1. Хотя раньше мы уже говорили об этом в другом месте, когда
представился подходящий случай, не будет утомительным для нас осветить эту тему
дополнительно.
2. Осенение есть имя, указывающее на помощь и заступничество, а также на получение
небесного дара; например: Дух Святой сойдет и сила Всевышнего осенит Тебя.1
Другой <вид осенения имеется в виду> в <словах> Десница Твоя,
Господи, осенит меня,2
что является просьбой о помощи; так же, как Я осеню этот город и избавлю
его.3
3. Итак, мы понимаем, что есть два вида действия в осенении, которое приходит
к людям от Бога: одно - таинственно и умственно, другое - действенно. Первое
есть освящение, принимаемое посредством божественной благодати; то есть, когда,
по действию Духа Святого, освящается человек телом и душой, как было с
Елисаветой, Иоанном <Крестителем> и блаженной Марией, благословенной между
женами - хотя последнее не сравнимо с другими <видами освящения> и выше
<того, что дается> чину тварных <существ>.
4. Но обратимся к частичному <осенению>, которое случается с прочими святыми,
словно с членами тела.
5. Таинственный вид осенения, который происходит с некоторыми святыми, есть
действенный вид, осеняющий ум; и когда этого осенения удостаивается человек,
ум бывает охвачен изумлением и расширен неким божественным откровением. Пока
это действие осеняет ум, человек поднят над движением душевных помыслов благодаря
причастию Духа Святого. Это то, о чем говорит Апостол Ефесянам в форме молитвы;
ибо он хотел научить их этой тайне, когда говорил: Чтобы Бог Господа нашего
Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию
Его, и просветил очи сердца вашего.4
А для чего это? Дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое
богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие
могущества Его в нас, верующих.5
6. Это один таинственный вид осенения. Когда эта сила осеняет человека, удостаивается
он славы нового века через откровение - и это удел, выпавший на долю святых
света, о которых говорил блаженный Павел;6
его удостаиваются те, что получили освящение ума от Духа благодаря их святому
и добродетельному образу жизни.
7. Другой вид осенения есть тот, который узнается через действие: это умственная
сила, защищающая человека и носящаяся над ним7
постоянно и отгоняющая от него все вредоносное, что может приблизиться к его
телу или душе. Невидимо ощущается она умом, который озарен и обладает знанием8
посредством ока веры. На опыте познают его святые, как написано:
Ангелы Господни ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их,9
и Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.10