1. Высоты благодати Божией кто достигнет
и великую глубину милосердия Его кто измерит? Ибо тех, кто не ради награды,
но по <чувству> долга служит перед Ним, удостаивает Он великого утешения.
Служащие <Богу> как бы ради награды - это те, которые, претерпевая скорби,
неудачи и все прочие печальные <обстоятельства> ради Господа нашего, не радуются;
напротив, когда, потрудившись недолго, не бывают они утешены и упокоены
соответственно ожиданию их, впадают они в безразличие, жалобы и малодушие.2
Ибо не положили они в сознании своем, что скорбь ради Бога есть великий
праздник для нас - даже если до конца жизни нашей, без утешения или перерыва,
одолевает она нас. И если кто не принимает с таким чувством3
и не претерпевает эти <испытания> Божии, то ни Бог не будет собирать
и уготовлять для него в соответствии со Своими <намерениями>, ни
он сам не будет способен к перенесению4
<скорбей>. Поистине, сеявшие со слезами, с неограниченным помыслом,
словно дети, будут пожинать с радостью,5
сверх ожидания разума своего.
2. Бывает, что сидит человек в этом сосредоточенном и просветленном
безмолвии, и нет для него ни входа, ни выхода. Но благодаря долгой беседе
с Писаниями, постоянному молению и благодарению в немощи его, когда взгляд его
непрерывно направлен к благодати Божией, после великого уныния в безмолвии,
начинает мало помалу зарождаться в сердце его некий простор и прорастание,
рождающее радость изнутри, хотя она и не имеет причины в самом человеке
или в какой-либо целеустремленности помысла.6
Ощущает он, что радуется сердце его, но почему - он не знает. Какое-то
ликование охватывает душу его, и наслаждение, при котором презирает он
все существующее и видимое, и разум посредством силы своей видит, на чём основывается
это восхищение помысла - но причину этого он не понимает. Видит человек, что
возвышен разум его над всем существующим7
и в полете своем находится превыше мира и воспоминаний, которые ниже его. Презирает
он8 временный мир и
отодвигает от себя далеко и навсегда. И не делает он уже различия между <нынешним>
расширением ума при этом биении сердца и <прежним> долготерпением9
в злострадании.
3. Нет никого, кто может постичь природу10
этих <состояний>, которые по благодати Божией случаются с ним. Но поистине11
блажен, кто в надежде на благодать Божию претерпел уныние, являющееся сокровенным
испытанием добродетели его и возрастания <в нем> разума. Это подобно зимней
тьме, которая вызывает рост сокровенного семени по мере разложения его под землей,
при резких переменах бурной погоды. После продолжительного ожидания плодов,
когда это ожидание длится очень долго, <человек> отгоняет от себя уныние,
чтобы оно не помрачало око души его из-за размышления12
о тех <предметах>, на которые направлен пристальный взгляд его; ведь некоторые
из них обычно вызывают радость и прекрасное <состояние>13
разума. Ожидание его <длится> долго, и не скоро <получает он ожидаемое>.
Ибо если не получает он скорого утешения в трудах, приходит он в отчаяние,14
подобно нанятому рабочему, которого лишили заработанной им платы. Бывает также,
что искусно и мудро15
вдохновится он надеждой на скорое избавление,16
дабы отсечь уныние от души через подобного рода обетования, и найдет облегчение.
Ибо душа легко принимает обнадеживающие помыслы17
и весьма часто посредством надежды меняет она печаль на облегчение.
4. Если бы не было борьбы, не было бы нужды в предостережениях.
Есть много <людей>, которые считают эти и подобные предостережения излишними,
как если бы вовсе ничего не происходило с человеком!18
Если бы это было так, все люди в равной <мере> получали бы благословения
и в равной <мере> обретали бы душевные блага: тогда или никого <нельзя
было бы> признать ни трезвенным, ни усердным, или, наоборот, все обернулись
бы злыми. Но я знаю, что такой помысел есть действие лености, которая рождается
от расслабленности, порождающей <в свою очередь> этот помысел в <состоянии>
уныния. Тогда уже <не надо> ни бодрствования, ни трезвения, ни молитвы,
ни какого-либо моления: пусть каждый человек уляжется <в постель> и
не волнуется! Если бы в каждой устрице ныряльщик находил жемчужину,19
тогда всякий человек быстро разбогател бы. И если бы ныряльщик тотчас добывал
<жемчужину>, и волны не били бы его, и акулы20
не встречали бы его, не надо было бы ему задерживать дыхание <до такой степени>,
чтобы он <почти> задыхался,21
и не был бы он лишен свежего воздуха, который доступен всем, и не сходил бы
в глубины - тогда чаще, чем ударяет молния, и в изобилии <попадались
бы> жемчужины.22
5. Так понимай меня. А те, кто погружается в океан безмолвия,
пусть будут учителями - те, которые наталкиваются на сокровища в океанских глубинах.23
Устрицами же будем считать молитвы, на которые натыкается ум, <а также> созерцания,
прозрения, божественные познания, мудрость, радость духовную.
6. <Ныряльщики> очень часто опускаются, но находят обыкновенную
плоть,24 и лишь иногда
в одной <из устриц обретается> жемчужина. То же самое относится и к
нашей торговле, <то есть> к молитве:25
разве что одна <молитва> и попадется к нам в руки, даруя утешение26
в утомлении нашем.
7. Те, кто искусен в ремесле, кто достиг зрелости27
и кто провел долгое время в труде, тоже знают, какие употребить движения при
погружении в глубоких местах, где могут они найти прекрасные жемчужины, весьма
драгоценные. Подобным же образом случается такое с силой мышления во время молитвы,
<когда> плавает оно в таких местах, в которых не для всякого человека легко
плавать.
8. Что же до нас, немощных, плывущих <по направлению> к
суше, только эти маленькие жемчужины и попадаются нам, если вообще попадаются,
да и то только когда мы ныряем усердно, много раз подряд, задерживая дыхание
помыслов мира сего в молитвах наших и в службах наших, которые суть недолгое
отдохновение от слез.
9. Ибо <этими жемчужинами являются> теплое чувствование28
от ниспадающей на нас благодати Божией: через него получаем мы прощение грехов
наших, сладостную и мирную теплоту, радость и неожиданную легкость, а также,
по временам, свидетельство веры относительно истинной надежды нашей, и некие
прозрения о заботе и милосердии Божиих по отношению к нам.
10. Кто не испытал когда-либо этих благ безмолвия, каждое
в свое время? Кто станет отрицать и говорить, что обманут он благодатью
Божией, сопутствующей ему?
11. Итак, если, пока мы еще младенцы, стремимся мы в бездонные
глубины29 океана,
в которые великие Отцы наши погружались, <и> бываем одержимы желанием видеть
богатства, которые они приобретали и приобретают, тогда утонем мы в океане.
12. И если, поскольку легкодоступными и малоценными30
бывают в глазах наших <жемчужины наши> по сравнению с их <жемчужинами>,
или если бурь океанских избегаем мы и полностью теряем усердие, то никогда
не научимся мы плавать в молитве;31
не достигнем мы и умственного искусства, которое <происходит от> духовной
мудрости, и не сойдем мы в глубины, где находятся богатства. И может быть, даже дневной
хлеб наш не будет обеспечен для поддержания кратковременной жизни нашей, и окончим
мы тем, что всегда будем пребывать в нищете и нужде. Ибо не столь мала
рука Господня, научившая Отцов сознательному плаванию ума32
и уверенности при путешествии по океану, столь исполненному богатств, чтобы
и нам не дать в <угодное> Ему время крепкое снаряжение, <способное>
противостоять волнам страшного океана, дабы достигли мы тех мест, из которых
<Отцы> извлекали духовные сокровища.
6 Т.е. внутренняя радость, которую получает человек, не зависит от его собственной мысли, но от Бога. ^ |
9 Выражение naggiruta d-re'yana (букв. "растягивание разума"), по-видимому, является синонимом выражения naggiruta ruha (долготерпение, терпение в страданиях; букв. "растягивание духа"). ^ |
16 Букв. "положит он себе надежду на то, что скоро (близко)". ^ |
19 Здесь и далее преп. Исаак пользуется образом ныряльщика, добывающего устриц в морских глубинах. Будучи родом из провинции Катар на берегу Красного моря, преп. Исаак в детстве, несомненно, наблюдал за тем, как добывают устриц, а может быть и сам этим занимался. ^ |
22 Во времена преп. Исаака был распространен взгляд, согласно которому жемчужина появляется в устрице в тот момент, когда луч солнца (или молния) попадают внутрь устрицы через ее раскрытые створки. ^ |
25 Букв. "к нашей торговле молитвы". Преп. Исаак продолжает использовать образ ныряльщика, который, найдя жемчужину в устрице, затем продает ее на рынке. ^ |
27 Букв. "кто искусен в ремесле и в возрасте (древности)". ^ |
32 Вар. "гностическому погружению ума", "духовному плаванию ума". ^ |
|
|
на первую страницу |