Его же. О добрых и дурных изменениях, которые получаем мы от различного понимания Писаний.1
1. Также и это напоминаю я тебе, о человек, идущий <по
пути> безмолвия,2 и
даю тебе признак, истинность которого узнаешь ту по опыту. Ибо соответственно
выбору чтение облегчает брату уныние и помрачение, когда он находится в келлии,
и радуется он и ликует в Боге; и облегчается для него бремя трудов его, и утешается
он, и получает подтверждение надежды и знание в разуме своем. А при изменении3
цели и способа чтения, над которым размышляет этот брат, он темнеет и грустнеет,
и помрачаются помыслы его, и умаляется мир в глазах его.
2. Не говори мне, что, мол, бывает, когда он промыслительно оставлен в таких
<состояниях>, даже вовсе без причины, словно бы ради упражнения в смирении.4
Я тоже не намереваюсь оставлять в стороне то, что невозможно для человека
и что относится к домостроительству:5
такие <вещи> не уходят от меня. Я не говорю против промыслительной
воли <Божией>. Однако причина появления этих <состояний> по большей
части <кроется> в нас самих. Я имею в виду радость и грусть, тяжесть и утомление,
сильную теплоту и радостное биение сердца, а также угасание этого. Хотя
много раз, вообразив, что промыслительно оставлены мы в помрачении и беспокойстве,
приближались мы к подобным мнениям,6
однако же тотчас, как только приближаемся мы к ним, ликование и радость
встречают нас благодаря Писанию. Тогда понимаем мы, что <причиной всему>
- наше собственное беспокойство и невнимание к рассудительной беседе <с Писанием>.
3. Ибо я сам прошел через много опытов подобного рода,7
и что я нашел, то и описал здесь в напоминание. <Написал же я об этом> из
любви к братьям, и многие, думаю, получат пользу от этих опытов и преуспеют,
когда поймут, что в половине <случаев появления> отяжеления в безмолвии <это
чувство> разрушается <каким-либо> видом чтения, иногда же - мыслями,8
которые они вкушают благодаря свету мудрости, <заключенному> в словах <Писания>.