1. Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что,
хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней,2
и за пределами нашего познания - степень страдания в ней. Тем более устремимся
к тому, чтобы вкушать любовь Божию через постоянную мысль о Нем и избежать опыта
геенны, <который происходит> от небрежения. Остережемся растрачивания <себя>
на многое и праздности в нашем сосредоточенном <образе жизни>, чтобы, избегая
как пустых тайных бесед, так и явной праздности, мы получили ощущение тех
милостей в самих себе. О богатстве хорошо, чтобы говорил богатый, и о чине свободы
должен говорить тот, кто ей обладает; о Боге же должен говорить тот, кто удостоился
Бога благодаря своей добродетели. Но тому, чьи действия являются обвинителями
против него самого и чья совесть обличает его самого, ненавистно даже и говорить
о благе - особенно если он говорит не в обличение самому себе, а как уверенный
в <собственной> праведности.3
Хорошо и прилично рассуждать о величии благости Божией, о тайнах Его милостей,
являемых действиями Его, - <милостей>, хотя и сокровенных, однако же раскрывающихся
благодаря их внешним проявлениям в мире, - но для людей низменных и повинных4
стыдно даже дерзать <говорить> на эти темы. [...] для каждого хорошо, когда
он говорит. Красота истины подходит к прекрасным устам. "Святое соответствует
святому в полноте их; огонь ожидает огня, и благоговейному сердцу - хранить
в святости красоты Божии".5
Что же до нас, низменных, то как дерзнем мы уверенно <говорить> о собеседованиях,
относящихся к чину детей? Даже когда мы будем подходить к этому с милостью,
наше грешное сердце может наполниться прозрением, но также и стыдом. Огонь святилища
не мог вынести тех, кто не принадлежал к колену священников.6
2. Украшай себя добродетелью, о <человек> слабый, дабы позволено было тебе
священнодействовать Богу в доме таинств и дабы ты был помазан Духом во
освящение благодаря обилию чистоты, которой ты украшен в служении своих
внешних членов и в сокровенности сердца своего. Изобрази в душе своей образ
прообразовательной скинии - вовне и внутри. В чувствах своих собери собрания
добродетели, и в сердце своем священнодействуй Богу чистую жертву; соверши примирительную
жертву о грехах тех, кто вовне,7
по причине их привязанности к тому, из-за чего впадают они в заблуждение.
И вместо золотой крышки8
поверх Ковчега помести в сердце созерцание тайн Спасителя своего, ибо через
это откроется тебе Бог в откровениях дивных - даже больше, чем посредством
того, что было лишь прообразом настоящих тайн.9
Ибо там Он10
открывал <тайну> первосвященнику посредством слова и видения, и откровение
касалось настоящего и временного. Здесь же, в молчании откровения и безвидном
вспомоществовании дается этому первосвященнику11
во внутреннем святилище сердца откровение о тайне [...познания] Его; и откровение
о новом веке возбуждает ощущение [...] сомневаться в них [...] Итак, красота
[...] таинственное размышление, так что нас не обличает совесть наша, когда
мы говорим об этих вещах [...] Да удостоимся мы уверенности детей, по благодати
[...Господа нашего] Иисуса Христа, Которому слава вместе с [...Его] Отцом и
Святым [Духом], ныне и присно и во веки веков. [Аминь].
1 Текст данной Беседы в рукописи Bodleian syr.e.7 поврежден. ^ |
5 Слово lam указывает на то, что данная фраза является цитатой. Источник, откуда взята цитата, установить не удается. ^ |
7 Т.е. тех, кто вне святилища (м.б. не-христиан, находящихся вне Церкви). ^ |
|
|
на первую страницу |