1. Тот, кто боится греха, не боится сатаны. И все, кто жаждут
дарования, не боятся искушений.2
И тот, кто твердо верует,3
что перст4 <Бога>
управляет всем творением Его, ничем не бывает обеспокоен.
2. Ибо знание истины наполняет сердце миром и укрепляет человека в радости и
уверенности. Многи и восхитительны советы его: они истинны и просвещают
очи.5
3. Оно6 советует человеку,
говоря: "Не беспокойся, ибо не оставлено творение на произвол <судьбы>7
и не по своей воле движется оно; есть у него Путеводитель, Который
не дремлет и не спит;8
и не забывает Он ни о какой твари".9
4. Суетные помыслы10
и неведение подобным животному делают человека, лишая его веры,11
беспокоя ум его и наполняя его призраками рассеянных помыслов. Ибо отсутствие
веры лишает человека12
истинного знания о Боге13
и того доверия к Нему, которое должен он иметь на всякое мгновение.
5. Во времена этих искушений, когда так помрачен человек, он должен пасть на
лицо свое в молитве и не вставать до тех пор, пока не придут к нему
с неба сила и свет, который поддержит сердце его в несомненной вере. У
Того, Кто дал жизни движение и душе дыхание, сила не столь мала, чтобы человек
не мог ощутить ее и насладиться ею. Да будет поклоняем Тот, Кто переменами
в Своем действовании возбуждает нас к познанию Его, так чтобы мы умудрились
относительно Его и в благополучных обстоятельствах и в испытаниях.14
6. Когда сокровенный и всесильный перст <Божий> возбудит в человеке то святое
побуждение к вере, которое внезапно воссиявает изнутри его в то время, когда
человек находится в опасности, тотчас кажется ему, если можно так выразиться,
будто тысяча вооруженных людей окружает его и охраняет его; ибо немедленно множество15
свидетельств возбуждается внутри него, которые суть дивные и благие помыслы:
они свидетельствуют о помощи Бога человеку <и о том>, сколь близок и
сколь прилеплен он к Нему ночью и днем, так что нет уже для него нужды
бояться ни человека, ни демонов, ни дикого зверя, ни пресмыкающегося. Ибо когда
прилепляемся мы к Богу крепкой любовью,16
все они служат к нашей пользе и ни в чём не вредят нам; напротив,
пребывают они в полном умиротворении в нашем присутствии, как служители
воли Божией.
7. Опять же, когда в результате некоего небрежения помрачается человек и иссыхает
в нем этот святой свет, тотчас отбегают и скрываются от него все эти <блага>.
И такой человек снова становится безумным и лишенным разума в своих помыслах.
И исполняется на нем сказанное: Свет очей моих - и того нет у меня;17
и: Повергли жизнь мою в яму и забросали меня камнями.18
8. И, может быть, то святое осенение19
промыслительным образом производит это, чтобы не превозносился человек в сознании
своем20 и чтобы понял
он, что не ему принадлежат эти мир и покой. Хотя по временам покидает оно его,
так что становится он слабым и немощным, оно затем снова поддерживает и укрепляет
его. Не то, чтобы оно на самом деле удалялось от него в такие времена, когда
происходит с ним эта перемена; скорее, вовсе не удаляясь от него, оно словно
удерживает себя, не позволяя пробудиться этим святым движениям вспоможения и
утешения. И тотчас ослабевает душа и страдает. Но потом снова являет оно себя
душе сокровенным образом, и она приобретает силу, радуется и укрепляется.
9. Такими переменами21
бывает научаема блаженная душа, ведомая божественным промышлением.
10. Эти изменения происходят в человеке для того, чтобы постоянно пребывал он
в смирении.
11. Таким вот образом во все времена и на всех этапах подвижнической жизни помощь
и немощь поочередно присутствуют в человеке. Бывает, что воздвигаются в нем
бури против целомудрия; бывает, что сменяются состояния радости и уныния. По
временам бывают у человека светоносные и радостные состояния, но вдруг опять
появляются туча и мрак. Иногда нечто открывается ему в таинственных и божественных
прозрениях в истину. Такие же перемены переживает человек, который пребывает
в служении Богу. Иногда ощущает он помощь от божественной силы, которая внезапно
появляется в уме; иногда же испытывает он противоположное ощущение, цель которого
- в том, чтобы осознал человек немощность естества своего, и сколь слабо
оно, немощно, неразумно и младенчественно, и вместе с тем, сколь молниеносно
поднимается оно в знании и ощущении своем на славные и чудные высоты.22
12. Таковы дела Бога, и таковы вспомоществования, употребляемые волей Его по
отношению к человечеству. Но может случиться, что, когда прилепляемся мы к какому-либо
греху в сознании нашем или в делах наших, Он даст указания относительно
нас одному из этих Своих истязателей, о которых говорилось выше:23
тех, которые, пока мы двигались правильным путем <и пока> воля наша была
полностью направлена к добродетели, служили нам на пользу, - и они сурово
накажут нас, чтобы тем или иным образом не отдалились мы от Бога.
13. Теперь, однако, с благодатной помощью <Божией>,24
закончим об этом и приблизимся к богатству естества Его, к океану творчества
Его и к волнам и великолепию бытия Его.
2 Ср. преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические, с.388 (Слово 78): "Бог не дает великого дарования без великого искушения". ^ |
22 Мы перевели этот абзац свободно. Вот вариант более буквального перевода: "Таким вот образом чередование помощи с немощью происходит в человеке на всякое мгновение и на всех этапах подвижнической жизни: будь то в бурях, воздвигаемых против целомудрия, или в сменах <состояний> радости и уныния. Ибо по временам бывают <у человека> светоносные и радостные движения, но вдруг опять появляется туча и мрак. Таким же образом <происходит> с вещами, которые открываются в каких-либо таинственных и божественных прозрениях в истину. Такие же перемены переживаются человеком, который служит <Богу>, с ощущением помощи от божественной силы, которая внезапно прилепляется к уму, или с противоположным <ощущением>, когда цель заключается в том, чтобы он осознал слабость <своего> естества, и каково его естество, и насколько оно слабо, немощно, неразумно и младенчественно - и потом, в мгновение ока, до каких высот он поднимается в своем знании и в славных и чудных вещах, которые он ощущает в себе!" ^ |
23 Термин "истязатели" (сир. qestonare, калька с греч. kouaistionarioi, заимствованного, в свою очередь, из латыни) указывает на людей, демонов, диких зверей и пресмыкающихся, о которых шла речь в пункте 6 настоящей Беседы. ^ |
|
|
на первую страницу |