Того же мар Исаака. Глава, которая подробно показывает и
хорошо объясняет, что есть чистая и нерассеянная молитва.
1. Итак, мудрый человек, когда устремляет лицо свое к тому,
чтобы стремиться к обретению чего-либо нужного и необходимого, о приобретении
чего обычно тоскует он с вожделением, не должен спешить обрести это, надеясь
только на внешнее слышание, без того, чтобы сначала узнать, как <оно приобретается>
и что оно такое. В противном случае, когда предмет этот попадает в руки
его, не сумев распознать его, он легко теряет его. Но <необходимо> с
усердием собирать сведения1
об этом предмете и приобретать безошибочное знание о нём; затем, когда
он знает, что это такое, он будет знать, как заботиться об обладании им: к чему
именно должен он стремиться и на что надеяться. Иначе будет искать он невозможного
и надеяться на невозможное вместо <того> предмета, который поистине <достижим
для него>.
2. Чистота молитвы и собранность разума в <молитве>, о человек, ученик истины,
есть точное размышление2
о добродетели, которым мы усердно занимаемся во время молитвы. Как чистота сердца,
относительно которой Отцы увещевают и <к которой> поощряют, означает не то,
чтобы человек был совершенно без помысла или мысли или движения, но то,
что сердце его должно быть очищено от пороков, и что он видит всё добрым и по-божьему
думает об этом - точно так же <обстоит дело> с чистой и нерассеянной молитвой.
Последняя не означает, что разум совершенно лишен какого-либо помысла или блуждания
любого рода, но что не блуждает он по пустым предметам во время молитвы. Если
он блуждает по чему-либо благому, это не значит, чтобы он был вне чистоты
молитвы; но он должен размышлять о необходимом и думать о том, что достойно
Бога, во время молитвы. От человека не требуется также, чтобы пустые воспоминания
не приходили вовсе, когда он молится, но чтобы он не увлекался ими и не
блуждал по ним.
3. Ибо есть плохое блуждание и хорошее блуждание. Когда ты на молитве, не стремись
к тому, чтобы вовсе не блуждать разумом, ибо это невозможно, но стремись
блуждать в том, что является благом. Ибо даже чистая молитва есть также блуждание
в чем-либо, но это блуждание прекрасно, ибо прекрасен поиск блага.
4. Блуждание плохо, когда в пустых помыслах или дурной мысли блуждает человек
и когда помышляет он о дурном, молясь перед Богом.
5. Блуждание хорошо, когда по Богу блуждает разум во все время молитвы своей,
по славе Его и величию, благодаря воспоминанию о <прочитанном> в Писании
и прозрению в <смысл> божественных изречений и святых слов Духа. И если
кто старается связать свой помысел от блуждания или воспретить разуму своему
самовольно входить <в размышление> о подобных вещах во время молитвы, то
поистине нет другого столь безумного, как он, если думает он, что такой
вид блуждания чужд и несвойственен чистой молитве. Ибо ни полезные
воспоминания о <прочитанном> в писаниях Духа,3
ни пробуждение в разуме прозрений и созерцания божественных <благ> в
час молитвы не считаем мы чуждыми чистоте молитвы и нарушающим собранность помыслов
в молитве. Чтобы человек исследовал, думал и сосредоточенно размышлял о предмете
моления и о содержании молитвы - это прекрасная молитва, если она созвучна цели
заповедей Господа нашего. Весьма хороша такая собранность разума.
6. Если разум освобожден от этого и растворяется в божественном, или если какая-то
прекрасная мысль ниспадает на него благодаря прозрениям Писаний о Боге - либо
личных <прозрений> человека, либо принадлежащих <всей> общине, прозрений
в божественный Промысл и домостроительство, <относящихся> либо к каждому
отдельному дню, либо ко всем вместе - <прозрений>, от которых славословие
Богу возбуждается в глубине сердца, или благодарение и радость о величии Его,
о возвышенности сострадания Его и любви Его к нам: такое блуждание даже
лучше молитвы. Каким возвышенным и чистым ни было бы моление человека, это вершина
всякой собранности разума и прекрасной молитвы.
7. Когда разум бывает совершенно без мысли или помысла, это молчание разума,
а не чистота молитвы. Одно дело чисто молиться, и совершенно другое - чтобы
разум был умолкнувшим от всякого блуждания или прозрения в слова молитвы,
и чтобы оставался без движений. Ни один человек не будет настолько неразумен,
чтобы благодаря борьбе и силе воли желать обрести это; ибо это дар откровения
ума - это превышает меру чистой молитвы и неподвластно воле.4
8. Ибо помимо этого, двумя вышеупомянутыми способами возможно разуму блуждать
в молитве - или в помышлении о прошениях своих, или в созерцании <сказанного
в> в Писании и мудром помышлении о Боге, Господе всего, <которое совершается>
неким разумным образом.
9. Кто как-либо по-иному мыслит о чистоте помыслов и собранности разума, <думая>,
что есть другой <способ> обрести их, тот недугует в неведении своем и ограничен
грубостью своего образа мыслей.5
10. Ты же, о мудрый, неподвижности в молитве не требуй от разума, как делают
глупцы, ибо этого нельзя ожидать от естества. Но старайся, как делают мудрые,
обрести прекрасные движения во время молитвы, а именно помышление о прозрениях
Духа6 и утонченное
сознание, которое в час молитвы помышляет об угождении воле Того, Кто есть
Создатель всего: это вершина7
всякой добродетели и всякой молитвы.8
11. Когда во всем этом получишь ты благодатную силу9
и укоренишься в постоянном размышлении о них,10
станешь ты человеком Божиим,11
близким к духовным <благам>, а также близким к обретению того, к чему ты
неосознанно стремился, а именно, к ощущению Бога,12
к изумлению разума, удалившегося от всяких образов, и к духовному молчанию,
о чем говорят Отцы.13
Блажен ты, ибо удостоишься великой радости и веселия в Господе нашем. Ему
слава и честь. Нас же да усовершенствует Он познанием тайн Своих во веки веков.
Аминь.