1. Из высказываний блаженного Давида используем следующий
стих и воскликнем в изумлении: Как велики дела домостроительства Твоего,
Господи! дивно глубоки помышления Твои!1
Добавим <также>: Судьбы Твои - бездна великая;2
и, вместе с Павлом: Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его.3
Но, как <говорит> Давид: Дела Господни верны, дела Его -
слава и красота.4
О, непостижимость сознания Господа: оно неизмеримо!5
Ибо такова доброта Его - неизменна и вечна; такова любовь, таково преизобильное
милосердие естества Его и предвидение творчества Его, а также и прочие <свойства
Его>. Итак, какова же причина установления столь трудного предмета, как геенна?
Удивления и изумления перед этой тайной исполнены все, <обладающие> знанием
истины.6 От этого созерцания,
которое убегает от всякого исследования, отходят в молчании7
все знающие и разумные,8
собеседники созерцания божественных тайн; они поклоняются таинствам премудрости
Того, Кому должно поклоняться в тишине, ибо также и все действия Его должны
<вызывать> изумление и поклонение.
2. Думать, что гнев, или ярость, или зависть, или что-либо подобное может <иметь
место> в этом <божественном> Естестве, было бы в наивысшей степени отвратительно:
никто из разумных и имеющих ум не придет к такому безумию, чтобы думать
что-либо подобное о Боге. Также никак не можем мы сказать, что Он действует
так из возмездия, хотя буквальное <понимание> Писания может вести к этому.9
Ибо стыдно даже помыслить такое о Боге - чтобы возмездие за злые дела
могло быть обретено в Нём, ибо таким образом мы приписали бы немощь
этому Естеству - будто ради возмездия использует Он такой великий и трудный
предмет. Даже в людях, которые живут благочестиво и праведно и у которых мысли
полностью согласуется с Божией волей, невероятно было бы обрести такое
- тем менее в Боге: будто бы Он делал что-либо из возмездия за злые
дела, <о которых> заранее <знал, что их совершат> те, чье естество с честью
и великой любовью привел Он в бытие. Знал Он и все деяния их, и однако не иссяк10
для них источник благодати Его: даже после того, как они погрязли во множестве
злых <дел>,11
не отнял Он Своей заботы от них даже на мгновение.
Если человек говорит, что лишь для того, чтобы
явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними здесь, с тем, чтобы безжалостно
мучить их там - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге, в соответствии
со своим ребяческим сознанием: он отнимает у Бога Его доброту, благость
и милосердие - то, благодаря чему Бог на самом деле терпит грешников и злодеев.
Такой <человек> приписывает Ему страстность - будто Он не согласился
на их мучение здесь, так как уготовал им более тяжкое зло в обмен на кратковременное
терпение. Такой <человек> не только не приписывает Богу что-либо правильное
и достохвальное, но клевещет на Него.
3. Правильный образ мысли о Боге таков: благой Господь, Который во всем, что
делает, стремится помочь разумным <существам>, направляет мысль о Суде на
пользу тех, кто принимает этот трудный предмет. Ибо было бы в наивысшей
<степени> гнусно и абсолютно богохульно полагать, что ненависть и обида существуют
у Бога - даже против естества демонов, - или думать, что какая-либо иная немощь,
или страстность, или что-либо еще, могущее появиться в процессе воздаяния за
доброе или злое, относится, по способу воздаяния, к этому славному Естеству.
Напротив, все, что считает Он полезным для нас, то и совершает с нами, приносит
ли это страдание или доставляет облегчение, причиняет ли радость или боль, бывает
ли чем-то незначительным или славным: все это направлено к единому вечному благу,
получает ли каждый осуждение, или что-либо славное от Него, не по способу возмездия
- да не будет! - но в целях пользы, проистекающей от этого.
4. Как Он установил для Адама смерть под видом приговора за грех и как посредством
наказания Он выявил наличие <греха>, хотя само <наказание> не было Его
целью, точно так же Он показал, будто <смерть> была установлена для <Адама>
как возмездие за его ошибку. Но Он скрыл Свою истинную тайну, и под образом
чего-то устрашающего Он спрятал Свое предвечное намерение12
относительно смерти и Свой мудрый план13
относительно нее: хотя этот предмет может быть поначалу устрашающим, позорным
и трудным, тем не менее в действительности это - <средство> перенесения
нас в тот восхитительный и преславный мир. Без этого не было бы возможно
перейти отсюда и быть там. Создатель, когда установил <смерть>, не сказал:
"Это происходит с вами по причине <уготованных вам> благ и более славной
жизни, чем настоящая". Напротив, Он показал ее как нечто злое и разрушительное.
Опять же, когда Он изгнал Адама и Еву14
из рая, Он изгнал их под личиной гнева: "Поскольку вы преступили заповедь, вы
оказались вне <рая>" - как если бы по причине недостоинства их было
отнято у них пребывание в раю. Но во всем этом уже присутствовало домостроительство,
совершенствующее и ведущее все к тому, что изначально являлось намерением Создателя.
Не непослушание ввело смерть в дом Адама, и не нарушение заповеди извергло Адама
и Еву из рая, ибо ясно, что <Бог> не сотворил их для пребывания в раю - <лишь>
малой части земли; но всю землю должны были они покорить. По этой причине мы
даже не говорим, что Он изгнал их из-за нарушенной заповеди; ибо если бы они
не нарушили заповедь, они все равно не были бы оставлены в раю навсегда.
5. Ты видишь, что, хотя промыслительная забота Божия ведет нас к <цели, соответствующей>
воле Его, <средства для> достижения этой цели берутся, по внешнему <представлению>,
от нас же; а ведь Он любыми средствами достигает того, что предназначил Он к
нашей пользе. Все это потому, что, зная заранее нашу склонность к впадению
во всякие пороки, Он предвидел разрушительные последствия этого. Итак, эти самые
<последствия> Он премудро15
сделал входом, <ведущим> к благам и к исправлению нашей поврежденности:
это <блага>, которые только Ему известны. Но после того, как мы на практике
мало помалу получали помощь от этих вещей, когда они происходили,
мы осознали и поняли их; ведь не могло всё произойти иначе, чем в соответствии
с тем, что Бог предвидел.16
Вот каковы все дела Его, хотя <всё> может представляться нам по-другому:
Он ничего <не делает> ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна
произойти от Его <действий>. Одним из таких <предметов> является
геенна.
6. Что касается меня, то я думаю, что Он намеревается показать чудный исход
и действие великого и неизъяснимого милосердия со стороны этого преславного
Создателя в отношении этого установленного <Им> тяжкого мучения, чтобы благодаря
этому еще более было явлено богатство любви Его, сила Его и мудрость Его,
а также сокрушительная сила волн благости Его. Не для того милосердный Владыка
сотворил разумные <существа>, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой
скорби - тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они <превратятся
после сотворения>, и которых Он <все-таки> сотворил. Тем более, что замышлять
зло и предпринимать месть свойственно страстям тварей, а не Создателю. Ибо это
<свойственно людям>, которые не знают или не сознают то, что они делают
или думают, когда что-либо случается с ними;17
ибо если какое-либо событие произойдет с ними неожиданно, воспламенением гнева
возбуждаются они к отмщению. Такое отнюдь не <свойственно> Создателю,
Который даже до того, как начертал картину тварного бытия, знал всё, что
случилось прежде и что <случится> впоследствии в результате действий,
а также и намерений разумных <существ>.
7. Но чтобы какой-либо человек из ревностно воображающих, что они ревнуют об
истине, не подумал, что мы вводим от себя нечто новое, о чем древние
православные Отцы не говорили, как если бы мы выдвигали мнение, не соответствующее
истине, пусть всякий желающий обратится к писаниям Блаженного Толкователя18
- человека, который был исполнен благодатных даров и которому были вверены сокровенные
тайны Писаний, чтобы он наставлял на путь к истине всю общину Церкви; кто прежде
всего просветил нас, восточных,19
премудростью: видение нашего ума не в силах вместить блеск его сочинений, вдохновленных
божественным Духом. Ибо мы не отвергаем слова его - да не будет! Напротив, как
одного из апостолов мы принимаем <его>, и всякий, кто противостоит словам
его, кто вносит споры по поводу его толкований или сомневается относительно
его произведений - такого считаем мы чуждым церковной общине и погрешающим
против истины. Итак, хотя мы могли бы доказать <наше учение> на основании
множества отрывков из многих томов его, тем не менее он излагает <дело> особенно
ясно в конце первого тома, составленного им против тех, кто говорит, что грех
присущ <человеческому> естеству.
8. Из блаженного Феодора Толкователя.20
После других просветленных <мыслей> он говорит так: "В грядущем мире те,
кто здесь избрал прекрасное, удостоятся похвал и наслаждения благами; злые же,
которые в течение всей своей жизни были обращены к злым <делам>, после
того, как наказанием и страхом перед ними исправятся разумом своим, изберут
добро, ибо они осознают, что тяжко согрешили и что упорствовали
в злых, а не добрых <делах>; через это получат они знание прекрасного учения
о страхе Божием и научаются, чтобы добровольно придерживаться этого: так удостаиваются
они наслаждения богатства Божия. Ибо Он никогда бы не сказал: Пока не отдашь
до последнего кодранта,21
если бы нам было невозможно, когда мы расплатимся за грехи наши посредством
мучений, освободиться от них. И Он не сказал бы бит будет много и бит
будет меньше,22
если бы мучения, измеряемые в соответствии с грехами, в конце концов не имели
бы завершения".
9. Вот что ясно и неприкровенно, в словах открытых, прямых и незатемненных ради
познания и научения любителей истины вместе с другими подобными <мнениями>
передал в своих книгах блаженный Феодор; вот каких мнений должны мы придерживаться
о Боге, Создателе всего, о Его наказаниях и о грядущем Суде.
10. Поскольку, по слову Господа нашего, свидетельство двух человек истинно,23
- и особенно в случае мужей столь чудных, просветленных и божественных, - подтвердим
слово наше свидетельством другого, столь же истинного свидетеля, как и первый,
из чьего источника пил и сам яснозвучный Феодор, - <а именно> мудрейшего
Диодора, великого учителя Церкви.24
11. Святого Диодора, епископа Тарсийского.
Также и блаженный Диодор, чудный среди учителей и наставник его,25
соглашается с <этим> мнением и со властью излагает его в книге
"О Промысле", в Слове пятом, говоря так: "Награда за труды, достойная справедливости
Создателя, уготована праведникам; а мучения - злым, впрочем - не навечно". Итак,
"даже для последних небесполезно будущее состояние бессмертия;26
ведь если они подвергаются мучению только на краткое время, которое они
заслужили в соответствии со степенью их порочности и их лукавства, то они лишь
получают по заслугам соответственно степени своих дел, и страдание испытывают
они <лишь> в течение короткого времени; наслаждаться же бессмертием будут
они вечно".
Он возвращается к тому же слову и, уточняя его,
говорит: "Если награда за труды столь велика, то насколько большим является
время бессмертия по сравнению с временем борений, то есть <по сравнению>
с миром сим; ведь продолжительность мучений намного меньше, чем множество грехов.
Ибо воскресение из мертвых не должно восприниматься как <относящееся
только> к добрым: оно также и ради злых. Ибо благость Божия дает без меры, а
наказывает умеренно".
12. Таковы слова и таково мнение блаженного Диодора. Но в Слове шестом он говорит
и другие вещи, а именно: "Бог ведь в благих наградах скрывает меру трудов;
в величии же благодати уменьшает Он наказание тех, кто терпит мучение, и сокращает
его продолжительность. Он даже не позволяет времени мучения длиться столько
же, сколько <требовалось для совершения> злых дел. Хотя Он воздает их меньше,
чем они заслужили, - точно так же, как Он продлевает наслаждение добрых за пределы
меры и времени,27
так как награда не имеет конца, - тем не менее, как я уже сказал, неизвестно,
будет ли благость Божия всегда терпеть наличие зла, <причиняющего чувство>
виновности и наносящего вред осужденным".28
13. Далее, повторяя слово свое, говорит он, что "приговор Суда и мучений - не
столь продолжителен, как наслаждение Царства, которое обретем мы тогда",
а также другие <слова>, подобные этим, содержащие то же мнение и сказанные
с той же целью. Он также входит в обсуждение вопроса о демонах29
и их великой наклонности ко злу: "даже такая великая злоба, как их, - говорит
он, - не превосходит меру благости Божией".
14. Такие и подобные восхитительные прозрения и мнения, ведущие к любви и изумлению
Создателем, принадлежат этим великим столпам Церкви, <когда говорят они>
о домостроительстве и грядущем Суде Божием, о великом сострадании Божием,
которое в своем излиянии превосходит и побеждает злые дела тварей. Они30
изгоняют из сознания ребяческое мнение о Боге - <мнение> тех, кто вводит
зло и страстность в естество Его, <говоря>, что из-за обстоятельств времени31
Он изменяется. Они также учат нас о Его наказаниях и мучениях, будь то здесь
или там, <и о том>, какие милосердные помыслы и какую цель Он имеет, позволяя
<мучениям> находить на нас, и какие прекрасные последствия проистекают от
них. <Речь не идет о том>, что в этих мучениях мы должны погибнуть,
или <о том>, что мы будем претерпевать их вечно; <напротив>, по-отцовски
посылает Он их нам, а не из мести, что было бы признаком ненависти. Их <цель>
- чтобы мы думали о Боге и познавали <Его>, и чтобы изумление Им приводило
нас к любви к Нему, и чтобы устыдились мы и исправили поведение наше в здешней
жизни.32
15. Вернемся же к нашей теме и продолжим наше прежнее рассуждение, утвердившись
в том, что всемудрый наш Бог, Который благ, делает все для нашего исправления
и не попускает ничего для нашей погибели или во зло нам, а также в
том, что есть конец у этих болезненных <наказаний>, но не у тех благ. Ибо Он попускает
первые для того, чтобы мы изменились и воспользовались тем, что ведет нас к
добру и чтобы утверждались в <добре>. Таким образом, все виды и
формы наказаний и мучений, которые <происходят> от Него, попускаются
Им не для того, чтобы воздать за деяния прошлого, но использует Он их ради <последующей>
пользы, происходящей от них. Он не приводит нам на совесть наши прошлые поступки,
кроме как для того, чтобы они возбудили в нас ненависть к греху.
Вот что говорят Писания и о чем напоминают нам,
как мы часто показывали в пространном изложении выше, <а именно> что Бог
- не мститель за зло, но исправитель зла: первое свойственно злым <людям>,
тогда как последнее <свойственно> отцу. <Писание> показывает,33
будто Он попускает добро и зло как возмездие, тогда как Его цель - не в этом,
но <в том, чтобы> возбудить в нас любовь и страх, чтобы посредством последнего
мы очистили свой образ жизни, а посредством любви возрасли к разумной добродетели.
16. Если бы это было не так, то какое соответствие было бы между пришествием
Христа и делами поколений, которые были до Него? Неужели воздаянием за те злые
дела кажется тебе это великое сострадание? Скажи мне, если Бог - мздовоздаятель,
и по способу возмездия совершает <дела> Свои, в чем именно усматриваешь ты
здесь доказательство возмездия, о, человек? Покажи мне!
17. Итак, не будем приписывать <делам> Божиим и <действиям> по отношению
к нам намерение отомстить. Напротив, <будем говорить> об отцовском промышлении,
о мудром домостроительстве, о совершенной воле, направленной к нашему благу,
о совершенной любви. Где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви.
Любовь, когда совершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не воздает
тем самым за дела прошлого.34
Но заботится она о том, что наиболее полезно в будущем: она исследует грядущее,
а не прошедшее.
И если противным образом думаем мы, тогда, в соответствии
с таким ребяческим взглядом, Создатель окажется немощным, - я говорю как человек,
- ибо после того, как созданное Им растлилось против Его воли, Он задумал какое-то
другое средство и в воздаяние за его растление уготовал для него <множество>
зол. Такие мнения являются немощными по отношению к Создателю!
18. Ибо если мы задумаемся о том, что поистине есть некое сокровенное домостроительство
в движении творения, и если мы исследуем судьбы Божии, которые несут <в себе>
некую тайну, - ибо негодны такие выражения и такое словоупотребление, когда
к Естеству Создателя мы приближаемся созерцанием, так как они несостоятельны
в отношении знания и свойств этого Естества, проявляющихся в действиях <Божиих>,35
- <тогда> придем и воскликнем Богу вместе с блаженным Давидом, говоря: Судьбы
Твои - бездна великая! Поистине, таково сознание, которое ощутило, по дару
духовного знания, то, что превыше тела и что является более внутренним, чем
<словесные> выражения и телесные образы.
19. Хотя и <говорится> о ярости, гневе, ненависти и прочем применительно
к Создателю, мы не должны представлять, что Он также и делает что-либо из гнева,
ненависти или зависти. Многие образы употреблены в божественных Писаниях
по отношению к Богу, которые весьма далеки от естества Его. И как разумное естество
мало помалу все более просвещается и умудряется в святом знании о тайнах, сокрытых
в словах о Боге,36
- то есть, что мы не все должны понимать как написано, но <что мы> должны
видеть под телесной внешностью37
повествований сокровенное домостроительство вечного знания, которое ведет всех,
- точно так же многое предстоит нам постичь и ощутить, <по отношению к чему>
наше теперешнее знание окажется противоположным <тому, каким оно будет> тогда;38
и все тамошние устроения уничтожат всякое точное мнение,39
которое мы имеем сейчас в наших предположениях относительно истины. Ибо много
поистине бесконечных вещей, которые даже не приходят в наше сознание здесь -
даже в качестве обещаний или обетований.
20. Поэтому мы говорим, что даже в мучениях и приговоре геенны есть некая тайна,
ибо премудрый Творец взял <в качестве> отправного пункта для ее <будущего>
исхода лукавство дел наших и воли нашей, дабы исполнить Свое домостроительство,
в котором содержится умудряющее учение и неизъяснимая польза, <сокрытые>
как от ангелов, так и от людей, а также от тех, кто претерпевает наказание,
будь то демоны или люди, - <сокрытые> в течение всего того времени,
пока властвует назначенный срок.
21. Если грядущий мир есть полностью <царство> благодати, любви, милости
и благости, и если также воскресение из мертвых есть доказательство милосердия
Божия и преизобильной любви Его, за которую невозможно ничем воздать, как же
такое домостроительство будет <предполагать> воздаяние за добрые или злые
<дела> наши? Ибо о воздаянии говорят, когда воздающий мало помалу приходит
к <мысли> о воздаянии в результате происходящих добрых и дурных
действий, и в соответствии с ними: вместе с ежедневными переменами в действиях
меняется и его знание, и помыслы его <меняются> по причинам, связанным с <обстоятельствами>
времени.40
22. Если бы Царство и геенна с самого появления добра и зла не были предусмотрены
в сознании благого Бога нашего, тогда не были бы вечными помыслы Божии о них;
но праведность и грех были известны Ему прежде, чем они проявили себя. Таким
образом, Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы
Богом по Его вечной благости, а не <следствия> воздаяния, даже если Он и
дал им имя воздаяния.
Если бы мы, опять же, говорили или думали, что
<это> действие не преисполнено любви и милосердия, это было бы мнением,
исполненным богохульства по отношению к Господу Богу нашему. Даже <говоря>,
что Он подвергнет нас огню ради страданий, мучения и всяких болей,
мы приписываем божественному Естеству вражду к самим разумным <существам>,
которых Он сотворил по благодати; <то же самое - если мы говорим>, что
Он действует или думает из злобы, мстительности или <желания> расплаты, как
если бы Он мстил Самому Себе. Среди действий Его нет ни одного, которое
не было бы исполнено милости, любви и сострадания: это есть начало
и конец Его отношения к нам.41
Ибо действия Его по отношению к нам не имеют начала или отправного
пункта;42 что же
касается нас, то всякое действие у нас происходит во времени и имеет начало.
Да будет достопоклоняемо доброе сострадание Господа Бога нашего и Его неизмеримая
щедрость: ибо Он многократно угрожает, но по благодати Своей укорачивает
наказание ради того, чтобы любовь к Нему возросла в нас. Да будет имя Его
благословенно! Аминь.
23. Окончено слово, которое, в согласии с божественной целью, сказано о духовном
понимании великого грядущего Суда, насколько божественной благодатью дано нашей
немощи иметь мнение относительно столь высокого намерения43
Жизнодавца всех Бога, Отца всего.
9 Букв. "хотя Писания могут на поверхности полагать такое". ^ |
20 Ср. Феодор Мопсуестийский. Против утверждающих, что грех присущ человеческому естеству (Clavis patrum graecorum 3860). ^ |
24 Диодор Тарсийский был другим не менее авторитетным для восточно-сирийской традиции писателем. ^ |
26 Сир. dubbara d-la mayotuta - "образ жизни (поведение) бессмертия". ^ |
28 Смысл фразы: неизвестно, будет ли Бог вечно терпеть наказание грешников за их грехи. Иначе говоря, Диодор в данном тексте оставляет вопрос о возможности вечных мучений открытым. ^ |
32 Преп. Исаак подчеривает, что мысль о не-вечности мучений не ведет человека к беспечности; скорее наоборот, помышляя о милосердии Создателя, человек стыдится своих злых дел и стремится исправиться. ^ |
38 Букв. "противоположным тамошним вещам". Смысл сказанного преп. Исааком заключается в том, что многое в будущем веке окажется противоположным тому, что нам представляется сейчас. ^ |
40 Букв. "и помыслы его суть причины и от времен получают начало". Смысл сказанного: о воздаянии можно говорить, когда некто следит за происходящими событиями и в зависимости от них замышляет наказание или награду; Бог же заранее знает все, что произойдет, и Его мысль не меняется в результате действий людей. ^ |
42 Букв. "в Нем нет начала движения действий, которые Он предвидит в отношении нас". ^ |
|
|
на первую страницу |