1. Когда прозрений в <смысл> тварных <существ>3
достигнет человек на пути подвижничества своего, тогда с этого <времени>
поднимается он превыше молитвы, <заключенной> во <временные> пределы,
ибо излишне для него с этих пор ограничивать молитву определенными временами
и минутами: он уже вышел из того состояния, при котором он, когда хотел, тогда
бы молился и славил <Бога>. С этого момента постоянно находит он чувства
свои утихшими и помыслы связанными узами изумления. И наполнен он постоянно
видением, изобилующим славословием, которое происходит без движений языка.
По временам, опять же, молитва частично4
остается, однако ум уводится от нее на небо, словно пленник, и слезы, словно
источники воды, льются и орошают все лицо вопреки воле его. При этом сам человек
покоен, безмолвен и внутри себя наполнен изумленным видением.5
Весьма часто не позволяется ему даже молиться, и поистине это есть то прекращение
<молитвы>, которое выше молитвы: оно заключается в том, <что человек>
пребывает в постоянном изумлении перед всяким созданием Божиим наподобие
тех, кто обезумел от вина. Это и есть то вино, которое веселит сердце
человека.6
2. Но будем остерегаться,7
чтобы не нашелся человек, который с праздными помыслами оставит молитву и псалмопение,
когда услышит об этом, вообразив, что тишина, о которой мы говорили, приходит
по <нашей> воле.8
Но пусть поймет всякий, кто встречает такие предметы, что подобные действия
бывают не от людей и что они не подвластны воле. Ибо умолкают в созерцании
и замирают перед тайнами те, кто в минуты молитвы, или также и в другие времена,
восторгается9 умом,
жаждущим Бога. Но особенно в минуту молитвы возникают состояния,10
подобные этим, по причине особого трезвения, сопутствующего человеку.
3. Под молитвой я разумею не только установленные часы или "аллилуии"11
Псалтири или богослужебные песнопения.12
Ибо тот, кто достиг этого знания, больше, чем во всех добродетелях, пребывает
в молитве. От прозрений получает она13
свое начало, но прозрениями, опять же, усмиряется14
и возвращается к тишине. Ибо на все творения Божии взирает озаренный человек
оком разума и <видит> домостроительство Божие, сопутствующее им на всякий
миг; <видит> небесное промышление, исполненное милосердия, непрестанно посещающее
тварь - иногда в виде испытаний, иногда же в виде благодеяний.15
И благодать Божия открывает этому <человеку> различные виды действий, которые
скрыты от толпы,16
- <действий>, которыми пользуется Создатель для чудесного вспоможения каждому
естеству, будь то словесному или неодушевленному, - а также невидимые причины,
по которым случаются эти изменения со всеми благодаря промышлению, свойственному
любви <Божией>, и той творческой и путеводной силе, которая ведет творение
с изумительной заботливостью.
4. Когда ощущение этих тайн получает все время человек посредством того внутреннего
ока, которое называется духовным созерцанием и которое есть видение, <происходящее>
от благодати, тогда в момент ощущения им той или иной из этих тайн тотчас же
сердце его утихает в некоем изумлении. Не только уста его прекращают произнесение
молитвы и умолкают, но и само сердце осушается от помыслов благодаря чуду,17
которое нападает на него, и сладость тайн премудрости и любви Божией получает
он от благодати благодаря сознательному видению18
действий и естеств.
5. Это завершение подвижничества души в теле и предел духовного служения, которое
совершается в уме. Кто желает достичь вкушения любви Господа нашего, тот
должен просить Его, чтобы эта дверь открылась для него. Я удивлюсь, если
тому, кто не приступал к Нему с этой <просьбой> и кто не познал ощущение19
видения тварей и промыслительных <действий Божиих> в них, возможно когда-либо
ощутить ту любовь, что пленяет души тех, на кого она нисходит. Таковы <вещи>,
открывающие для нас дверь к познанию истины, которое превышает все и которое
дает уму путь к славным тайнам досточтимого и божественного Естества.
6. Еще более удивительно то, когда <люди>, непричастные безмолвию и великой
отрешенности,20 дерзают
говорить и писать об этой тайне славы Божией в тварях. Блажен, кто вошел этой
дверью <и испытал это> на собственном опыте!21
Слишком бессильна вся сила чернил, букв и словосочетаний, чтобы выразить наслаждение
этой тайной.
7. Многие простецы считают, что целью размышления философов является вкушение
этой беседы, которая несет <в себе> красоты всех тайн Божиих. Блаженный Василий-епископ
в одном из писем к своему брату22
делает различие между этим <восприятием> философов и тем восприятием, которое
получают святые в тварных <существах> - то есть, умственной лестницей,
о которой говорил блаженный Евагрий23
и которая возвышается над всяким обычным видением.
8. "Есть, - говорит он, - беседа, открывающая дверь, <через которую мы можем>
всматриваться в знание <тварных> естеств, но не в духовные тайны".24
Он называет <знание> философов "знанием снизу", которым, по его словам, могут
обладать даже подверженные страстям; а то восприятие, которое получают святые
через ум посредством благодати, называет он "знанием духовных тайн свыше".
9. Итак, кто удостоился этого, тот ночью и днем пребывает в таком <состоянии>,
словно некто вышедший из тела и уже находящийся в том мире праведных.
10. Это и есть божественная сладость, о которой чистосердечный25
и чудный Аммон говорил, <что она> "слаще меда и сот",26
но немногие отшельники и девственники познали ее.
11. И это вход в божественный покой, о котором говорили Отцы,27
и это переход из области28
страстей к просветленности и к движениям свободы.
12. И это то, что изобилующий духовными откровениями Евагрий называет "стократной
наградой, которую в Евангелии обещал Господь наш".29
И в изумлении величием этого наслаждения хорошо назвал он его "ключом в Царство
Небесное".30
13. Как перед истинным Богом говорю я: члены тела не могут выдержать это наслаждение,
и сердце неспособно вместить31
его по причине великой сладости его.32
Что еще можно сказать, если "восприятием Царства Небесного" называют это святые.
Ибо это тайна будущего изумления Богом. Не благодаря прозрению в материальный33
мир и дела его наслаждаются праведники в Царстве Небесном, но благодаря тем <предметам>,
которые <в мире>, возводится ум, как по некоей лестнице, к Тому, Кто есть
Царство святых, и пребывает в изумлении. Хорошо названо это восприятие
"тайной Царства Небесного"; ибо в познании Того, Кто есть истинное Царство всего,
<приходим> мы через эти тайны всякий раз, когда ум бывает движим ими, по
дару силы Божией.
3 Термин sukkale d-beryata, буквально означающий "прозрения в тварные <вещи>", "<понимание> смысла тварных <существ>", является сирийским эквивалентом греческих выражений logoi ton onton и logoi ton gegonoton ("логосы тварных вещей"), встречающихся у Евагрия и других греческих аскетических писателей. По учению Евагрия, созерцание логосов тварных вещей ("естественное созерцание"), т.е. проникновение в смысл и содержание всего существующего, составляет среднюю ступень духовного преуспеяния на пути от "праксиса" (исполнения заповедей Христовых) как низшей ступени к "богословию", или "гнозису" (созерцанию Бога), как высшей ступени. ^ |
5 Букв. "наполнен видением, которое наполнено изумлением". ^ |
11 В восточно-сирийской традиции вся Псалтирь была разделена на двадцать "аллилуий", или "хуллале" (hullale), которые, в свою очередь, подразделялись на "мармиты" (marmyata), содержавшие от одного до четырех псалмов. ^ |
15 Букв. "иногда в виде того, что справа, иногда же в виде того, что слева". ^ |
20 Вар. "великого отсутствия", "великой наготы", т.е. обнажения (отречения) от всего земного. ^ |
23 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). ^ |
27 Аммон. Там же (о "божественной силе", ведущей человека к покою). ^ |
|
|
на первую страницу |