=Александр Мень. Исагогика. Ветхий Завет. =

[Вавилонская башня (вавилонское столпотворение)]

Быт. 11:1-9#

  Во всём мире в ту пору был единый язык, одни и те же слова. Идя с востока, люди достигли равнины в стране Шин`ар и там поселились.
  — Сделаем из глины кирпичи и обожжем их в огне, — сказали они друг другу.
  И они стали использовать кирпичи вместо камня, а вместо известкового раствора — асфальт.
  — Построим город с башней до неба, — сказали люди. — Так мы прославим наше имя, чтобы не рассеяться свету бесследно.
  Господь сошел вниз посмотреть на город и башню, над которыми трудились люди. И сказал Господь:
  — Единый народ, у всех один язык. И ведь это только начало их дел! За что они возьмутся - им всё под силу! Так сойдем же к ним и смешаем их речь, чтобы они перестали понимать друг друга!"
  И рассеял их Господь по свету - так они и не достроили свой город. (Потому этот город и называется Вавилон — Господь смешал там речь всех жителей земли и рассеял оттуда людей по всему свету.)

[Перев. М. Г. Селезнева, КНИГА БЫТИЯ / М., 1999]

Сказание о вавилонской башне завершает рассказ о восстании человека против Божественной воли. Оно составлено на основе двух традиций. Согласно одной, люди строят город, а по другой – башню. Библия изображает здесь попытку людей создать центр единства, который бы сплотил их независимо от Бога. Событие происходит в Месопотамии, земле Сеннеар. Башня и город сооружаются из глиняных кирпичей (как было принято в Вавилонии). Люди надеются, что этим они "создадут себе имя" и предотвратят рассеяние (ст. 4 по буквальному переводу – "чтобы нам не рассеяться по лицу земли"). Думая, что до неба не так далеко, они рассчитывают, что вершина башни достигнет небес. Но сооружение оказывается столь ничтожным в очах Божиих, что Бог должен "сойти", чтобы "посмотреть город и башню". Бог видит, что у строителей "один народ и один у всех язык" (что на Востоке означало "входить в одну империю"). По Его воле замысел гордых строителей рушится и они рассеиваются по земле.

В этом рассказе не следует искать историю происхождения языков. Уже свт. Григорий Нисский отметил, то "столпотворение" началось после того, как народы расселились "по племенам их, по языкам их". Святитель не рассматривает многоязычие как наказание за грех. "После того, – пишет он, – как по Божественному изволению должна была сделаться обитаемой вся земля, по расторжению .... языка, люди рассеялись по разным местам, и каждый народ образовал особый характер речений... Бог, восхотев, чтобы люди были разноязычны, предоставил им идти естественным путем и каждому (народу) как угодно образовывать звук для объяснения имен" (Против Евномия, 12,а).

Что же в таком случае сто`ит за библейским рассказом? Он символизирует цивилизацию, построенную на насилии. Когда цари Двуречья покоряли соседей, они называли это "сделать их людьми одного языка". И имя Вавилона здесь не случайно. Именно в Месопотамии возникли первые тиранические империи (ок. 2000 г. до Р.Х.). Впоследствии Св. Писание избирает Вавилон в качестве символа богоборчества, злочестия и насилия (Иер. 50,29 сл.; Откр. 18,1 сл.). Все империи Двуречья неизменно распадались, и в этом пророки видели знак суда Божия.

Образ башни, "высокой до небес", несомненно, навеян зиккуратами, огромными ступенчатыми храмами, один из которых (в самом Вавилоне) назывался Этеменанки (основание неба и земли). Высота его была почти 90 метров.

В одном из вавилонских мифов великая башня некогда была действительно "подобьем Апсу", то есть неба. Ее строили подземные боги Ануннаки, чтобы прославить Мардука, покровителя и царя Вавилона. По другому мифу, боги, утомившись стройкой, сотворили людей из глины и крови убитого бога, чтобы люди трудились вместо них (см. приложение к § 17). Мифы были призваны возвеличить Вавилон и его богов. Библия, давая свою картину "столпотворения", направляет острие полемики против язычества и притязаний надмившейся имперской столицы.

Примечание. Что касается имени "Вавилон", то оно употреблено в порядке анахронизма (как историки, например, говорят о Палестине задолго до того, как страна получила это название). В истории Вавилон появляется как крупный город лишь через столетие после эпохи Авраама. Слово "Вавилон" (Бабилу, или Бабили) означает Врата божии. Св. писатель связывает название города с глаголом "балал" (смешивать), чтобы указать на судьбу горделивого замысла царей. Считая себя богами, они хотели покорить многие народы. Но центробежные силы сорвали их замыслы. "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие" (Пс. 126,1). В противовес этим тщетным попыткам Господь в будущем положит основание Вселенской Церкви, которая соединит народы Духом Святым (Деян. 2).

[ Александр Мень. Исагогика. Ветхий Завет. I.19.11
www.krotov.info/library/13_m/myen/isagog/104.html ]

 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»