1. Как ничто не сравнится с Богом, точно так же нет служения
или труда, которые бы сравнились с собеседованием с Богом в безмолвии.
2. Что такое собеседование с Богом? Много путей существует для этого размышления
и собеседования с Богом, и для каждого человека - тот путь, к которому знание
его способно, на котором он преуспевает и по которому все более приближается
к Богу благодаря каждодневному опыту. И в соответствии с мерой своей идет человек
по одному из этих путей, дабы на нем обрести наслаждение в Боге и дабы наполнились
разум его и размышление его памятью <о Боге> на всякий миг.
3. Итак, как я сказал, есть много путей для этого собеседования с Богом в безмолвии,
и каждый человек, насколько сознательно2
приближается к Нему,3
настолько же избирает путь, соответствующий мере своей. И не всякий путь благоуспешен
для всякого человека, но каждому человеку по мере внутреннего возрастания его
в подвижничестве совесть показывает <путь> - без наставления со стороны кого-либо
другого, <но> по благодати, которая пробуждает в нем свидетельство
изнутри; она4 наставляет
его и показывает ему сокровенным образом путь его. И таким образом всякий человек
соответственно мере своей избирает труд свой, при помощи которого <приближается>
он <к> благоприятному5
собеседованию <с Богом> и изумлению Богом.
4. Ибо один проводит целый день в молитве и чтении и только малую часть посвящает
стоянию на псалмопении; и таким образом увеличивает он в душе своей6
постоянную память о Боге.
5. Другой же только псалмопением занят целый день, не выделяя особого <времени>
для молитвы. Еще один ночью и днем занят совершением частых коленопреклонений,
так что не подсчитывает он уже времени, <потраченного> на молитвы, из-за
обилия коленопреклонений, которым нет числа.7
Такой человек поистине распял мир внутри себя и сам распят для мира:8
он пригвоздил себя ко кресту,9
оставив все.
6. Поэтому, как сказал я, когда человек достиг в душе своей10
этой <молитвы> без ограничений, распявшись телом и умом, в жизни со Христом
проводит он дни свои. И иногда, вставая от <поклонов> ненадолго, с миром
в сердце, ненадолго посвящает он себя размышлению над Писанием.
7. Другой человек, опять же, занимается чтением целый день, и цель его - забыть
этот преходящий мир и умереть разумом своим для воспоминания о его преходящих
делах и для разговора со страстными помыслами, которые действуют дерзко через
видение и воображение разума: и в этом - совокупность <всех> подвигов.
Таким образом, когда при помощи этого сознательного усилия11
запирает он дверь разума своего по отношению к миру посредством постоянного
наслаждения чтением, исправляет он путь свой,12
двигаясь к Богу в мысли своей13
без помрачения.14
И так наслаждаясь прозрениями тайн и изумлением домостроительством на всякое
мгновение, посвящает он себя лишь ненадолго стоянию на молитве и псалмопении.
И время чтения его больше, чем <время> молитвы.
8. Говоря о молитве, я <имею в виду> стояние или богослужение определенного
рода, ибо во время чтения своего никогда, ни на одно мгновение не лишен он молитвенных
подъемов. Ибо нет такого чтения, которое совершалось бы с духовной целью и <при
этом> лишено было источника молитвы, ибо поистине15
человек тот бывает опьянен тайнами, которые он встречает. И глубокие молитвы
чудным образом и неожиданно возбуждаются в нем, без подготовки или <усилия>
воли <с его стороны>. Почему же называю я молитвой это частое опьянение
<каким-либо> прозрением, если не обретается в нем даже места для движения
молитвы или воспоминания <о ней>? Это нечто намного более прекрасное,
- насколько возможно говорить так, - чем даже чин молитвы.
9. Но молитва по чину своему ниже, чем духовное возбуждение; и об этом не может
быть спора, так как молитва ниже этой тайны. Много раз, когда ум возбужден каким-либо
прозрением <относительно> действий, которые или <происходят> в естественном
<мире>, или <упоминаются> в Писаниях, <когда узревает он> их духовный
смысл16 и когда взирает,
благодаря сопутствующей им благодати, на святое святых тайн <Писаний>, тогда
не остается у него даже силы молиться или помысла, ибо умолкает <человек
тот> телом и душой.
10. Всякое действие, естество и слово в этом творении17
имеет <свое> святилище и святое святых. И когда позволено уму войти туда
и дается ему сила <для этого>, никакой силы, движения или деятельности не остается
в чувствах в такие времена.
11. Есть среди собравшихся здесь человек,18
который всегда <испытывает> такое <состояние>: знаю я, что тотчас же <начинает>
колотиться сердце его, когда встречает он этот <вид> чтения; а происходит
это от опыта и от тех вещей, о которых сказано выше. И поскольку <речь идет>
все еще о малых частях19
духовного служения, я умолчу о более великом.
12. Так и такими различными путями следуют рассудительные иноки,20
наслаждаясь собеседованием с Богом в безмолвии.
13. Избери, человек, один из этих путей, соответствующий мере твоей и знанию
твоему. Иди по нему и не смотри ни на кого, но отврати всякое зрение
твое от мира, людей и <дел> человеческих. Покажи, что мысль твоя21
всецело направлена к одному Богу, и иди по пути, который <ведет> к Нему.
Насколько можешь, пребывай в непрестанной памяти о Нем, <и путь твой будет>
легким и непреткновенным, пока будешь непрестанно умолять Его:
14. "Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня в духе столь многим
и неизреченным путям Твоим. Направь меня на пути истины22и научи меня23
совершенному познанию Тебя,24
которое обретается в святых, оставивших мир. О Христос, цель пути25
святых, покажи мне путь истины в сердце моем благодаря сладости мысли о Тебе,
дабы мне идти по нему и приближаться к Тебе, пока не увижу лик Твой".
7 Дословный перевод этой фразы затруднителен. Смысл фразы: человек постоянно совершает поклоны, и это заменяет ему чтение установленных часов и молитвенных правил. ^