1. Когда временами случается, что пламенной молитвы удостаивается
человек из-за пробуждения1
благодати, тогда бывают у него напряженные и бесчисленные движения в молитве
- молитвы усердные, мощные и горячие, словно огненные угли. И в движениях этих
сильный вопль2
восходит из глубины сердца его вместе со смирением, которое <происходит>
от сильной радости.3
И откуда исходят они, оттуда же сокровенным образом получает он некое вспоможение
в движениях своих в такие минуты, <то есть> от самой молитвы; и пламенеющий
огонь возникает в душе благодаря радости его - до тех пор, пока человек тот
до самой бездны не смирится в помыслах своих. Итак, эти движения пробуждаются
в нем благодаря молитве - молитвы чистые и сильные, напряженные и неудержимые
в стремлении своем. Они появляются в сокровенности сердца4
вместе с неуклонным взиранием на Бога. И кажется человеку тому, что в теле своем
приближается он к Господу нашему в ту минуту по причине искренности5
помыслов молитвы его, восходящей к Нему.
2. Если же удостоен он сознательной молитвы,6
то в тот миг, когда встречает он малейшее слово молитвы, тотчас иссыхает молитва
на устах его и бывает он полностью успокоен от всяких движений, и достигает
он неподвижной тишины в душе своей и в теле своем.
3. Кто прошел по этому пути, тот поймет сказанное об этих двух формах молитвы.7
4. Или, может быть, есть такой человек, который воображает, что чин и движение
духовной молитвы есть что-либо одно из этого. Пусть же поймет думающий так,
что все эти вещи и бесчисленные другие подобные им суть чин чистой молитвы и
чистых душевных помыслов, возникающих в человеке во время молитвы.8
А в жизни духа <уже> нет молитвы. Всякая существующая молитва <состоит
из> прекрасных помыслов и душевных движений. На духовном же уровне и в жизни
<духа> нет ни помыслов, ни движения, нет даже какого-либо ощущения малейшего
движения души относительно чего-либо, ибо естество полностью удаляется от этого
и от всего, что свойственно ему. И пребывает <человек> в некоей
несказанной и неизъяснимой тишине, ибо действие Духа Святого пробуждается
в нем, и поднимается он выше области9
душевного знания.
5. Что же скажем? Где нет помыслов, там как можно говорить о молитве или о чем-либо
еще?
6. Относительно этого чина если кто желает услышать в точности, пусть прочитает
выше длинное Слово, написанное нами о духовной молитве;10
оттуда научится он ясно всей сути этого учения о жизни в молитве11
и о видах чистоты и нечистоты ее.12
<Научится он также тому>, что есть духовное движение и почему называется
молитвой этот <духовный> подъем, который превыше движений душевности, несмотря
на то, что на духовном <уровне>13
нет молитвы. Все это мы ясно написали там.
7 Букв. "тот поймет указания на эти две упомянутые формы молитвы". ^ |
10 Рукопись Bodleian syr.e.7 в этом месте содержит схолию на полях: "Это Слово написано в Первой части". Имеется в виду Слово 22 из 1-й части (в рус. пер. Слово 16). ^ |
12 Т.е. молитвы. Букв. "о видах, соединенных с чистотой и нечистотой ее". ^ |
|
|
на первую страницу |