ПИСЬМО ИУДЫ1 Иуда, служитель Иисуса Христа, брат Иакова, приветствует тех, кто призван Богом Отцом жить в Его любви и под защитой Иисуса Христа. 2 Милость, мир и любовь да будут с вами во всей полноте! 3 Любимые мои, хотя я очень хотел написать вам о нашем общем с вами спасении, я всё же счел необходимым написать вам письмо, которое бы побуждало вас сражаться за веру, что была раз и навсегда передана святому народу Божьему. (4) Дело в том, что к вам незаметно вкрались некие люди, издавна предназначенные для Суда. Они, эти безбожники, искажают Весть о милости нашего Бога, толкуя ее как вседозволенность, и тем самым отказываются от Иисуса Христа, нашего единственного Владыки и Господа. 5 Я хочу вам напомнить, хотя вы и так всё знаете, что Господь, некогда спасший Свой народ, выведя его из Египетской земли, потом погубил тех из них, кто не поверил. (6) И ангелов, не сохранивших данной им власти и оставивших собственное жилище, Он стережет в вечном мраке в цепях ада для суда великого Дня. (7) Как и эти ангелы, Содом, Гоморра и окрестные города, такие же распутники и извращенцы, тоже являют собой пример тех, кто получил в возмездие вечный огонь. 8 Однако и эти люди подобным образом, на основании своих сновидений, оскверняют свои тела, а власть Господа отвергают и бранят небесные силы. (9) Даже архангел Михаил, споря о теле Моисея с дьяволом, не осмелился осудить его бранными словами и только сказал: "Пусть Господь тебя укорит!" (10) Эти же люди бранят то, чего не понимают. А то, что они, как неразумные животные, понимают благодаря инстинкту, их губит. 11 Горе им! Они пошли путем Каина; из-за денег они погрязли в заблуждениях Валаама; восстав, как Корей, они так же погибли. (12) Эти люди как подводные рифы на ваших трапезах любви; они сидят за столом без всякого страха пастыри, которые пекутся только о себе. Это тучи без дождя, гонимые ветром; бесплодные деревья, выкорчеванные осенью, дважды умершие; (13) свирепые волны моря, покрытые грязной пеной их постыдных дел; блуждающие звёзды, которым уготована навеки мрачная тьма. 14 Это о них пророчествовал Енох, седьмой патриарх после Адама, сказавший:
16 Они всё время брюзжат, жалуются на судьбу, потакают своим желаниям, хвастаются собой и льстят другим ради собственной выгоды. 17 А вы, любимые мои, помните то, что предсказали апостолы Господа нашего Иисуса Христа. (18) Они говорили вам: "В последние времена появятся насмешники, готовые во всем потакать своим безбожным желаниям". (19) Они причина расколов, это люди, которыми управляют природные инстинкты, они лишены Духа. 20 А вы, любимые мои, созидайте себя святейшей вашей верой, молитесь в единении со Святым Духом, (21) храните себя в любви Бога, дожидаясь, когда Господь наш Иисус Христос в Своей милости дарует нам вечную жизнь. 22 Будьте милосердны к тем, кто колеблется; (23) одних спасайте, выхватывая их из огня; к другим же будьте милосердны, но опасайтесь их, ненавидя даже их одежду, скверную от развратной плоти. 24 Тому, кто способен уберечь вас от падения и поставить незапятнанными и ликующими перед лицом Своей Славы, (25) единому Богу, спасшему нас через Иисуса Христа, Господа нашего, да будет слава, величие, могущество и власть и до начала веков, и теперь и вовеки! Аминь. 1 служитель греческое слово "д`улос" может быть переведено как "раб". Тех, кто призван Богом Отцом жить в Его любви в некоторых рукописях: "тех, кто освящен Богом Отцом". 3 святому народу Божьему буквально: "святым". 4 вседозволенность об опасности такого ложного понимания христианской свободы писали апостолы Павел (Рим 3.8; 6.1, 15; Гал 5.13) и Петр (1Петр 2.16). Владыки в некоторых рукописях: "Владыки Бога". 6 Рассказы о падении ангелов, в еврейской традиции носивших имя небесных Стражей, были в древности очень популярны. В 1 Книге Еноха 619 (начало II в. до н.э.) рассказывается, как в дни Иареда (Быт 5.18) двести ангелов Шемихаза и Азаэля, плененные красотой земных женщин, спустились на гору Гермон и взяли их себе в жены. Они научили женщин колдовству и употреблению косметики. Их дети, Исполины, разоряли землю. Падение ангелов и явилось, по мнению многих древних еврейских толкователей, первопричиной греха. Хотя в Библии ничего не говорится об их участи, в 1 Книге Еноха рассказано, что Бог заточил их в мрак бездны до Суда. Одним из обвинений ангелам было то, что они покинули "высшие, святые и вечные небеса", предназначенные им Богом. В вечном мраке их заточение будет длиться до Дня Суда, когда они будут брошены в огонь геенны. Вечными цепи названы потому, что они будут на них весь этот век до самого Суда. 7 окрестные города Адмах, Зебоиим и Зоар, который был пощажен Богом (Быт 19.20-22). Извращенцы дословно: "пошедшие за чуждой плотью"; в еврейской традиции грех содомитов заключался главным образом в их негостеприимстве, и лишь позже их стали обвинять в гомосексуализме. Здесь же, вероятно, имеется в виду их желание вступить в сексуальные отношения с ангелами. 8 на основании своих сновидений вероятно, лжеучителя утверждали, что получили свое учение, оправдывавшее разврат, в пророческих сновидениях. Власть Господа буквально: "власть, господство"; возможно, это слово означает ангельский чин Господств. Небесные силы буквально: "славы". Несомненно, имеются в виду ангельские существа, вероятно, стоящие на страже установленного Богом миропорядка. 9 Вероятно, здесь отражена одна из еврейских легенд о смерти и погребении Моисея, изложенная в так называемом "Завещании Моисея". Архангел Михаил, действующий от лица Бога, пришел на гору Нево, чтобы забрать тело Моисея и перенести его в другое место и там похоронить. Сатана хотел бы отнести тело к израильтянам, чтобы они поклонялись Моисею. Будучи ангелом-обвинителем, Сатана обвиняет Моисея в совершении убийства (Исх 2.12) и утверждает, что он недостоин высокой чести быть погребенным самим Богом. Михаил, не в силах терпеть клевету Сатаны, сказал ему: "Пусть Господь тебя укорит!", т. е. архангел, не будучи судьей, каковым является один только Бог, не осмелился даже запретить Сатане клеветать на Моисея, а обратился к Господу, после чего Сатана умолк и бежал. 11 В еврейских легендах Каин предстает не только как первый убийца, но и как прототип грешника, воплощение жадности, насилия и похоти, а также развратитель других людей. Согласно таргумам, Каин является и первым еретиком, сомневающимся в Божьей справедливости и в реальности Его Суда. В еврейской традиции Валаам изображен как один из главных врагов народа Божьего Израиля; он согласился исполнить просьбу Валака из жадности, потому что тот обещал ему большую сумму денег, кроме того, он научил его, как вовлечь Израиль в грех разврата и отступничества, велев провести перед израильтянами прекрасных обнаженных чужестранок (Числ 25.1-3). В Числ 31.8 и Ис Нав 13.21-22 говорится о том, что он был убит вместе с мадиамскими царями, к которым он якобы пришел за наградой. Корей человек, восставший против власти Моисея и Аарона. В еврейской традиции прототип еретика, выступающего против Закона, и раскольника. 12 без всякого страха т. е. без должного благоговения, воспринимая трапезу Господню как обычную пирушку. Это тучи без дождя... ср. Притч 25.14. Дважды умершие вероятно, аллюзия на "вторую смерть" (Откр 2.11; 20.6, 14; 21.8). 13 свирепые волны моря... ср. Ис 57.20. Блуждающие звезды согласно апокалиптическим легендам, небесные тела находились в ведении ангелов; движущиеся же планеты воспринимались как вышедшие из подчинения небесные существа. В 1 Книге Еноха, например, Стражи названы звездами, нарушившими повеление Господа всходить в положенное им время. 14 Енох, будучи седьмым (семь число совершенства), согласно Быт 5.24, был особенно близок Богу. Люди верили, что он был взят на небо живым. Книга, приписываемая Еноху, пользовалась большим авторитетом среди христиан I в., но всё же не была включена в канон. Цитата взята из 1Енох 1.9. 18 насмешники в ВЗ так называются люди, отвергающие Бога и нравственность (Пс 1.1; Притч 1.22; 9.7-8; 13.1 и др.). В НЗ см. 2Петр 3.3. 19 это люди, которыми управляют природные инстинкты буквально: "душевные"; так названы в НЗ люди, живущие чисто физической жизнью, отвергающие Божий дар Духа (1Кор 2.14; 15.44; Иак 3.15). 20 созидайте себя в НЗ очень част образ "строительства" христианской общины как созидания эсхатологического Храма (Рим 14.19; 1Кор 3.9-15; Мф 16.18; Деян 9.31; 1Петр 2.5 и др.). Святейшей вашей верой вера здесь то же, что и Радостная Весть от Бога, поэтому она названа святой. 22 к тем, кто колеблется возможно иное понимание: "к тем, кто возражает" или "к тем, кто под судом". 23 спасайте в некоторых рукописях: "в страхе спасайте". Выхватывая их из огня вероятно, это аллюзия на Зах 3.1-5. Речь идет о тех христианах, которые под влиянием лжеучителей живут в грехе, но могут раскаяться, если указать им на их грех. Будьте милосердны в некоторых рукописях: "обличайте". Опасайтесь их дословно: "в страхе", так как грехи их опасны. 25 единому Богу в некоторых рукописях: "единому мудрому Богу".
|
| ![]() |