1. О, какая глубина богатства, <какой великий> замысел
и <какая> высокая премудрость у Бога! О, какое сострадательное милосердие
и богатая благость у Создателя! С какой мыслью и с какой любовью сотворил Он
этот мир и привел его в бытие! На какую тайну взирает приход в бытие этого творения
и к чему призвано наше общее естество! Какая любовь была источником сотворения
мира! Ибо та же самая любовь, которая начала сотворение, заранее уготовала также
и установление всех последующих <благ>, соответствующих Его величию,2
которые проистекли благодаря мощи любви Его.3
2. Любовью привел Он мир в бытие; любовью ведет Он его в этом его временном
образе существования; любовью Он приведет его к тому чудному изменению, и любовью
мир будет поглощен в этой великой тайне Того, Кто совершил все это; в любви
заключается исход всей истории существования твари. И поскольку в новом
веке любовь Создателя царствует над всем разумным естеством, изумление тайнами
Его, которые <тогда> откроются, пленит для Него ум разумных <существ>,
которых Он сотворил для того, чтобы они наслаждались в Нём - будь то злые,
или добрые. С этим намерением4
привел Он их в бытие, хотя они сами сделали различие между злыми и добрыми -
после своего прихода в бытие.5
Тем не менее в сознании Создателя нет первого и нет последнего в любви,6
- из всех тех, кто был сотворен и приведен в бытие и из всего разумного
естества. Но у Него единая равная любовь, простирающаяся на всю полноту разумного
творения, - будь то видимого или невидимого, - на всех вообще: нет у Него первого
или последнего места7
в этой любви к каждому из них, как я сказал.
3. И как нет в знании Создателя ни единого тварного естества, которое было бы
раньше или позже, но в сознании Его извечно находится то, что Он привел
в бытие, - и не так, чтобы Он знал одного раньше или позже другого, но
всех их одинаково без того, чтобы кто-либо был раньше или позже, даже на одну
секунду, - так нет никого впереди или позади8
в Его любви к ним: нет у Него вообще "больше" или "меньше".9
Напротив, как есть равенство и постоянство в знании Его, так есть равенство
и постоянство в любви Его, ибо еще прежде, чем они стали праведниками или грешниками,
Он знал их. И Создатель в любви Своей не изменился из-за того, что они
подверглись изменению после того, как Он привел их в бытие; не изменилось и намерение10
Его, которое Он имел извечно. Ибо если бы это было наоборот, Он тоже был бы
подвержен изменениям, подобно тварям - но это безумная <мысль>!
4. Если есть кто-либо, братья мои, кому трудно поверить в эти вещи, да будет
он осторожен, дабы, избегнув одного, не впал он в богохульство в другом: тогда
как ему представляется, что он отвергает слова человека, может оказаться, что
он вооружается против <свойств> божественного Естества, так что он вынужден
свести к немощи и изменению славное Естество Создателя своего.
5. Но мы знаем, и всякий человек убежден, что нет изменчивости у Создателя,
нет у Него каких-либо более ранних и более поздних намерений,11
нет ненависти или негодования в естестве Его, нет "больше" или "меньше"
в любви Его, нет "прежде" или "после" в знании Его. Ибо если всякий человек
верит, что по благости и любви Создателя творение пришло в бытие,
<тогда> мы знаем, что эти <благость и любовь> никогда не уменьшились
и не изменились в естестве Создателя в результате беспорядочного течения творения.
2 Вар. "заранее уготовала, по другому расположению, вещи, необходимые для украшения величия <мира>". ^ |
3 Смысл данного абзаца: та же самая любовь, которая привела мир в бытие, устроила и все, что связано с эсхатологическим концом мира. К этому славному концу движется вся история мироздания. ^ |
5 Иными словами, разделение на злых и добрых - вторично; первоначально все люди были сотворены добрыми; разделение произошло не по воле Бога, но по воле самих людей. ^ |
6 Вар. "нет того, кто был бы впереди, и того, кто был бы позади в любви <Божией>". ^ |
|
|
на первую страницу |