О том, что, если среди тяжких испытаний1человек ищет в себе знания истины, оно сохранит разум его в покое и
невозмутимой тишине, когда они встречаются <ему>. Но когда неразумными
помыслами возмущен <человек>, еще более безумно сетует он на них и <тем
лишь> добавляет огонь к скорби своей.2Знание же, напротив, утешает человека и успокаивает; и с легкостью дает ему
Бог выйти из уныния3его, когда принимает он от Него труд разума своего.4
1. Человек, который помнит, что по воле Божией случаются с
ним <периоды> отдохновения и уныния, - так что, когда повелевает Бог,
имеет он отдохновение, но по воле Того же <Бога> оставлен он в скорби, каким
бы образом это ни происходило, - сколько бы ни боролся он, будет он постоянно
пребывать без гнева или уныния в разуме своем <в течение> всей жизни
своей и во всех изменениях, которые промыслительно происходят с телом его
или с разумом его. И в этом знании ликует сердце его в тишине, и взирает он
на Бога в великом покое и <в великой> надежде. И благодарит он Промысл
Его по отношению к людям, который в соответствии с нуждами их заботится
о них и ведет их постоянно. <Такой человек> не обвиняет в унынии своем демонов,
или людей, или тело, - ведь от них5
происходит всякое уныние,6
- ибо сознает он, что именно Бог движет всем этим: не по воле одного из
тех <трех> наступают отдохновение его или уныние его, но <по воле>
Того, Кто движет ими. Ибо ни один помысел отдохновения не приводится в
движение, кроме как по дару Божию.7
Даже если человек оказывает нам самое малое утешение, он подвигнут к этому <Богом>,
и для исправления жизни нашей необходимо это.
2. О знание, сколь исполнено ты отдохновения! И какое великое благодеяние -
пребывать в тебе, происходящем от Бога! Блажен, кто в <трудных> обстоятельствах
не приходит в смущение из-за собственной поспешности!8