1. Удивляюсь я также людям, которые, когда видят человека,
трудящегося в чтении Святых Писаний и усердно изыскивающего смысл их,1
постоянно пребывающего в собеседовании с этими и подобными размышлениями на
тему сокровенного служения, говорят ему некое весьма грубое слово, безвкусное
и безумное, вроде: "Сколько бы ни читал ты и ни трудился, труд <твой>
бесполезен". Особенно же <удивляюсь я> тем, которые <говорят что-либо>
вроде: "Какой смысл в этих исследованиях, и какая польза для тебя праздно проводить
время в изыскании смысла Писания и тому подобного? Делом надо заниматься! Если
мы исполняем то, что знаем, нам не нужно целыми днями корпеть над Писаниями
и заниматься другими подобными вещами".2
2. Не понимают они, что говорят, и не знают, что именно это - то есть
чтобы ум человека был наполнен3
<мыслью> о божественном домостроительстве и постоянной памятью4
о нем благодаря восхитительной мысли, посеянной в <уме> чтением <Писания>
и поиском его сокровенного смысла5
- <это самое> и есть настоящее дело6
и исполнение7 всех
заповедей Господа нашего.
3. Ибо упражняться только в телесных подвигах - значит идти путем мирян и быть
на их уровне.8 Но тот,
у кого память постоянно связана с Господом нашим посредством чтения и молитвы,
кто доискивается той цели, к которой <направлены> движения разума, утешение
и надежда на сокровенное,9
кто посредством этого10
обуздывает ум свой, <дабы не> блуждал среди страстей, а также посредством
наслаждения собеседования с Богом11
- такой <человек> преуспел во всех добродетелях12
и достиг всецелого совершенства13
без какого-либо недостатка. Все же прочие, кто - каждый в свою меру - исполняет
те или иные добродетели,14
находятся ниже этого <человека> на пути <исполнения> заповедей.
4. Мы же возрадуемся и возблагодарим Бога за то, что удостоились хотя бы на
малое время возможности избежать болтовни и разговора со страстями, хотя с целью
борьбы15 мы можем
быть заняты ими; ибо мы оказываемся хотя бы на один миг благодаря
собеседованию с каким-либо прекрасным размышлением превыше борений и размышления
о состязаниях <со страстями> и об образах страстей. А без постоянного чтения
в безмолвии, без мысли <о Боге>, без поиска сокровенного смысла16
и без молитвы приобрести это невозможно.
5. Чтение, конечно же, есть источник и родитель молитвы; оба они17
к любви Божией переносят нас. И, подобно меду в сотах,18
изливается в сердце наше сладость <любви этой> постоянно; и ликует душа наша
от того вкуса, который изливают в сердце наше сокровенное служение и чтение.
6. Кто когда-либо познал то пламя, которое охватывает сердце благодаря этому?19
7. Если хранение сердца намного важнее, чем что бы то ни было, оно никоим образом
не может появиться благодаря борениям и ухищрениям, но только благодаря собеседованию
с Богом. Поэтому блаженны те, кто удостоился этого, ибо, соединившись с Господом
нашим в мысли сердечной и полноте ума, благодаря постоянной памяти о Нем удостоились
они избежать собеседования и разговора со страстями, возжелав одного лишь собеседования
с Богом.20 Постоянное
чтение с прекрасными21
размышлениями, исследованием и поиском тайн - все это есть прекрасное22
собеседование с Богом. Кто постоянен в этом, тот придет к всецелой совокупности
телесных служений.23
Многократно благодаря этому24
<случается>, что даже воспоминание мирских образов не появляется в разуме,
особенно у тех, кто читает и размышляет с той целью, чтобы ум их произрастил
некую тайну истины25
по причине постоянного наслаждения великими словами, над которыми размышляют26
они ночью и днем.
8. Прекрасным деланием инока27
и главным служением его является то, чтобы в мысли своей и воспоминании
своем был он соединен с Господом нашим, хотя бы частично. Если человек достиг
этого, то какой еще работы требуют от рук наших те "умники",28
которые имеют праздный ум и <в действительности сами> являются
неучами?29
9. Блажен ум, удостоившийся того, что является <плодом> постоянного размышления
о Боге, раздумья30
и мысли о тайнах Его. Исполняется на нем на всякий миг сказанное: Господи,
Ты исполнил сердце мое веселием.31
И что может быть более великим, чем то, когда человек постоянно радуется в Боге
и на всякий миг славит Его новым славословием, которое вырывается <у него>
от изумления и от радующегося сердца - вместе со <всем> прочим, что
рождается отсюда,32
<как например> та молитва, что изливается внезапно, постоянно и невольно,
из глубины сердца, ставшего искателем созерцаний?33
10. Поистине, утомление в чтении словно бы обличает того, кто читает, и это
относится к области праздности.34
Оно35 отгоняет от
нас мысль о Боге, и беседа с ним заставляет ум наш думать о мире, воображать
людей и их дела, словопрения, и прочее. Иногда же <люди> читают только ради
начитанности,36 чтобы
получить благодаря <Писаниям> человеческую славу или чтобы изощрить разум.
11. Тот же, кто ради истины занимается Писаниями, постоянно находится умом на
небе и разговаривает с Богом на всякий миг, и помысел его вращается в мыслях
о будущем веке.37
И всегда презирает он мир сей;38
разум же его размышляет о надежде на грядущее. И в течение всей жизни своей
не избирает он делания, труда или служения, которые были бы выше этого.
12. Что сравнится с этим? То, чтобы человек в мире сем уподобился ангелам и
мысль его была постоянно о Боге и о божественном.39
Даже если у такого человека как все-таки облеченного в плотское естество появляется
по временам какая-либо человеческая страсть, она быстро отходит от него, не
будучи в силах как-либо повредить ему. И если случится с ним, что он будет действовать
как связанный с плотским естеством, без промедления исцеляется он тем,
что немедленно отвращается от этого и снова возвращается40
к своим обычным мыслям - тем, которыми сердце его само постоянно занято. И на
высоту собеседования с ними возводится он, и никакого даже малейшего следа или
дуновения41 той страсти
не остается в нём.
2 Букв. "Зачем исследовать, и какая польза для вас делать себя праздными в поисках созерцаний (te'oryas - духовных значений) и тому подобных вещей? Деятельность - вот что требуется! Если мы исполняем то, что знаем, нам не нужен великий труд над Писаниями и занятия подобного рода". ^ |
8 Букв. "Ибо если человек исполняет только дела, которые совершаются <при помощи> тела - это путь и чин мирян". ^ |
9 Вар. "посредством чтения, молитвы и поиска той цели, которая <предполагает> движения ума, утешение и надежду на сокровенные <вещи>". ^ |
10 Т.е. посредством движений ума, утешения и надежды на сокровенное. ^ |
11 Или "наслаждения, <происходящего> от собеседования с Богом". ^ |
12 Букв. "такой человек все деяния добродетелей утвердил в себе". ^ |
14 Букв. "кто трудится на всех уровнях (мерах) всех добродетелей". ^ |
19 Букв. "благодаря этим <вещам>", т.е. благодаря любви Божией и ее сладости. ^ |
20 Букв. "благодаря возвышению в желании собеседования с Богом". ^ |
23 Т.е. кто упражняется в духовном делании, тот тем самым как бы совершает все телесные подвиги. ^ |
25 Или "некое таинство истины"; или "некий истинный символ". ^ |
28 Или "мудрецы" (слово употреблено в ироническом смысле). ^ |
29 Преп. Исаак продолжает полемику с теми людьми, которые говорят "Делом надо заниматься!" (см. параграф 1-й настоящей Беседы). ^ |
32 Букв. "вместе с прочими <вещами>, которые рождаются отсюда". ^ |
37 Букв. "помысел его блуждает в стремлении к будущему веку". ^ |
40 Или "немедленно возвращается от этого и снова обращается". ^ |
|
|
на первую страницу |