Об изменении образа жизни: каким образом один образ жизни
заменяется с божественной целью1на другой. И как и каким образом преуспевшие заменяют один образ жизни
на другой, высший. И в какой степени заменяют они его, а в какой <продолжают>
пользоваться им. И на другие темы.
1. Также и это следует знать: не одинаков по способу и цели
труд для начальной, промежуточной и заключительной степени. Начальная степень
<предполагает> труд со многим молитвословием и является только умерщвлением
тела посредством усиленного поста.
2. На промежуточной степени эти <делания> уменьшаются,2
и усердие в них заменяется на <усердие> в других <деланиях>, труд
чтения и особенно коленопреклонение.
3. На третьей степени уменьшается3
усердие в том, что относится к предыдущей <степени>, <и человек> трудится
в размышлении и молитве сердца.
4. Не так, чтобы на каждой из этих степеней полностью оставлялись труды предыдущей
<степени>, но изменяются способ и цель <трудов>: усердие в них измеряется
соответственно тем различиям, которые свойственны4
им, и соответственно их вкусу; и от внешнего движутся они к внутреннему.5
5. Слушай, как это происходит: к средней степени относится псалмопение и труд
поста; но это уже не <делается> без рассудительности или непоследовательно,
как <случается> с чином новоначальных.
6. Подобным же образом даже на степени6
совершенства остаются чтение, труд коленопреклонений и псалмопение, но более
важным, чем они, является постоянное размышление о домостроительстве <Божием>
и сокровенная молитва, поскольку нет <более> нужды в большом количестве
прежденазванного и поскольку, упражняясь в этом лишь совсем недолго, человек
бывает восхищен в изумление и пребывает в нем. Таким же образом непродолжительного
чтения Писания и <краткой> службы псалмов7
достаточно для него. Такие <люди> не трудятся много над этим, потому что
в тот самый миг, когда начнут они псалмы или молитву, пленяются они другими
<вещами>, которые превосходят всякое здешнее знание: их уму не позволяется
задерживаться в этом8
надолго.
7. Таковы изменения и перемены, о которых говорят Святые Отцы, что они есть
на пути добродетели.9
8. Под "переменами"10
они подразумевают изменение целей и способов трудов <по мере приобретения>
знания, как показано выше.
9. Под "изменениями"11
же - <различные> виды борений и вспомоществование благодати, - <то, что
случается> во все времена с отшельниками, преуспевающими в безмолвии,12
- а также изменение в действиях Духа Святого и различные утешения, которые
от Бога посылаются святым.