Того же блаженного мар Исаака. О том, что именно Бог попускает тяжким испытаниям находить на нас и что Сам милосердный Господь допускает эти периоды уныния, когда мы скорбим и страдаем.1
1. Если уготованных нам отдохновений и утешений, которые Богом
предназначены для того, чтобы постоянно находить на нас, не отравляет совесть
наша2 и не препятствует
им, будем мы во все дни наши неизменно испытывать отдохновения и наслаждения.
Но для того, чтобы исправлялась безумная совесть наша, которая постоянно нуждается
в биче, уготовано нам во все времена огорчение вместо отдохновения и наказание
вместо вспоможения.
2. Поэтому обвиняй совесть свою в черствости,3
когда бы ни был ты огорчен изменением в сторону4
злостраданий или уныния. Ибо именно она уходит <в сторону> и постоянно хватается
за испытания, <которые сама же> и навлекает на тебя.
3. <И делает она это> или из-за безумных мнений относительно Бога,5
или из-за самомнения человека,6
или из-за того, что обвиняешь ты ближнего своего в чем-либо и угрожаешь ему,
или из-за того, что ожидаешь ты от людей какого-нибудь <знака> уважения,
как будто бы обязаны они <оказывать> тебе его!
4. Все это полностью исцеляется и исправляется лекарством смирения.
5. Если бы смирение было присуще совести твоей,7
не оставалось бы места для того, чтобы все эти <пороки> задерживались там.
6. Поистине, ни одно дурное деяние не имеет такого дурного возмездия, как в
случае безумного разумения, которое не желает ни осуждать или обвинять себя,
ни уклоняться от того, чтобы постыдным образом огорчаться различными приключающимися
обстоятельствами, подобно <человеку>, который пришел к мысли о том,
что Бог для него не существует, тогда как именно от Бога все это и происходит.
7. Приблизься немного к Богу в испытаниях твоих посредством совести, о человек!
Сознаешь ли ты, на Кого изливаешь гнев свой?8
Ты бы тотчас успокоился, если бы мудро помнил о сокровенном Промысле Его.9
1 Заглавие переведено нами не дословно ввиду сложности синтаксиса. ^