есть норы и у птиц есть гнезда, а Сыну человеческому негде голову преклонить, — ответил Иисус. 21 Другой же человек, из Его учеников, сказал Ему: — Господь, позволь, я сначала вернусь домой и похороню отца. 22 — Следуй за Мной! — говорит ему Иисус. — Пускай мертвецы хоронят своих мертвецов. |
/8.18-22 Два человека, отвергнутые Иисусом/ |
8.18 толпу народа - в некоторых рукописях: "большую толпу" или "большие толпы". 8.19 учитель Закона - люди, занимавшиеся углубленным изучением и истолкованием Писания, прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали к фарисеям. 8.20 Сын человеческий (арам. бар-наш(а), сын человека) - в ВЗ это словосочетание часто встречается в значении "человек, смертный, смертное существо". Но в апокалиптической литературе и особенно в Дан 7-9 Сын человеческий - это возвышенная и таинственная личность, представляющая народ Божий Израиль, в отличие от зверей, которые олицетворяют мировые империи. Он шествует по облакам, и Ему дана власть, слава и царство. Еще величественнее предстает Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного Писания, но была широко распространена и почитаема в I в. н.э.). Здесь Он - Мессия и Ему дана власть судить живых и мертвых. Правда, неизвестно время, когда были созданы главы этой книги, повествующие о Сыне человеческом (их нет на еврейском языке, они существуют только в переводах - так называемый Эфиопский Енох). Некоторые ученые полагают, что они написаны после 70 г. н.э. Кроме того, в арамейском языке это словосочетание означало "некто, некий человек" и употреблялось в тех случаях, когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих ему страданиях или смерти вместо "я" говорил о себе в третьем лице как о "некоем человеке" (ср. 2Кор 12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает "одного человека", имея в виду себя). В Евангелиях Иисус всегда называет себя в третьем лице - Сыном человеческим. Можно выделить три группы речений о Нём: 1) о Его земной жизни (8.20; 9.6; 11.19; 12.8; 16.13); 2) о предстоящих Ему страданиях и смерти (17.12, 22; 20.18; 26.2,24); 3) о Его грядущей славе (16.27,28; 17.9; 19.28; 24.27,30, 44; 26.64). Таким образом, этот титул не указывает на одну из природ Иисуса, но скорее всего тесно связан с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный Царь народных чаяний, но как страдающий Служитель Яхве, исполнивший пророчества Исайи (Ис 52.13-53.12). 8.21-22 Достойное погребение умерших, особенно родителей, считалось важнейшим религиозным долгом. Впрочем, эти слова могут значить, что отец этого человека был стар и мог скоро умереть. Но долг следовать за Иисусом важнее всех других обязательств. Слово "мертвецы" могло быть употреблено в переносном смысле - о тех, кто не верит в Иисуса. |