1. Появление3
различных <признаков> разумения <состоит> в непрестанном восхвалении4
Бога разумными <существами>. То же <относится> и к тварности души,
столь чудесной по естеству своему: не для чего иного сотворена она
благим Создателем своим, кроме как для того, чтобы наслаждаться познанием божественной
славы, наподобие того, как невидимые силы,5
сродники души, пребывают в постоянном наслаждении славой этого преславного Бытия.
2. Итак, душа, которая постоянно занята восхвалением Бога,6
пребывает в тварности естества своего.7
По этой причине и привел Он тварь в бытие, а именно - для того, чтобы она
познавала Его и восхваляла Его, и чтобы благодаря этому возвышалась она
до наслаждения вечной славой Того, Кто неописуем для всех и непостижим.
Ибо слава божественного Естества через постоянное собеседование хвалы Богу открывается
душе.
3. Также и тварь многоразличная мира сего с той же целью пришла в бытие, а именно
- чтобы славу Божию познавал разум словесных <существ>, а не только ради
того, чтобы ели, или пили, или вступали в брак, хотя многие невежды и воображают,
что это так.
4. Ибо Бог мог создать всех людей, которые в мире, таким же образом, каким <Он
создал> умные естества,8
без того, чтобы они происходили один от другого,9
но чтобы, подобно тем <естествам>, не нуждались они в пользовании стихиями
для возрастания своего. И ясно, что цель этого творения - не в том, чтобы <люди>
были оставлены в таком же состоянии10
навечно, как некоторые <думают>, ибо окончится все, что считается приятным
и достославным в мире сем, и даст Бог людям другие формы бытия,11
благодаря чему откроется мирам цель, с которой прежде восхотел Он вести творение
в этой форме бытия. <А цель заключается не в том>, чтобы оставить
<человека> на животном уровне;12
ибо вот, многие даже здесь отвергают земные наслаждения.13
Напротив, всемудрый Бог прежде всего поместил эту видимую тварь <в мире сем>,
дабы через видимое люди и другие словесные <существа> начали приближаться
к познанию этого славного Естества.
5. Ибо не следует тому, кто передает знание ученикам, с самого начала подводить
их к совершенному знанию <предмета>, не научив их прежде как следует буквам
алфавита и чтению по складам.14
Также очень плохо,15
когда высокое предлагается прежде, чем проработано низкое.16
Опять же, если кто хочет пригласить много <людей> на обед, прежде всего выносит
он на обозрение просто приготовленные блюда17
и менее драгоценную посуду,18
а потом постепенно <выносит> то, что и выглядит великолепно и приготовлено
чудесно.
6. Таким же образом Бог, Господь всех, явил силу премудрости Своей и любви Своей
в содержимом этого видимого мира, который, если можно так сказать, неописуемо
более низок, чем те <блага>, что будут явлены впоследствии. Ибо напоследок
оставил Он достославное блаженство и восхитительное зрение того изумительного
мира, которому уготовано величием силы Его и обилием любви Его прийти в бытие.19
7. Таким же образом, как сказал я выше в этой Беседе, когда душа движима к наслаждению
славы благодаря постоянному собеседованию с Ним и счастлива она пребывать в
нем20 непрестанно,
познает она, по благодати Духа Святого, то, во что в конце концов будет
облечена. <Это дается ей> здесь словно в залог, насколько позволяет ограниченность
человеческого естества, и удостаивается она образа жизни истинной свободы, как
бы предвкушая ее здесь.21
2 Нумерация абзацев в этой Беседе принадлежит нам, однако соответствует делению текста в рукописи. ^ |
11 Букв. "и в других формах (образах) бытия устроит Бог людей". ^ |
16 Букв. "когда высокие (вещи) предлагаются прежде служения низких". ^ |
|
|
на первую страницу |