1. Каждое разумное4
естество, приведенное в бытие для получения божественного учения, особым образом
из трех простых частей создано премудростью преславного Создателя: эти <части>
суть желание, раздражение и разумение.5
Необходимо знать, из чего составлена каждая из этих частей, получающая <учение>.6
2. К первой части принадлежат: горячее стремление7
ко всему прекрасному и благому, которое путеводствует разумное мышление к божественным
законам, смирению, кротости, самоуничижению, великому милосердию, и прочему.
Мы созданы с этой желательной частью для того, чтобы получать <божественное
учение>, когда она действует в нас.8
И когда эта часть главенствует в душе, тогда эти <качества>9
появляются в разумном естестве.
3. Ко второй части принадлежат: трезвение и усердие вместе с мужественным перенесением
скорбей и всякого рода злостраданий, которые обычно <посылаются> ради достижения
божественных благ;10
а также решительность,11
крепость и мужество сердца, способность противостоять всему вредоносному и устрашающему
- будь то от демонов, от людей, от пресмыкающихся или от <диких> зверей,
от голода, труда, нужды, болезни и прочего, даже от самой смерти: а все это
по действию вражию случается с естеством человеческим ради имени Божия.12
4. К третьей части принадлежат: просветленная вера сердца, свобода от движений,
надежда и непрестанное размышление о премудрости Божией.
5. Те первые <две> части вместе называются деятельной частью души, а эта
<третья> - божественным созерцанием, то есть, добрым употреблением13
той познающей части, которая есть мышление.
6. И когда в той деятельной части мы усердствуем, то есть в постоянном раздумье14
о добродетели, воспринимаемой посредством тела, <тогда> эта созерцательная
часть, которая есть добродетель, принадлежащая к разумности, к совершенному
слиянию с Богом15
приводит мысль, заставляя ее всматриваться в светозарные и надмирные божественные
тайны.16
7. Когда все происходит естественным образом, по пути этому обычно следуют как
ученики, так и учителя. Если же и само естество желаем мы отрицать, тогда естество
обычно направляется ко всему, что противоположно этим <вещам>, подготавливая
деятельность своих телесных сил к делам сопротивника17
и подстрекая эту познавательную и разумную <часть> к упражнению во всех
видах познания зла.18
8. Но этот правильный путь естества божественный Промысл сопровождает непрестанными
благодеяниями,19
утешениями и божественными отдохновениями. Тот же другой, неправильный20
путь, <сопровождается> такими наказаниями, как постоянные безнадежные ситуации,21
оставленность во всякого рода опасностях и во всяком искушении, которое
<могло бы> вести к исправлению.22
9. Когда добровольно стремимся мы к трудностям23
и посвящаем себя тому, чтобы упражняться в них,24
заботясь о страхе Божием, тогда, с помощью Божией, постоянно ощущаем мы наслаждения
разума. Когда же из-за телесного расслабления25
мы бежим от них, словно ребенок, который бежит из школы, стремясь к праздной
жизни, тогда по необходимости к этим трудностям, вопреки воле нашей, приближает
нас божественная милость. Весьма печалит Отца духов26
беспорядочность разумного естества - даже больше, чем беспорядочность детей
<огорчает> отцов их по плоти.
10. И если никоим образом невозможно избежать трудностей и подвигов,27
понесем их добровольно, как мудрецы, уважающие28
себя, дабы удостоились мы чести и наслаждения и дабы не нужно было приводить
нас к ним29 в узах
и кандалах.
11. Если же недостает нам доброй воли, будем переносить их с благодарением -
даже те, которые приходят от диавола:30
тогда даже они приведут к добрым последствиям.31
После <всего сказанного воскликнем>: "О, как чудно милосердие Божие!
Кто может измерить океан благодати Его?"
6 Букв. "Что за вещи, из которых составлено каждое из этих <трех> для получения <учения>, необходимо знать". ^ |
10 Букв. "которые обычно приходят ради божественных вещей". ^ |
12 Букв. "все это составляет то, что враждебным образом случается с этим общим естеством". ^ |
16 Букв. "просветленным образом всматриваться в божественные тайны, которые превыше мира". ^ |
21 Букв. "постоянные встречи с неприятностями, которые без надежды". ^ |
|
|
на первую страницу |